Мифологическая картина мира: как мировоззренческий предшественник философии

 

Философское сознание исторически возникает как способ понятийного переосмысления мифологических иносказаний о бытии и места человека в нём.

 

Мифологическая картина мира исходит из представления о том, что всёСущее являет собой столкновение и борьбу двух бытийных сил: Хаоса и Космоса.

Хаос это некий собирательный мыслеобраз для всех тех человеческих переживаний бытия, которые эмоционально окрашены для него в негативную палитру, все то, что порождает в человеке ощущение ужаса, тревоги, гнетущей неизвестности и душевного дискомфорта. На более глубоком мировоззренческом уровне Хаос представляет собой некую бытийную бездну (бесконечную пустоту), странным образом заполненную бесчисленным множеством, таящихся в нем и неочевидных человеческому разуму содержаний.

Космосэто та часть бытия, которая «отвоевана» у Хаоса и освоена человеческой активностью. Космос всегда символически привязывается мифологическим сознанием к переживаниям света, домашнего уюта, понятности и известности.

 

Борьба Хаоса и Космоса происходит, прежде всего, и главным образом на той Границе, которая именуется «Человек», ибо именно человек оказывается одновременно и ареной столкновения, и свидетелем, и арбитром и главным призом в этом бытийном конфликте.В зависимости от того, чью сторону (Хаоса или Космоса) избирает для себя человек, решается судьба и участь бытия в целом.

 

Для того, чтобы сориентировать человека в данной борьбе, мифологическое сознание изобретает для себя целую систему различного рода символических иносказаний («бинарных оппозиций»), посредством которых оно и шифрует и декодирует облики Хаоса и Космоса ( в мире человеческих отношений):

1. Пространственный код ( верх-низ, правое-левое, север-юг, запад-восток )

2. Временной код ( день-ночь )

3. Цветовой код ( белое-черное (красное) )

4. Социальный код ( свои-чужие, близкие-далекие, родители-дети, вареное-сырое, мужское-женское )

Особую разновидность существования «бинарныхъ оппозиций» в мифологическом сознании, представляют собой «Близнечные мифы» — мифы в которых главными действующими лицами являются близнецы.

Близнечные мифы можно разделитьна мифы о близнецах-братьях (соперниках или позднее — союзниках, близнецах — брате и сестре, близнецах-андрогинах и зооморфные близнечные мифы. Близнецы являются частыми действующими лицами дуалистических мифов, в которых один из братьев-демиургов создаёт всё доброе и полезное, а второй — всё злое и вредное.. Также распространён миф о вражде близнецов, один из которых убивает своего брата.

Тема близнечества в последующей культурной традиции связывается с темой двойника человека (или его Тени).

Первобытное сознание задается также вопросом о том, каким образом Космос возникает из Хаоса.

Отвечая на этот вопрос, формулируются две гипотезы о происхождении Космоса:

1. Тотемизм. Согласно тотемистическим представлениям, Космос возникает из Хаоса в результате того, что некие бытийные образования, изначально обитавшие в Хаосе, выталкивают Космос из Хаоса и продолжают в дальнейшем удерживать его от обратного обрушения в Хаос. Данные бытийные первопредки Космоса мыслятся первобытным сознанием в образах так называемых «священныхживотных», земными аналогами которых объявляются те животные, которые для того или иного первобытного человеческого коллектива оказываются символически значимыми и смыслоопределяющими. По отношению к этим первопредкам и их земным аналогам формулируются два принципиальных запрета (добровольных самоограничения):

· их нельзя убивать и употреблять в пищу

· с ними нельзя вступать как в прямые, так и в символические инцестуальные(кровосмесительные) связи и отношения.

С помощью этих запретов мифологическое сознание вводит для самого себя осознание наличия таких границ, которые следует рассматривать в качестве «сакральных и неприкосновенных», а также осознание необходимости благоговейного отношения к собственной «биологической природе самого человека», как к прародине его существа.

Следует также попутно отметить, что наиболее ранний пласт «близнечных» представлений прослеживается в зооморфных близнечных мифах, предполагающих участие в близнечном рождении животных или родство между животными и близнецами. Догоны считают, что у каждого человека есть свой близнец — животное.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: