Из трудов Платона (ок. 427-347 гг. до н. э.) сохранилось около 30 диалогов - «Федон», «Федр», «Государство»,
«Пир», «Парменид» и др.Основополагающим в философии Платона было учение о мире идей, или эйдосах. Он разделял ноумены (идеи) и феномены (вещи). Феномены - вещи, созданные по образцу идей(например, ноумен - идея Лошади и феномен - реально существующая лошадь).Идеи, по Платону, являются: 1) формами вещей, их эталонами, образцами; 2) идеалами, к которым стремится все существующее; 3) общими понятиями о смысле и сущности предмета.Эйдосы представляют собой иерархически упорядоченную целостность во главе с идеей Блага. Они являются частью Космоса, состоящего из трех разнородных элементов: Бога-демиурга (активное начало), идеи (качественное начало) и материи (телесное начало). Посредником между миром идей и чувственно воспринимаемым миром выступает созданная демиургом Мировая душа, которая заставляет вещи подражать идеям, а идеи - присутствовать в вещах. Человек является созданием, находящимся между миром идей и вещей, - его тело материально, а душа, являясь одним из эйдосов, после смерти человека возвращается в мир идей. Теория познания как припоминания (анамнесис) связана с учением о метемпсихозе (переселении душ). Душа, пребывая в мире идей, запечатлевает их. Потом, попадая в тело, она забывает об увиденном. Однако, находясь в чувственном мире, она припоминает виденное ранее с помощью диалектической беседы.Платон делил познание на мнение (докса) и истинное знание (эпистема). Высшая ступень познания истины доступна лишь мудрецам. Процесс познания реализуется в форме взаимодействия (диалектики) между осознанием идей и жизненным опытом в чувственном мире. Статусом подлинного бытия наделялись только идеи, материя объявляется небытием. Поэтому предметом познания могло выступать только общее, универсальное - мир идей. Учение об идеальном государстве. Платон считал наиболее совершенной формой правления аристократическую республику, в которой правят философы (власть находится у экспертов), охраняют воины, а ремесленники производят материальные блага. Разделение населения на сословия происходит с помощью образовательного ценза и анализа способностей к управлению или охране общества. Также в идеальном государстве предполагалась отсутствие собственности, моногамии и общественное воспитание детей.
|
|
АРИСТОТЕЛЬ
ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ
Аристотель (384-322 гг. до н. э.) разработал учения, заложившие научные основы философии (метафизики), логики, риторики, психологии, физики, политики, этики.и эстетики. Важнейшие из его трудов -«Метафизика», «Органон», «Политика». Чаще всего анализ идей Аристотеля проходит в сравнении с идеями его учителя Платона, оперировавшего идея-ми-эйдосами (идеализм). В отличие от него Аристотель изучал многочисленные явления реального мира (реализм), ищз реализацию идеального в чув-_ ственном мире. В тр же время.философия Аристоте-. ля представляет собой преобразование идей Платона. Черты философского стиля Аристотеля - поня-тийность и систематичность.В философии Аристотель различал: 1) теоретическую часть - учение о бытии (онтология) и познании (гнесеология), дающее знание; 2) практическую - о человеческой деятельности, дающее практическую мудрость; 3) пойетическую - о творчестве. Центральным учением его философии является анализ платоновской проблемы универсалий (термин возник в средние века) - проблемы соотношения идей и вещей. Если Платон разделял идеи (ноумены) и предметы (феномены), то Аристотель пришел к выводу, что идеи не могут обладать независимым от вещей существованием (например, в идее Зеленогояблока зеленое не может существовать отдельно, а только относительно). Аристотель считал, что идеи существуют только «в» вещах, где они познаются мышлением.
|
|
Материя понималась им как строительный материал, лишенный свойств, качеств и величины. Аристотель признавал четыре причины движения материи: 1) конечную (целевую) причину; 2) действующую или движущую; 3) материальную; 4) формальную. Перводвигателем выступал Бог. Душа не представляет самостоятельной сущности, как в теории Платона, она связана с телом и является принципом, дающим жизнь телу. Теория познания Аристотеля постулировала возможность познания универсальных принципов и свойств путем абстрагирования от обыденного познания с помощью чувственного эмпирического опыта.Если Платон искал идеальное государство, то Аристотель, проанализировав все известные ему формы государственного устройства, пытался найти среди существующих наилучшую. Он считал, что монархия и аристократия исключают возможность корыстного использования власти. Анализируя рабовладение, Аристотель искал соответствие между предназначением раба к несвободе и его личными качествами