Древнеиндийская философия

Индийская философия сформировалась на основе критического переосмысления древних религиозных текстов «Вед» (в переводе с санскрита «знание», «учение»). Веды нельзя назвать философией. Знакомясь с ними, мы погружаемся в некоторый мифический мир, характерной чертой которого является концепция перевоплощения (реинкарнации) души. Переход к религиозно-философскому миропониманию относится ко времени написания «Упанишад» (IX-IV вв. до н.э.). В отличие от ведических гимнов упанишады (буквально: «сидеть около ног учителя») больше похожи на диалоги с элементами аргументации тех или иных положений.

Исходное положение, общее для всех индийских систем мысли,существование Единой истинной реальности, материализацией которой является наша Вселенная. Перевоплощение душ возможно только в том случае, если есть Единое. Ведь если бы оно могло распадаться на части, то уже не было бы вечным. Единство и Вечность, таким образом, оказываются двумя неразрывно связанными свойствами истинного бытия. Слово «сат» (бытие) означает и реальность, и совершенство.

В Упанишадах высшая реальность – это одновременно и божественная личностьи безличный принцип. Один из главных тезисов Упанишад – «все есть Брахман». Различаются два аспекта Брахмана: воплощенный и невоплощенный. Первый – смертный, неподвижный и существующий, второй – бессмертный, двигающийся, истинный. Второй Брахман един, первый множествен. Но «все в бытии» - не только Брахман – все «это и Атман». Главное значение данного слова – «человек», как индивидуальное и как универсальное, космическое, психическое бытие. Т.е. Брахман» как бы изначально содержит в себе «Атман человечности», беременен «сознательностью». С осознанием тождества человеческого «Я» с Атманом и Брахманом связывается высшее состояние человека, который в единстве с ними становится одновременно и Богом, и Мирозданием. Кто знает «Я есть Брахман», тот становится Всем»!

Одной из центральных тем индийской философии является идея круговорота, «колеса» жизни и смерти.Этот вечно возобновляющийся цикл рождений и смертей, называется сансара. Именно в таком цикле воспроизводится вновь и вновь глубинная сущность человека (Атман). Согласно индийской философии, человек должен избавиться от сансары.

Вся индийская философия ищет путь избавления (мокша) от вечного цикла перевоплощений. Это положение занимает ведущее место не только в ортодоксальных, но и в неортодоксальных учениях. Их целью стало аскетическое бегство от мира, поскольку истина не во внешнем мире, а внутри тебя. «Найти самого себя» – основополагающий принцип индийской философии.

Отсюда следуют и этические представления индийцев, основанные на понятиях кармы и ахимсы. Карма часто рассматривается как ключевое понятие, вокруг которого вращается вся индийская философии. Карма (деяние, поступок) – совокупность поступков, накопленных за время пребывания в одном теле. Она тесно связана как с верой в перерождение, так и с идеей моральной причинности.

Под моральной причинностью в данном случае понимается то, что каждый получает в этой жизни то, что заслужил в предыдущих, но имеет возможность оказаться в лучшем положении в следующей жизни. Все несовершенства и страдания в мире являются результатом собственных деяний человека. Если карма будет положительной, т.е. большинство поступков были хорошими, то душа получит в следующей жизни лучшее, в сравнении с предыдущим, тело. При отрицательной карме результат прямо противоположен. Поэтому для добродетельного человека перспективы разворачиваются к лучшему, а для порочного – к худшему.

Принцип ахимсы (не причинения вреда живому) регулирует человеческое поведение не только по отношению к другому человеку, но и по отношению к миру в целом. Это связано с представлениями об отрицательной карме, по которым душа может воплотиться в жизнь не обязательно в человеческом облике.

Буддизм

В основе легенды о Будде лежит реальная жизнь реального человека — Сиддхартхи Гаутамы. Преодоление желаний — так в двух словах можно было бы выразить суть этико-нормативной программы Будды. По его мнению, человеку для того, чтобы добиться высшей цели и прийти к согласию с самим собой, необходимо полностью отрешиться от мира.Учение Будды дошло до нас в позднейших изложениях и интерпретациях. Основными его источниками являются: буддийская каноническая книга «Типи-така» («Три корзины» [закона]), мифологизированный рассказ о жизни Будды насанскрите «Лалитавистара».

 

Срединный путь

Исходным пунктом жизнеучения Будды является констатация того, что ни наслаждение жизнью, ни умерщвление страстей не ведут к блаженству. Вывод этот был выстрадан Буддой. Под блаженством (счастьем) в самом общем смысле понимается трудно определимое состояние человеческой завершенности, когда индивид преодолевает свою внутреннюю смуту и достигает тождества с самим собой, когда он полностью доволен и не хочет ничего другого, когда он, говоря образно, может просто остановить часы, ибо он - вне времени и ничего лучше того, что он уже имеет, не бывает.

Блаженство состоит в том, чтобы вырваться из круговорота рождений и смертей. На лодке удовольствий и лодке самоистязаний невозможно переплыть океан сансары. Убедившись в этом, Будда стал искать и нашел третий путь. Третий путь не является комбинацией первых двух. Это — не равнодействующая гедонизма и аскетизма. «Верную срединную дорогу» Будды нельзя уподоблять известному нам из греческой античности принципу меры. Страстям угодить невозможно. И как бы ни относиться к ним, ублажать ли их льстиво, подавлять ли беспощадно, или сочетать лесть с суровостью в разных пропорциях, они не изменят своей темной иррациональной природы.

Четыре благородные истины

В основе жизнеучения Будды лежат четыре благородные истины, открывшиеся ему в знаменитую ночь просветления под смоковницей.

Первая благородная истина — о страдании (тяготе ). Рождение, болезнь, смерть, разлука с милым, не иметь, чего хочется, словом, сама жизнь в ее многообразных проявлениях — от непосредственных ощущений до отвлеченных понятий — есть страда­ние. Будда снимает привычное различие между наслаждением и страданием. Все есть страдание, в том числе и то, что считается наслаждением.

Вторая благородная истина — об источнике страданий. Источником является желание жизни.Это жажда, себя поддерживающая, прелесть, сопряженная со страстью, то тем, то этим готовая прельститься, а именно: жажда обладать, жажда быть, жажда избыть.Не качество желаний, а само их наличие является источником страданий.

Третья благородная истина — о пресечении страданий, их отсутствии.Состояние отсутствия, преодоленности страданий обозначается как нирвана (что означает «затухание», «остывание»). Будда избегал ответов на вопрос о сущности нирваны. Это было очень мудро. Если не брать формальных определений нирваны как полного счастья, самодо­статочности, и т.п., то ее содержание можно описать только негативно как отсутствие желаний, страстей, уход от мира, т.е. как полную бессодержательность. Нирвану можно охарактеризовать еще как покой в непри­вязанности. Покой в том смысле, что нирвана абсолютно непроницаема для желаний, страстей, душевной боли. Более ничего о ней сказать нельзя..

Четвертая благородная истина - о пути, который ведет к нирване, о верной срединной дороге, охватывающей восемь ступеней духовного возвышения. Обозначим кратко содержание каждой ступени.

· Истинное воззрение (или, в другом переводе, праведная вера): усвоение четырех кардинальных истин Будды.

· Истинное намерение: принятие этих истин как личной жизненной программы и отрешение от привязанности к миру.

· Истинная речь: воздержание от лжи, блокирование слов, вербальных ориентиров, не относящихся к обозначенной выше нравственной цели, которая состоит в отрешении от мира.

· Истинные поступки: ненасилие (ahimsa), ненанесение вреда живому.

· Истинный образ жизни: развертывание истинных поступков в линию поведения. Истинное усилие: постоянное бодрствование и бдительность, так как дурные мысли имеют свойство возвращаться.

· Истинное памятование (праведная мысль): постоянно помнить о том, что все преходяще.

· Истинное сосредоточение: духовное самопогружение отрешивше­гося от мира человека. Истинное сосредоточение проходит четыре трудно поддающиеся описанию стадии: экстаз, вызванный уединением и выступающий как сугубо созерцательное отношение к миру; радость внутреннего спокойствия, вызванная освобождени­ем от созерцательного интереса; освобождение от радости внут­реннего спокойствия, связанное с осознанием освобождения от всех ощущений телесности и душевных волнений; совершенная невозмутимость, состоящая в безразличии и к освобождению, и к его осознанию.

Нравственное совершенствование по-буддийски можно истолковать как движение от индивидуально-личностной определенности к абсолютно-безличному началу. усилия Будды направлены на отказ от человеческой самости, от всего, что выделяет человека как индивида, обособляет его от других людей и более широко — от всех живых существ.В учении Будды есть понятие metta, переводимое на русский язык как любовь, отсутствие ненависти. Это такое состояние, которого достигает человек, преодолевший в себе вражду и чувственную привязанность к миру и которое реализуется в одинаково благосклонном отношении ко всем живым существам.

Учение Будды нацелено на прекращение человеческих раздоров через внутреннее самосовершенствование личности. В его основе лежат нравственные цели. При этом нравственность интересует Будду, прежде всего, в ее практически действенном выражении, как путь спасения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: