Реалистическая философия Ф.Брентано

Брентано сохраняет временное деление европейской истории философии на философию древнюю, средневековую и Нового времени. В каждой из этих эпох он выделяет четыре фазы, а повторение этих же постоянных четырех фаз составляет, согласно Брентано, общий закон исторического развития в сфере философии.

Эти четыре фазы суть следующие:

Первая фаза является фазой расцвета, характеризуемого двумя свойствами: во-первых, живой и чисто теоретической заинтересованностью философскими проблемами, во-вторых, применением методов, возможно, не во всем совершенных, но всегда соответствующих исследуемым вопросам. После этой первой фазы расцвета наступают три периода упадка так, что вторая фаза и в древней философии, и в средневековой, и в философии Нового времени составляют первый период упадка, третья фаза - второй, четвертая фаза - третий период упадка.

 

Итак, вторая фаза, являющаяся одновременно первым периодом упадка философских наук, отличается ослаблением и искажением сугубо научной заинтересованности, с каковой в первой фазе разрабатывались философские вопросы. Философия начинает служить практическим целям и тем самым теряет в добросовестности и точности исследований. Зато широкие круги начинают заниматься философией, которая как река, струящаяся прежде тесным, но глубоким руслом, начинает теперь течь действительно широкой долиной, но становится мелкой.

Третья фаза, составляющая второй период упадка, представляется как реакция на вторую фазу. Поэтому философия, уже не трактуемая как искусство, утрачивает доверие к своим силам; однако в этом доверии отказывают не только философии, но вообще человеческому разуму, считая его неспособным к добыванию какого-либо знания. Это фаза скептицизма. Но для далеко идущих целей человечество не может удовлетвориться скептицизмом, поскольку, согласно словам Аристотеля, все люди по природе жаждут знаний; следовательно, вновь наступает реакция на третью фазу, на фазу скептицизма.

Четвертая фаза, являющаяся этой реакцией, есть третий, последний период упадка, упадка наиболее глубокого. Жажда знаний, удерживаемая скептицизмом и на какое-то время приглушенная, стремительно ищет успокоения и с едва ли не горячечной поспешностью создает новые воззрения, новые философские системы. А поскольку научные методы, которыми справедливо пользовались в первой фазе, фазе расцвета не ведут так быстро к цели, как того жаждет изглоданный скептицизмом человеческий разум, то этот разум прибегает к новым разнообразным источникам познания, к принципам, за истинность которых никто не в состоянии поручиться, к какой-то тайной интуиции, к мистическим силам познания и роскошествует мнимым обладанием провозглашаемых истин, превышающих всякое человеческое понимание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: