Диалект. логика. Принцип единства истор. и логического

В отличие от формальной логики, которая полагает формы мышления статичными, неизменными, диалектическая логика изучает мышление в двух аспектах:

1) в аспекте единства формы и содержания мысли 2) в аспекте взаимодействия и развития элементов мысли и, прежде всего, – понятий. Идея диалектической логики была воплощена, продемонстрирована в известной работе Гегеля, которая называется «Наука логики». У Гегеля диалектическая логика представлена в её идеалистическом варианте. В материалистическом осмыслении эта идея воплощена в работе Маркса «Капитал».

Согласно диалектической логике (в любом варианте), только в системе категорий отдельные категории, понятия обретают свой конкретный смысл. В реальном процессе познания отдельные понятия со стороны своего содержания взаимодействуют друг с другом, вступают в противоречия и образуют в синтезе новые категории, понятия. Принцип единства исторического и логического Реализован в «Капитале» Маркса. Историческое – это реальный процесс становления и развития изучаемого объекта (например, капитала). Логическое – это теоретическое воспроизведение развитого и развивающегося объекта во всех его существенных закономерных связях и соотношениях.

Суть принципа: логика объекта – это история становления данного объекта, но представленная в её основных существенных и закономерных соотношениях.

Объяснение объекта (предмета) в свете этого принципа означает теоретическую демонстрацию необходимости возникновения этого объекта. Только тогда, когда случайные и неповторимые исторические формы генезиса объекта становятся необходимой формой логического движения (т.е. формой теоретического мышления об этом объекте), достигается действительное единство логического и исторического.

 

 

41. Этапы становления диалектики Материалистическая диалектика в современном понятии – это учение о закономерных связях, становлении и развитии бытия и познания.

По Энгельсу, диалектика – это наука, изучающая всеобщие моменты процесса развития.

Материалистическая диалектика как система включает в себя следующие элементы: 1. фундаментальные принципы: принцип системности, принцип всеобщности противоречия, принцип всеобщности развития, принцип всеобщей универсальной взаимосвязи. 2. законы:

ü закон единства и борьбы противоположностей

(этот закон характеризует источник развития)

ü закон перехода количественных изменений в качественные

(характеризует механизм процесса развития)

ü закон отрицания отрицания

(характеризует направление (форму) развития).

3. категории диалектики – это наиболее общие философские понятия, отражающие и обозначающие всеобщие универсальные формы бытия и познания.

В основном категории диалектики носят парный характер (например: причина – следствие, необходимость – случайность, возможность – действительность, форма – содержание, сущность – явление), также есть триады (единичное – особенное – общее).

Вслед за Энгельсом современная отечественная философия выделяет диалектику

· объективную и

· субъективную. Объективная диалектика (диалектика природы) – это

1) в первом смысле это понятие, применяемое для обозначения диалектического характера процессов, происходящих в объективном вещно-предметном мире

2) во втором смысле это общая теория развития объективного мира.

 

42. Понятие развития изначально сопряжено с понятием системы (изначально вводится допущение, что развиваться могут только системные объекты) и понятием «уровень организации системы». Развитие – это вид изменения (движение). Развитие отличается от функционирования. Функционирование – это движение в состояниях одного и того же уровня организации системы. В отличие от функционирования, развитие – это смена состояний, которая обусловлена для всей системы невозможностью сохранения существующих форм функционирования => развитие всегда связано с изменением уровня организации системы. Алексеев и Панин предлагают в качестве признаков развития следующие: 1. качественный характер изменений (в процессе развития происходит качественное преобразование подсистем данного объекта) 2. направленность изменений

3. необратимость изменений (необратимость может пониматься как возникновение принципиально новых возможностей для объекта в целом) => Развитие – это необратимые, направленные и качественные изменения системы. Развитие предполагает следующие направления:

1. ряд авторов выделяет так называемое «одноуровневое развитие» – это увеличение или уменьшение качественного многообразия в пределах одного и того же уровня организации. Пример: идеоадаптация. 2. прогресс – это развитие от старого как низшего к новому как высшему 3. регресс – это наоборот. Соотношение прогресса и регресса:

1. Регресс может выступать как подчинённая или внутренняя сторона прогресса; общий прогресс системы может включать в себя регресс отдельных элементов структуры и функций (положение сомнительно, его нужно обосновать) 2. Прогресс одной материальной системы, включённой в систему большего масштаба, может оказаться лишь стороной регресса этой второй системы. 3. Понятие прогресса (по мнению современной философии) неприменимо ко всей материи в целом, оно может относиться только к конечным, ограниченным системам. Проблема критериев прогресса состоит в том, что критерии прогресса различны для различных уровней организации материи.

Для неорганической природы таким критерием является степень усложнения структуры системы (например: молекулярный уровень организации по сравнению с атомарным). Степень усложнения структуры системы определяется следующими показателями: 1. усложнение состава системы (появление новых подсистем) 2. рост числа внутренних и внешних взаимодействий системы 3. увеличение, возрастание возможностей для таких взаимодействий (возрастание степеней свободы). Для живой природы применяется так называемый «функциональный критерий» - возрастание степени системной организации объекта, позволяющее новой системе выполнять функции, недоступные старой системе. Для общественных систем применяется: 1. так называемый «экономический критерий» - социальный прогресс измеряется, определяется темпами роста производительности труда. 2. гуманистический критерий: показателем является мера свободы человека в том или ином отношении(имеется в виду уровень реальных возможностей для свободного развития личности и уровень возможности для гармонизации интересов общества (т.е. коллективных) и интересов личности). Гуманистический критерий в современном понимании был выдвинут К. Марксом – «На место экономического богатства и экономической нищеты становятся богатый человек и богатая человеческая потребность. Богатый человек – это человек, нуждающийся во всей полноте человеческих проявлений жизни». Комплексный критерий общественного прогресса предполагает комплекс показателей общественного прогресса: 1. темпы роста производства и производительности труда, ведущие к возрастанию свободы человека по отношению к природе. 2. степень свободы работников от эксплуатации 3. общественный прогресс измеряется в том числе и уровнем демократизации общественной жизни 4. уровень реальных возможностей для всестороннего развития индивидов в этом обществе.Современные метафизические трактовки развития основаны на противопоставлении, постепенности, непрерывности, внезапности изменений, а не на противопоставлении противоположных сторон самого процесса развития. Представлены концепции: 1. эволюционизм в концепции Герберта Спенсера 2. творческий эволюционизм - А. Бергсон.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: