Философия древнего китая

Тема 5. ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

.Черты философии Древнего Катая, Древнеки­тайская философия: также характеризуется: авто хтёниостью (возникновением на собственной куйвтурно-исторической почве); самобытностью (от-суктвием иноземного влияния); традиционностью (й&утствием существенных изменений в сложивших-с$философских учениях); высоким статусом фило­софии в обществе; большой значимостью, придавае­мой истории и книжной учености; вниманием к госу-дарЬтвенной1и социально-политической жизни; боль­шой ролью государственных и семейно-родовых цен­ностей (божественный характер, происхождения вла­сти императора); оперированием понятиями тян (небо), ци (первоматерия, пневма), инь и янь (мут­ное-и чистое, тень и свет, женское и мужское и т. д.).

Периоды развития древнекитайской филосо­фии: 1) начальный период (У1-1Н вв. до н. э.); 2) фи-лйсофия эпохи Хань (II в, до н. э. - И в. н. э.), когда ведущую роль играло получившее официальную поддержку конфуцианство; 3) в послеханьской сред­невековой философии (111-Х вв.) наибольшее рас­пространение получил буддизм., Основные школы. В древнекитайской философии выделяются шесть основных школ: натурфилосо­фы, конфуцианцы, моисты, номиналисты, леей-сты, даосы. Позже появились буддийские школы. Наибольшее распространение получила филосо­фия конфуцианства, основоположником кцторой был Кун Фу-цзы - по-лат. Конфуций (551-479 до н. э.). Основными принципами этого этихо-лолити-ческого учения была: взаимность (не делай дШ>му того, чего не желаешь себе); чёлоееколюбие'рючи-тание родителей и предков); сдержанность и Осто­рожность в поступках (осуждение бездеяТельнобти, соглашательства). На основе этих принципе! Хон-фуций разработал правила управления государст­вом: император правит, чиновники - вожжи, закон и мораль - узда, уголовное наказание - бич,»Й$од -лошади. Однако он был против тирании: «Есгйгумес ло держать вожжи, лошади побегут сами». Ггй'вная сила воздействия правителя - нравственна^ ^бл*-гой пример).В этот же период получило распространение уче­ние Лао-цзы о священном дао - даоаш. Все-^ещй, согласно этому учению, рождаются и умирают1 б?аго-даря собственному пути (дао). Человек должетГ4ле> довать естественным законам и отказаться от%др-ствования. Лао-цзы отверг этические принциг конфуция, призывая к смирению, состраданию ит&зна-нию. Высшая добродетель, по его мнению, - молча­ние и неделание.

Космоцентризм раннегреческой философии. Первые философы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: