double arrow

Проблема структурирования философского знания


1. Иммануил Кант (немецкая классическая философия) «Критика чистого разума»- программный труд; определение основного вопроса философии: что я могу знать?(границы знания, способы и формы познания). Что я должен делать? На что могу надеяться? (как человек должен поступать в мире других людей)

2. Основной вопрос – отношение мышления к бытию. Что первично: дух или природа? Основной вопрос фиксирует онтологическое и гносеологическое отношение материи и сознания. Энгельс (диалектический материализм) – вопрос об отношении мышления к бытию, духа к материи (онтология). Данный вопрос решался в истории немецкой философии путем выбора первичного начала и основы мира.

Если первично идеальное начало (идеальное духовное бытие), то картина мира, выстроенная на данной основе, является идеалистической, а направление философии – идеализмом. 2 вида идеализма: 1. Объективное (Платон): существует идеальное духовное начало, которое лежит в основе сущего. Данное начало существует независимо от человеческого сознания. 2. Субъективное (Беккли, Д. Юн): исходит из того, что объективная реальность существует независимо от человеческого сознания, благодаря способности человека к мышлению и пониманию.

Если первично материальное начало (материя), то картина мира является материалистической, а направление философии – материализмом. Бывает: 1. Стихийный (ранняя греческая философия) 2. Механический (французская философия конца 18 века) 3. Диалектический (Энгельс и К. Маркс)

Гносеология – вопрос о познаваемости мира. Одни авторы исходят из гносеологического оптимизма (гносеология изучает проблему познания; мир познаваем , можно получить всеобщее и универсальное знание (Платон, Аристотель, Декарт, Спиноза, Лейбниц, Гегель)). Другие – из гносеологического пессимизма (познающий субъект не способен выйти за определенные положенные ему границы (Кант, Юн)).

3. Хайдеггер и Мамардашвили (экзистенциализм). Почему есть нечто, а не ничто? Почему есть порядок, а не хаос?

Хаос естественен, порядок искусственен, нуждается в основании, которое приводит к его возникновению. Порядок всегда удерживается человеком (усилие воли = поступок, усилие мысли = мышление, усилие чувства). Основной вопрос философии: как возможен порядок? Философия должна раскрыть основания порядка.




Система философского знания.

Разделы: 1. Онтология – область философского знания, в центре которого стоит проблема бытия. 2. Гносеология (познание + учение), область философского знания, в центре которого проблема познания. 3. Эстетика – как возможен возвышенный опыт человека? 4. Этика – как возможен нравственный опыт человека?

Философию различают в зависимости от объекта, к которому она обращается. (философия истории, культуры, социальная)

Парадигма философского мышления.

Философские парадигмы: 1. Онтологическая 2. Гносеологическая 3. Антропологическая 4. Affirmo

1. Что есть бытие? Зарождается в античной философии (Ранняя Греция), получает развитие в средневековой (расцвет, Августин)и поздней культуре (Гегель, Энгельс, 19 век). Парменид впервые ставит ставит ключевой вопрос. Бытие – то, что делает сущее именно данным сущим. (человека человеком и т.д.)

Конев: Тезис Парменида – on he on (бытие как бытие). Бытие есть, небытия нет. Истина – свойство бытия, а не мысли. Для Парменида истинная мысль тождественна бытию. Платон рассматривает познание истины как проявление идеи в уме. Идея открывается уму как истинное бытие. Эта парадигма ориентирует человека в познании и деятельности на мир вне человека, на мир не только объективный, но и абсолютный.

2. Культура Нового времени (начало 16 в. – 20 век, до конца 1 мировой войны). Вопрос о познании, о способах, источниках познания. Основные школы: 1. Эмпиризм (Бэкон, Гоббс, Локк, английская философия) 2. Рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц) 3. Немецкая классич. Философия (Фихте, Шеллинг, Гегель ,первая половина 19 века) 4. Философия позитивизма (Конт, Спенсер) 5. Феноменология (Э. Гуссерль)



Конев: парадигма cogito (cogito ergo sum- мыслю => существую, Декарт). Разум – рациональное условие познания. Философия cogito ищет обоснование достоверности научного знания., анализируя саму науку и способы ее действия. Истина есть то, что всеобще и необходимо , а бытие (мир природы и человека) есть то, где реализуется главный научный принцип «если А, то В». От разума зависит чувственный опыт и мир предметов.

3. Начало 19 века – возникновение, наиболее полное выражение в философии 20 века. Вопрос о смысле человеческого бытия. Как возможна человеческая индивидуальность? В каких формах и способах она себя выражает? Направления: 1. Философия жизни (Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше, Дильтей) 2. Экзистенциализм (Сартр, Камю) 3. Религиозный (Ясперс, Марсель) 4. Герменевтика (Гадамер) 5. Философия диалога (Бахтин, Бубер, Левинас)

Конев: парадигма existenz (бытие как жизнь, переживание, понимание жизни, интуиция). Действительность не является ни чистым бытием, ни чистым мышлением. Парадокс: новая действительность философского рассуждения – бытие человеческого существования. Оно не доступно рациональному познанию => философскому познанию, т.к. оно рационально.

4. Affirmo («утверждать») Как человек утверждает свое бытие. Способность человека к утверждению значимого начала (смысл, ценность, идея) – основание социокультурного мира. 2 половина 20 столетия (Ж. Делёз, Конев, Мамардашвили)

Не из лекций

 

Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия – к мышлению (сознанию). Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии. Материя и сознание (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии – онтологическая и гносеологическая.

Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание?

Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?

Кант:

-Что я могу знать?

- Что я могу делать?

- На что я могу надеяться?

Энгельс:

- об отношении мышления к бытию, духа и материи.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: