Возникновение и эволюция идеи первоначала в ранне-греческой философии

Античная философия, периодизация: 1 этап – 6-5 век до н.э. Два направления: 1. Натуралистическое (проблема фюзиса и космоса. Ионийцы, пифагорейцы, элеаты) 2. Гуманистическое (вопрос о сущности человека. Сократ); 2 этап – 5-4 век до н.э. Классическая греческая философия (Платон, Аристотель). Метафизические вопросы, формируется классический проект античной метафизики; 3 этап – 4 век до н.э. (философия эллинизма, гносеологические, этические, эстетические вопросы); 4 этап – 3 век до н.э. – 5 век н.э. (гибель античной философии, борьба неоплатонизма и нарожденного христианства).

Проблема первоначала. Милетская школа.

Первоначало (архэ) – то, что лежит в основе всего существующего, причина и источник всякого сущего. Впервые ставится вопрос «что есть бытие?».

Согласно Фалесу первоначало – вода, т.е. все сущее произошло из воды, вода – сущность каждой вещи. Вещи возвращаются в водное пространство. Вода – не химический элемент, а живое божественное начало (сакральный характер). Вещественное первоначало воды и вся происшедшая из него природа не мертвы, не лишены одушевленности. Пример: магнит и янтарь. Т.к. магнит и янтарь способны приводить тела в движение, то => у них есть душа. Душа человека важна, носитель разумности и справедливости, она ближе всего богам.

Анаксимандр: первоначало – апейрон (беспредельное) – абстрактное, идеальное начало. Первовещество, из которого обособляются противоположности теплого и холодного, дающие начало всему. Это первоначало не имеет границ.

Анаксимандр учил, что все сущее произошло из беспредельного через отделение от него. По обособлении теплого и холодного возникает огненная оболочка, воздух ее прорывая, образовал 3 круга: круг звезд, солнца и луны. Земля в середине мира, она неподвижна. Но отделяясь, все сущее обретает предел (конечность). Апейрон мстит своим созданиям за обособление. Мир не вечен, но при разрушении его из беспредельного выделяется новый мир, и этой смене нет конца.

Анаксимен: возвращение к идее Фалеса, связывает первоначало с той стихией, которая и обозначает жизнь. Воздух – божественное, одушевленное начало. При разрежении и сгущении из воздуха образуются все вещества: вода, земля, камни, огонь. Земля – плоский диск, поддерживаемый воздухом, так же как парящие в нем диски светил.

1. Впервые в Милет. Школе ставится вопрос о бытии (как первоначале)

2. Первоначало – причина и источник всего сущего (раскрывает сущее как упорядоченное целое)

3. Первоначало – живое (духовное, одушевленное) начало мира.

+ Пифагор: начало всего- число, т.к. в числе он находил много сходства с тем, что существует и происходит и т.к. числа – первичные элементы всех математических начал. Числа – сочетание предельного и беспредельного. Беспредельное – неоформленное вещество, а предел – начало оформления. Числа принимаются за начала и в качестве материи вещей, и в качестве выражения их состояний. При этом числа имеют бытие, не отделенное от вещей.

Не из лекций

Древнегреческая философия возникла не в собственно Греции, не на Балканском полуострове, а на восточной окраине греческого мира — в ионийских городах западного побережья Малой Азии, основанных греками и развивших раньше, чем это произошло в самой Греции, рабовладельческую промышленность, торговлю и выросшую на их основе духовную культуру. Первые материалистические учения на грани 7 — 6 вв. до н. э. возникли в Милете — крупнейшем в 6 в. до н. э. из всех малоазиатских греческих городов. С конца 7 до конца 6 в. до н. э. здесь последовательно жили и учили три мыслителя: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Задавшись вопросом о том, откуда все возникает и во что все превращается, они искали начало происхождения и изменения всех вещей. При этом они понимали первовещество не как мертвую и косную материю, а как вещество, живое в целом и в частях, наделенное душой и движением. Все три первых милетских философа сочетали философское исследование, а также зачатки научного исследования с запросами и задачами разносторонней практической деятельности. Поэтому они оказались одновременно создателями первых в Древней Греции астрономических, математических, физических и биологических понятий и догадок, конструкторами первых простейших научных приборов (гномон, солнечные часы, модель небесной сферы), а также авторами первых основанных на наблюдении предсказаний астрономических явлений. Однако собранные и самостоятельно добытые ими знания являются для них не отдельными истинами наук (которых еще не было) и не только основой для практического действия, но прежде всего элементами цельного мировоззрения, объединяющего отдельные чувственные явления в мысли об общем для них вещественном первоначале.

Фалес

Первым в ряду милетских философов был Фалес (конец 7 — первая половина 6 в. до н. э.). Это был деятель, соединявший интерес к запросам практической жизни с глубоким интересом к вопросам о строении мироздания. Он был гидроинженером, прославившимся своими работами, разносторонним ученым и мыслителем, изобретателем астрономических приборов. Свои географические, астрономические и физические познания Фалес связал в стройное философское представление о мире, материалистическое в основе, несмотря на ясные следы мифологических представлений.

Фалес полагал, что существующее возникло из некоего влажного первовещества, или «воды». Все постоянно рождается из этого единого источника. Сама Земля держится на воде и окружена со всех сторон океаном. Она пребывает на воде, как диск или доска, плавающая на поверхности водоема. В то же время вещественное первоначало «воды» и вся происшедшая из него природа не мертвы, не лишены одушевленности. Во вселенной все полно богов, все одушевлено. Пример и доказательство всеобщей одушевленности Фалес видел в свойствах магнита и янтаря; так как магнит и янтарь способны приводить тела в движение, то, следовательно, они имеют душу. Фалесу принадлежит попытка разобраться в строении окружающей Землю вселенной, определить, в каком порядке расположены по отношению к Земле небесные светила: Луна, Солнце, звезды.

Младший современник Фалеса Анаксимандр признал единым и постоянным источником рождения всех вещей уже не «воду» и вообще не какое-либо отдельное вещество, а первовещество, из которого обособляются противоположности теплого и холодного, дающие начало всем веществам. Это первоначало, отличное от остальных веществ (и в этом смысле неопределенное), не имеет границ и потому есть «беспредельное».

Уже в древности возник «Анаксимандров вопрос» о том, понимать ли апейрон как смесь первовеществ, как нечто среднее между ними, как нечто совершенно неопределенное и веществам даже противоположное или как прообраз «материи» Платона. Но дошедшие до нас фрагменты не позволяют определенно ответить на этот вопрос.
Анаксимен

Последний в ряду милетских философов — Анаксимен, достигший зрелости ко времени завоевания Милета персами, — развил новые представления о мире. Приняв в качестве первовещества воздух, он ввел новую и важную идею о процессе разрежения и сгущения, посредством которого из воздуха образуются все вещества: вода, земля, камни и огонь. «Воздух» для него — дыхание, обнимающее весь мир, подобно тому как наша душа, будучи дыханием, держит нас. По природе своей «воздух» — род пара или темного облака и сродни пустоте. Земля — плоский диск, поддерживаемый воздухом, так же как парящие в нем плоские, состоящие из огня, диски светил. Анаксимен исправил учение Анаксимандра о порядке расположения в мировом пространстве Луны, Солнца и звезд. Современники и последующие греческие философы придавали Анаксимену значение большее, чем другим милетским философам. Пифагорейцы усвоили его учение о том, что мир вдыхает в себя воздух (или пустоту), а также кое-что из его учения о небесных светилах.

С утратой Милетом (в начале 5 в. до н. э.) политической самостоятельности, отнятой персами, прекращается цветущий период жизни Милета и замирает развитие здесь философии. Однако в других городах Греции учения милетцев не только продолжали оказывать действие, но и нашли продолжателей. Таковы были Гиппон из Самоса, примыкавший к учению Фалеса, а также прославившийся Диоген из Аполлонии (5 в. до н.э.), выводивший вслед за Анаксименом все из воздуха. Диоген развил мысль о множественности самих изменений.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: