Первая историческая форма позтивизма

Предствители: Спенсер Герберт, Огюст Конт.

Конт основатель позитивизма. По его мнению, философские знания должны быть абсолютно точными и действительными. Для его достижения философия должна использовать научный метод при познании и опираться на достижения других наук.
Основным способом получения научного знания должно стать эмпирическое наблюдение. Философия должна использовать лишь факты, а не их причины. Ф илософия должна освободиться от ценностного подхода и от оценочного характера при исследовании.

2) Вторая историческая форма позитивизмаэмпириокритицизм (от греч.-опыт и условный знак, символ) – возникла на рубеже 19–20 вв.

Представители: Мах, Авенариус.

Главная илея эмпириоклассицизма — критика опыта: в основе философии должны лежать критические опыты.

Сторонники эмпериоклассицизма считают, что все предметы, явления окружающего мира представляются человеку в виде комплекса ощущений, поэтому изучение окружающего мира возможно только опытное исследование человеческих ощущений. Поскольку человеческие ощущения имеют место во всех науках, философия должна стать интегративной и достоверной наукой об ощущениях человека.

3) Третья историяеская форма позитивизма — неопозитивизм.

Представители: Карнап, М. Шлик,

Неопозитивисты считали, что философия должна заниматься анализом языка науки, поскольку язык, как и язык науки, является средством, через которое человек позитивно научно воспринимает окружающий мир. Основной принцип неопозитивизма — принцип верификации, т. е. сравнение всех положений науки с фактами опытов. Лишь тогда положение, понятие имеет смысл. Представляет интерес для науки, когда его можно верифицировать, т.е. подвергнуть опытной проверке фактами. Большинство проблем философии — бытие, сознание, Бог и т. д. верификации неподвержен.

4) Четвертая форма позитивизма — постпозитивизм.

Представители: Лакатос, Кун, Поппер.

Она характеризуется отходом от многих принципиальных положений позитивизма. Подобная эволюция характерна для творчества Карла Поппера, пришедшево к выводу, что философские проблемы не сводятся к анализу языка. Главной задачей философии видел в проблеме демаркации — разграничение научного знания от ненаучной. Метод фальсификации, т.е. на принципиальной опровержимости любого утверждения, относящегося к науке. Если утверждение концепции или теории не могут быть опровергнуты, то они относятся не к науке, а к религии. Рост научного знания заключается в выдвижении смелых гипотез и их опровержении. Это ведет к решению все более глубоких научных проблем.

Развитие науки — это смена проблемных ситуаций, отмирание и выживании теории.

С критикой неопозитивзского понимания науки выступил американский философ Томас Кун. Он отрицает абсолютность критерий научности. По Куну, исторический процесс развития научного знания рассматривается как постоянная смена парадигмов (стандарты, нормы, критерии, установки), приняятые членами научного сообщества. Старая парадигма «Взрывется» под давлением аномалии, возникает новая, сущетсвующая до нового революционного периода.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: