Античная модель понимания бытия (общая характеристика)

В контексте религиозных представлений о бытии Абсолютным Первоначалом и ПервоСущим выступает Бог. В процессе своего бесконечного бытия Бог осуществляет два относительно независимых друг от друга бытийных акта:

1. Акт порождения самого себя в качестве ПервоПричины всего Сущего.

2. Акт «Творения Иного», посредством которого, Бог предъявляет себя в качестве Творца. При этом следует помнить о том, что «творчество» является для Бога не тем, что ему «предписано» совершать для того, чтобы «быть Творцом», а то, что свидетельствует о божественном изобилии «возможностями Иного».

 

Бог творит Иное из «материала Ничто».

В этой связи, все то (в сотворенном бытии Иного), что в итоге оказывается «совершенным»(и в этом смысле абсолютно богоподобным) объявляется религиозным сознанием производным от Бога и, напротив, всё то в сотворённом бытии, что является несовершенным, трактуется как производное из «Ничто», и потому являющимся «ничтожным», а, следовательно, заслуживающим и обреченным на «уничтожение» (т.е. на небытие и смерть).

Бог творит Иное из «материала Ничто», но посредством «Слова».В Библии, в частности, сказано: «В Начале было Слово, и Слово было у Бога. И Слово было – Бог.» Иначе говоря, Слово выступает тем «инструментом» (орудием), с помощью которого Бог вырывает из бездн Небытия и отбирает у «Ничто» его бессмысленность, трансформируя и преображая Ничто в некое богоугодное «Нечто». В этом случае весь, сотворенный Богом «мир Иного» оказывается своего рода одним большим и сплошным «известием» (или «вестью») о Боге как Творце всего Сущего. Человек обязан обучаться сложному искусству «читать» книгу Бытия, как символический текст, повествующий о Боге, как авторе всего Сущего.

В связи с тем, что всё сотворенное Богом из материала «Ничто», как бы «поименовано» Творцом посредством Божественного Слова – всё сотворенное, тем самым, так или иначе, отсылает к Творцу. Опираясь на это мировоззренческое утверждение, религиозная философия формулирует так называемые философские доказательства бытия Бога:

1. Все в бытии претерпевает определенного рода изменения, ибо у всего Сущего есть некий «внешний» для него первоисточник. Следовательно, и у бытия в целом должен быть свой «перводвигатель», для которого возможно и посильно изменять не что-то «отдельное», а всю громаду бытия в целом. Такой глобальной бытийной силой обладает лишь Бог, а значит «Бог есть».

2. Все в бытии причиннообусловлено, т.е. существует не само по себе и не по собственной инициативе. Следовательно, необходимо предположить существование «причины всех причин» или Абсолютной Первопричины, которая причиняет существование всего Сущего, но сама не предполагает существование чего бы то ни было, что творило бы ее саму. Этой Первопричиной может быть только Бог. Значит – «Бог есть».

3. Все в бытии по-своему «целесообразно», т.е. является стремлением к осуществлению «своей цели» (или своего уникального предназначения). Следовательно, должна существовать некая «цель всех целей» или конечная цель, выступающая бытийным горизонтом для существования всего Сущего.Подобной Абсолютной Целью может быть только Бог. Значит – «Бог есть».

4. Все в бытии по-своему совершенно и несовершенно, следовательно, необходимо предположить существование некоего Абсолютного Совершенства, в сравнении с которым определяется степень совершенства или несовершенства всего остального. Этим Абсолютным и Идеальным образцом для всего в бытии может выступать только Бог. Следовательно, Бог существует.

 

7 Средневековая (религиозная) модель понимания бытия (общая характеристика). Т.к. инструментом божественного творения выступает «Слово», а всякое Слово является по своей исходной сути неким парадоксальным двуединством «единичного и общего» (ибо с одной стороны всякое слово отсылает нас к чему-то конкретному, а с другой стороны к «классу» каких-то предметностей) возникает вопрос о бытийной и смысловой субординации между единичным и общим, как характеристиками сотворенного бытия

В средневековой религиозной философии по данному вопросу были сформулированы три различные точки зрения:

1. «Реализм», сторонники которого полагали, что и по бытию и по смыслу «общее» изначальнее «единичного», которое является всего лишь одним из многообразных воплощений данного общего (греху предшествует греховность Адама.и Евы.)

2. «Номинализм», представители которого, в противовес реалистам, полагают, что и по бытию, и по смыслу первично «единичное», а все, так называемое, «общее» представляет собой всего лишь неудачную и кощунственную попытку человеческого ума подменить Бога и позволить себе (по образу и подобию Бога) «именовать все сущее», навешивая на негопроизвольныеи ограничивающие его бытийную уникальность языковые ярлыки и клише. Иначе говоря, человек стремится исказить самобытность всего Сущего, отбирая у всего единичного его бытийную подлинность

3. «Концептуализм», представитель которого считали, что «общее» существует в бытии в трех взаимосвязанных вариантах:

· как «общее до вещей», в уме Бога в качестве смысловых проектов будущих единичностей.

· как «общее в вещах», сохраняющее их уникальность, но свидетельствующее об их не случайности и бытийной сродственности по своему божественному первоисточнику.

· как «общее после вещей в уме человека», отслеживающего и понятийно улавливающего божественнуюсродственность всего сущего с помощью своих мыслительных обобщений.

Одной из фундаментальных религиозных проблем является вопрос о том, в каких отношениях Бог как Творец находится с собственным творением. Религиозная философия предлагает три варианта осмысления этой проблемы:

1. Деизм, утверждающий, что Бог сотворил человеческий мир как один извариантов творения, не являющийся для него единственным и уникальным и, затем, самоустранился от любых отношений с сотворенным бытием, наблюдая за ним из своей абсолютной потусторонности, но не вмешиваясь в человеческие и земные трагикомедии бытия. (Бог здесь безучастен и безразличен к творению)

2. Пантеизм, сторонники которого считают, что Бог в процессе творения нашего единственного и уникального бытия абсолютно и полностью (без остатка) растворился в сотворенном бытии, тем самым как бы пожертвовав собой и собственной бессмертной бесконечностью в ожидании того, что сотворенный им мир, однажды, совершит ответные жертвенные усилия и возродит Бога в качестве трансцендентной сущности. Ключевой проблемой пантеизма выступает однако вопрос о «зле», в силу того, что объявив все сущее божественным, пантеизм, тем самым, косвенно признает божественность в том числе и зла.

3. Теизм, сторонники которого утверждали, что Бог причастен к сотворенному бытию, но не присутствует в нем без остатка, свидетельствуя о своей не безучастности к сотворенному бытию посредством различного рода иносказательных и символических «теофаний»(т.е. богоявлений, знамений), с помощью которых Бог сообщает человеку и о своей причастности к бытию, и о своем отношении к человеческому существованию в сотворенном бытии.

Согласно теистическим представлениям, Бог продолжает изначально и навсегда быть трансцендентным бытию, но не безучастным к нему. Он желает, чтобы человек жил, руководствуясь следующим бытийным принципом: «Радуйся Богу, но не пользуйся им, пользуйся земными благами, но не радуйся им» (блаженный Августин).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: