Китайская философия возникла в эпоху феодальной раздробленности и усобиц, что определило ее направленность на этику и политику. Наиболее крупные школы древнекитайской философии: школа инь и ян, школа пяти первоэлементов, легизм (школа закона), моизм, конфуцианство, даосизм. К аждая школа специализировалась на специфических, присущих только ей проблемах.
Так, школе инь и ян присуще учение о двух началах: женском инь, и мужском ян. С инь ассоциируется все темное и тяжелое, с ян – все светлое и легкое. Инь – чувственное, ян – рациональное. Инь – земля, ян – небо. Эти начала взаимопроникают друг в друга. Борьба и взаимосвязь двух начал создают все многообразие мира. Учение о единстве и борьбе противоположностей – инь и ян – имеет диалектический характер. Школа пяти первоэлементов рассматривала мир в качестве производного от таких начал, как вода, огонь, земля, дерево и металл. Примечательно, что проблемы, поставленные школами инь и ян и пяти первоэлементов, во многом сходны с проблемами ранней греческой философии.
Основатель конфуцианства – китайский мыслитель и политический деятель Кун Фу Цзы (учитель Кун), более известный как Конфуций. Ему принадлежит учение, основанное на гуманитарном знании и золотом правиле этики. Главными идеями конфуцианской философии являются: 1) человеколюбие (жэнь); 2) неукоснительное следование традициям, или долг (ли); 3) сыновняя почтительность (сяо). Все общество в конфуцианстве – это семья, отец которой – император. Конфуций полагал, что главное правило поведения в обществе – выполнение долга, помощь младшим и почитание старших не только по возрасту, но и по положению в обществе.
Главное место в философии Конфуция занимает учение о благородном муже. Благородный муж – это человек долга. Он всегда почитает старших, поступает так, как должно и знает то, что необходимо. Благородный человек не бывает заносчивым, алчным, трусливым, но это достигается чаще воспитанием. Тот, кто благороден от рождения – выше просто воспитанного, но и ему необходимо постоянное совершенствование. Социальные воззрения конфуцианства предполагают идею социальной справедливости, которая отталкивается от выполнения долга. Конфуцианство поддерживает все старое и препятствует новому в обществе, что направлено на сохранение гармонии в отношениях между человеком и природой.
Учение Конфуция изложено в небольшой по объему книге «Лунь юй» («Суждения и беседы»). Она была составлена учениками вскоре после смерти учителя.
Жень: человечность
Конфуций открыл человека, постиг своеобразие его бытия и места в мире. Центральная категория его учения — жень, что обычно на русский язык переводится как «человеческое начало», «милосердие», «человеколюбие», «гуманность». Жень обозначает и специфический признак человека, и программу его деятельности. Это — человеческое начало в человеке, которое является одновременно его долгом. Нельзя сказать, что представляет собой человек, не ответив одновременно на вопрос о том, в чем заключается его нравственное призвание. Говоря по-другому, человек есть то, что он сам из себя делает.
Иероглиф «жень» состоит из двух знаков, обозначающих соответственно человека и цифру два. «Жень» берет свои истоки- и реализуется в отношениях человека с другими людьми. Именноони, эти отношения, составляют собственное пространство человеческого бытия. Отношения между людьми наполняются нравственным смыслом, принимают гармоничный характер по мере того, как они становятся взаимными.
Ли: ритуал
«Жень» как человеколюбие, начало взаимности в отношениях — общий принцип поведения. Его конкретным воплощением является ритуал. Если «жень» можно охарактеризовать как душу человеческого общения, то ритуал является его плотью.
В самом общем виде под ритуалом понимаются конкретные нормы и образцы общественно достойного поведения.Ритуал соединяет людей, но соединяет так, что применительно к каждому типовому отношению обозначает оптимальную дистанцию, которая позволяет продуктивно общаться разным индивидам.
Человеколюбие Конфуций понимает как взаимность, равенство в отношениях. Однако люди являются разными и по природным качествам, и по социальному статусу. Возникает проблема: как реализовать принцип равенства в отношениях между неравными людьми? Ритуал и является ответом на этот головоломный вопрос. Его можно было бы кратко определить как общественную соразмерность индивидов.
Очень важно понять соотношение «жень» и «ли». «Жень» не существует над или наряду с «ли», а только через «ли». Но и «ли» теряет свое нравственное качество вне соотнесенности с «жень». Этика Конфуция утверждает гуманизм конкретных человеческих взаимоотношений. Она исходит из убеждения, что человеческое согласие важнее абстрактных истин.
Ритуал сам является нравственной мерой поведения, поскольку он обеспечивает согласное существование людей, дает им общие символы. Разумеется, ритуал подвижен, изменчив, но на своей основе и по своим законам. В содержательном плане конфуцианский ритуал держится на двух основаниях: сыновней почтительности (сяо) и исправлении имен (чжен мин).
«Почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям — это основа человеколюбия». Было бы неверно утверждать, будто сыновняя почтительность вторична по отношению к морали, является ее конкретизацией. Она и есть сама мораль, рассмотренная в аспекте взаимоотношения поколений. Отец является для сына последней (и в этом смысле абсолютной) нравственной инстанцией.Почтение сына к отцу, как, впрочем, и забота отца о сыне — первичное, далее не разлагаемое нравственное отношение. Человеколюбие неотрывно от сыновней почтительности.
Сыновняя почтительность — краеугольный камень в здании китайской цивилизации. Принцип сяо устанавливает взаимность в отношениях между неравными людьми по оси времени: почести, которые сын оказывает отцу, возвращаются к нему через его собственных детей.
Люди различаются между собой по социальному статусу и месту в системе общественного разделения труда. Для того чтобы у человека, принадлежащего к определенному сословию и выполняющего определенные функции, установились достойные отношения с людьми других статусов и функций, он должен быть на уровне собственного общественного предназначения.
Важнейшие категории Конфуция - «жень», «ли», «вэнъ» - являются одновременно чертами идеальной личности, именуемой благородным мужем. По сути дела, все учение Конфуция есть ответ на один вопрос-на вопрос о том, как стать благородным мужем.
Цзюнь-цзы: благородный муж
Понятие благородного мужа имеет у Конфуция два взаимосвязанных смысла: принадлежность к аристократии и человеческое совершенство. Принадлежность к аристократии сама по себе не гарантирует человеческого совершенства, ибо для этого необходима упорная духовная работа над собой. В то же время человеческое совершенство не закрыто и для тех, кому судьба предназначила долю простолюдина.
Человеческое совершенство, которое, в принципе, с точки зрения природных потенций, открыто для всех, является конкретной обязанностью определенных (так называемых благородных) сословий. Оно существует как усилие определенных индивидов стать благородными, подняться на уровень своего предназначения.
Благородный муж — средоточие всех высоких качеств, идеальная личность, как ее понимает Конфуций. Он стремится познать правильный путь (дао); всегда и во всем человеколюбив; думает о том, чтобы во всем следовать ритуалу, быть искренним и правдивым в словах, честным и почтительным в поступках; он постоянно учится.
То, как благородный муж строит взаимоотношения с другими людьми, можно выразить в трех предложениях:
· он относится ко всем ровно, одинаково;
· заимствует у окружающих только хорошее и сближается с лучшими;
· судит только самого себя.
Дела благородного мужа должны предшествовать его словам. Благородный муж представляет собой воплощенный синтез нравственности и политики.
Благородный муж — нравственно самостоятельная и самодостаточная личность. Ему в учении Конфуция противостоит низкий человек (сяоженъ). Низкий человек смотрит не вверх, а вниз; думает только о том, как бы извлечь выгоду; не умеет переносить трудности; предъявляет требования другим людям; склонен к раздорам, может даже дойти до разбоя. Это человек своевольный, грубый, неотесанный не только по внешнему виду и манерам, но и в том глубоком смысле, что для него ритуал,представления о человеческом приличии и достоинстве не стали определяющими мотивами поведения. Низкий человек — своего рода антиидеал.
Подобно тому, как благородный муж выделывает сам себя в упорных трудах, низкий человек является результатом нерадения индивидов о самих себе.
Даосизм.
Основатель этого учения Лао-цзы (старый учитель) считается старшим современником. Ему приписывается авторство книги " Дао дэ цзин ", которая стала основой дальнейшего развития даосизма. Книга состоит из двух частей. В первой говорится о пути (Дао), во второй – о Добродетели или законе (Дэ).
В центре внимания даосизма стоят природа, космос и человек, однако эти начала постигаются не рациональным путем, а с помощью непосредственного проникновения в сущность вещей. Мир пребывает в постоянном движении и изменении, развивается, живет и действует спонтанно, без каких-либо причин. Однако познание Дао может дать универсальный, всеобъемлющий ответ на вопрос о происхождении и способе существования всего сущего.
Даосы выделяют два вида дао: «Дао без имени» и «Дао с именем». Безымянное Дао – это всеобъемлющий, всеохватывающий путь развития Вселенной. Дао с именем – это конкретный путь отдельного явления или существа. Впрочем, названное дао стремиться вернуться к безымянному состоянию, в силу чего все вещи временны. Безымянное Дао напоминает по смыслу понятие небытия в европейской философии. Это означает, что под ним понимается абсолютное Ничто и одновременно возможность Всего.
Согласно представлениям даосизма, небытие первично. «В мире всё рождается в бытии, а бытие рождается в небытии». При этом есть основания отождествлять небытие с «безымянным Дао», а бытие – с «дао» имеющем имя». О небытии же можно говорить только отрицательно. Отсюда соответствующие характеристики безымянного Дао (бестелесное, туманное и неопределенное, бесконечное, пустое, неисчерпаемое). «Встречаюсь с ним и не вижу лица его, следую за ним и не вижу спины его» - говорится в Дао дэ цзине.Оно не имеет имени, потому что, назвав его, Мы, тем самым, превращаем его в бытие.
Имея своей глубочайшей основой небытие, все вещи, несмотря на то, что непосредственно они опираются на бытие, непрочны, они постоянно уходят в небытие, в котором и обретают свой покой. Это возвращение – единственно постоянное в мире вещей. Поэтому в «Дао дэ цзине» мы читаем: «В мире – большое разнообразие вещей, но все они возвращаются к своему началу. Возвращение к Началу называется покоем, покой называется возвращением к Сущности, Возвращение к сущности называется постоянством» Только Ничто вечно!
Дао – это такой Путь (всего), который не имеет ни начала, ни завершения. Человек находится на этом пути, с которого сойти невозможно. Поэтому дао для человека – это нечто вроде неумолимой судьбы, неизбежности. Тот, кто сопротивляется, лишь причиняет себе вред и получает страдания. Главный этический принцип даосов – не-деяние, жизнь по течению (у-вэй). Буквально он означает следующее: «не делай ничего, и не будет ничего не сделанного». Это означает, что необходимо делать лишь то, что соответствует пути и не делать ничего, что ему противоречит
«Все существа носят в себе Инь и Ян, наполнены мельчайшими частицами «ци» и образуют гармонию! Гармония вещей состоит в том, что они заключают в себе противоположное и что они переходят в свою противоположность благодаря максимальному возрастанию каких-то различий.
Понятие «Дэ» означает закон, который ограничивает путь, ограничивает изменение мира. Любое изменение закономерно, а против закона идти бесполезно. Соблюдение «меры вещей» является для человека главной жизненной задачей. Не-деяние – это, скорее, деятельность без нарушения этой меры.
Постижение мира сопровождается тишиной, в которой понимающий муж овладевает миром. Поведение мудреца характеризуется отходом в сторону, отстраненностью от вещей, поскольку их чувственное познание опирается только на частности и «заводит человека на бездорожье». Знание безымянного Дао особое, оно имеет привкус мистики, ибо знание о нем состоит в «мудром молчании», ведь «Тот, Кто знает, не говорит». К тому же это знание доступно не всем людям, а только «совершенномудрым» Такой человек видит за борьбой вещей гармонию, за движением - покой, за бытием – небытие. И это все потому, что он лишен страстей!
Даосы отвергали конфуцианскую «взаимность», в силу того, что она представляла собой не столько требование, безусловно, уважать других, так же, как самого себя, сколько «обмен (моральными) услугами» Совершая добродеянияконфуцианец (в тайне) надеется на благодарность, в противном же случае наказывает «неблагодарного».
Итак, человек следует законам земли. Земля следует законам неба. Небо следует законам Дао. А Дао следует самому себе! Однако совершенномудрый может следовать непосредственно «Дао». «Дао совершенномудрого – это деяние без борьбы»!