Место и роль философии в культуре

Философия - это самосознание культуры, или, говоря языком философии, она есть «рефлeксия» культуры (reflexio по-латински означает «загибание, поворот к себе»). Так ее определяет западно-европейское, рациональное мышление, поскольку в других цивилизациях, например, на Востоке философия была неотъемлемой частью мистического откровения о мире и человеке. В русской культуре ХVII-XVIII вв. философия воспринималась в духе просвещения, в XIX в. она получила развитие в лоне христианской религиозной мысли, а в советскую эпоху она стала мощным идеологическим оружием. Происходящий в наши дни гуманистический ренессанс философии означает смену ценностных ориентаций в культуре. В ситуации «кризиса» культуры философия оказывается источником конструктивных знаний и опыта, открывающего пусть к диалогу культур.

Культура имеет свою историю, свой особый характер в разные времена и у разных народов. Какова культура, таково и ее отражение в «зеркале» философской мысли. Отмечая историчность последней, Гегель писал, что философия - это «эпоха, схваченная в мысли». На важность такого подхода указывал наш современник, В.С. Библер, считая, что философия XXI века открывает особую логику культуры как диалог логик прошлого и настоящего.

Предметом философии является изучение проблем объективной реальности, т.е. мира, существующего независимо от нас и познаваемого нами с помощью средств научного познания.
Особенностью философии является то, что это мировоззренческая и методологическая наука. Именно этими двумя чертами она отличается от всех других наук.
Мировоззренческий характер философского знания выражается в следующем. Философия дает понимание целого, формулирует наиболее общие понятия, категории. Философия может формировать материалистическое или идеалистическое мировоззрение.
Материализм принимает за основу мира материю, материальное, природное начало. Идеализм – идеальное, духовное начало. Материализм может носить натурфилософский характер или механистический (когда природа и человек рассматриваются как механизм). Идеализм может быть объективным идеализмом или субъективным, поскольку идеальное начало может быть либо независящим от человека, объективным, либо субъективным, зависящим от субъекта.
Методологический характер философского знания выражается в том, что философия есть наука о методе (т.е. о пути) познания. Методы, применяемые в ходе познания, могут быть различными. Это может быть следование традиции и привычке, догме и авторитету. Такой метод называется догматизмом. Научная философия противопоставляет любой догме диалектику. Диалектический метод предполагает признание бесконечной изменчивости мира, развития, а следовательно, и - бесконечно развивающегося познания этого мира.
Немецкий философ нашего времени М. Хайдеггер определил философию как "спрашивание, в котором мы пытаемся охватить своими вопросами совокупное целое сущего и спрашиваем о нем так, что мы сами, спрашивающие, оказываемся поставлены под вопрос". Категории философии — это понятия особого рода, они не являются формулами всеобщих свойств какой-то определенной области (животное, язык); но "они охватывают каждый раз целое, они предельные смыслы, вбирающие понятия".
Предметом философии является анализ предельно широких, универсальных понятий, категорий. К ним относятся такие понятия как бытие и материи, предмет и явление, процесс и изменение. Философия изучает взаимодействие понятий причины - следствия, случайного - необходимого, части - целого, элемента - структуры и т.д.
Философские категории отражают наиболее общие связи и отношения вещей. В своей совокупности они составляют основу всякого человеческого разумения, интеллекта. Они относятся не к какой-то одной области явлений, а к любым явлениям. Так, без понятия причины невозможно обойтись ни в повседневной жизни, ни в науке, ни в практической деятельности. Поэтому категории называются предельными основаниями и универсальными формами культуры. Их называют также вечными формами "чистого" разума (И. Кант).
Философия как представление о целом имеет свою структуру. Философское знание по своей структуре - сложное явление. В ней три основных компонента.
Первый компонент философии - учение о бытии, или онтология. Слово "онтология" происходит от греч. ontos - сущее и logos - учение. Онтология - это философское учение о сущности бытия.
Второй компонент философии - учение о познании, или гносеология. Слово " гносеология " происходит от греч. gnoses - познание и logos- знание. Гносеология - это философское учение о познании бытия.
Третий компонент философии - учение о ценностях, аксиология. Слово "аксиология" происходит от греч. axios - ценный и logos - знание. Аксиология - это философское учение о ценностях бытия.
Философия включает в себя также философскую антропологию, этику, эстетику, философию истории, социальную философию, философию права, философию науки и техники, историю философии, философию религии и другие разделы философского знания.
Основные философские вопросы - это проблемы соотношения бытия и сознания, бытия и познания, материального и идеального. Философские вопросы, поистине, это "вечные вопросы" бытия.
Основные функции философии: мировоззренческая и методологическая. Эти две функции философии отражают ее главное предназначение. Эти функции можно назвать функциями экспликации (т. е. выявления). Они позволяют выделить “универсалии”, целое, построить целостное представление о мире.
Из других функций философии наиболее значительными являются следующие.
Функция рационализации и систематизации, теоретического выражения результатов человеческого опыта во всех его формах. К примеру, атомистика Демокрита берет начало из простого обыденного опыта и его обобщения; наблюдение пылинок в солнечном луче, растворение веществ в жидкостях и т. д. Повседневные наблюдения служили толчком к открытию закономерностей.
Критическая функция. Основа философского знания - это ориентация на научный рационализм. Философское знание отвергает всякого рода заблуждения и ошибки, предрассудки и стереотипы, встающие на пути к истинному познанию и деятельности. Особое неприятие у философов во все времена вызывал догматизм (религиозный или иной) и филистерство (самодовольное мещанство и ханжество, невежество обывателя и лицемерие).
Ориентация на будущее. Философия, опирающаяся на теоретическое осмысление жизни, обладает всеми возможностями творческого формирования новых взглядов и идей, закладывает фундамент новых миропонимании, системы для будущего. Таковыми могут считаться “планетарная философия и этика”, или “русский космизм” Вернадского, Циолковского, Чижевского. Философия рассматривает единство человека и Вселенной, единство бытия, перспективы развития человека во Вселенной.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: