Проблема идеального в марксистской философии

Идеальное – это философское понятие, характеризующее специфический способ бытия объекта. Маркс: «Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». Сферу идеального образуют: 1. чувственные и умственные образы 2. способы их построения и оперирования ими

3. духовные ценности и соответствующие ценностные ориентации. Все эти формы, сложившиеся в процессе исторического развития культуры, не могут существовать вне деятельности человека, способного их воспринимать и воспроизводить. Идеальное всегда обладает материальным носителем. В качестве такого носителя может выступать как нервно-мозговая ткань человеческого организма, так и феномены культуры (например: естественный язык и другие знаковые системы). В отечественной марксистской философии в настоящее время существуют три концепции идеального:

1. Дубровский Д.И. «Проблема идеального». Идеальное – это сугубо субъективная реальность, т.е. совокупность субъективных образов сознания, отражающих объективный мир. Идеальное существует исключительно на базе психики отдельного человека и оно всегда сугубо (исключительно) индивидуально. 2. Ильенков И.В. «Идеальное» (// Философская энциклопедия) Идеальное – это особого рода объективная реальность. Она может быть определена как представленность (репрезентация) какого-либо общего свойства некоторого класса объектов в том или ином предмете труда и культуры. Первичное проявление идеального – это схема практической деятельности; практика представляет собой некоторый класс объектов в последовательности и характере операций, т.е. в схеме практической деятельности с данным классом объектов. Вторичное проявление идеального – это субъективный образ. 3. Лифшиц М.А. «Об идеальном и реальном» 1984 г. (// журнал «Вопросы философии») Понятие идеального должно быть распространено за пределы человеческого общества, на природу. Природные объекты отличаются друг от друга по степени совершенства, т.е. в природе встречаются совершенные, идеальные экземпляры, которые могут рассматриваться как природные эталоны. Действуя с ними, человек получает информацию о целом классе объектов. Вывод. Идеальное существует в 3-х формах: 1. в форме образцового (эталонного) предмета. В этом случае идеальное объективно. 2. идеальное может существовать как носитель, осуществляющий передачу субъекту информацию об объектах. Ильенков считает, что, по Марксу, таким носителем считается система практики => идеальное в этом смысле имеет относительно субъективную природу. 3. идеальное существует как субъективная реальность, как образ сознания человека. Идеальное – это не философия мозга, а целостного субъективно-объективного отношения, идеальное в той же мере невозможно без объекта, как и без субъекта, его практической деятельности и сознания.

Субъективная диалектика также имеет 2 смысла: 1) это диалектика сознания, мышления. Эта категория даёт указания на диалектический характер познавательной и в целом духовной деятельности человека 2) это отражение в человеческом мышлении процессов, которые происходят в природе. Диалектика мышления отражает диалектику природы в формах понятий, категорий и связей между ними. «Диалектика природы» Энгельса: «Наше субъективное мышление и объективный мир подчинены одним и тем же законам и поэтому они не могут противоречить друг другу в своих результатах». Иные точки зрения по проблеме диалектики высказали следующие философские направления: 1. неомарксизм (в лице представителей франкфуртской школы) 2. неогегельянство (Александр Кожев – бывший Кожевников) 3. экзистенциализм (в лице Ж.-П. Сартра) Все 3 направления настаивают на том, что диалектика – это активность отрицания, источником которой является сознание человека => диалектика ограничивается сферой сознания. Диалектика выступает в 3-х видах: 1. диалектика как теория познания

В этом качестве диалектика изучает происхождение и развитие познания. Диалектика в этом качестве рассматривает предмет познания в его историческом становлении.

2. диалектическая логика (диалектика как логика) В этом качестве диалектика изучает мышление как процесс, в котором совершается построение системы категорий через их взаимосвязи. Диалектика как логика изучает также и специфические процедуры построения системы конкретного знания (например: восхождение от абстрактного к конкретному) 3. диалектика как универсальный метод (способ)познания и преобразования мира человеком.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: