ФИЛОСОФИЯ ПОЗДНЕЙ АНТИЧНОСТИ
Философия поздней античности включает в себя два периода - этический (эпикуреизм, стоицизм, скептицизм) и религиозный (неоплатонизм).1) Этический период протекал во времена эллинизма (323-30 гг. до н. з.) и характеризовался возникновением нового объекта философии -этики. Эпикуреизм как философская школа существовал с IV в. до н. э. по IV в. н. э. Ее представителями были Эпикур и Тит Лукреций Кар. Метафизической основой учения были идеи древнегреческого атомизма. Стоики считали, что атомы могут произвольно «отклонятся» от траектории движения. Теория «самсотклоне-иия» атомов, давая место случайности, делала возможной свободу человека в этике. В отличие от гедонизма, призывавшего к чувственному удовольствию, эпикуреизм учил о стремлении человека к счастью, возможному благодаря умеренному и равномерному удовольствию (преимущественно духовному) и благородному спокойствию.Стоицизм выступил противником эпикуреизма, критикуя его за отождествление блага и удовольствия и за сведение мира и человека к набору атомов. Периодизация стоицизма: Древняя Стоя (111-11 вв. до н.э.; основатель стоицизма - Зенон Китайский, Кле-анф, Хрисипп), Средняя Стоя (11-1 ее. до н. э.; Панэ-ций, Посидоний), Поздняя Стоя (1-11 вв.; Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий). Как и у эпикуреизма, центральное место занимает этика (учение о добродетели). Добродетель для стоиков заключалась в мужестве, благоразумии, умеренности, справедливости. Идеал стоиков - человек, мужественно подчиняющийся судьбе (фатализм), человек способный укрощать страсти и вожделения. Скептицизм (IV в. до н. э. - III в. н. э.; Пиррон, Карнеад). Утверждали о невозможности познания истины (мы знаем предметы, какими они нам кажутся, а не какие они на самом деле).2) Религиозный период развития античной философии характеризуется соперничеством с христианством и одновременно попыткой синтеза всей античной философии. Неоплатонизм - течение, основанное Плотиной (205-279 гг.) и продолженное Пор-фирием, Проклом и др., интегрировавшее платоновские идеи и учения других античных философов. Не-оплатонисты считали абсолютным первоначалом бытия Единое, являющееся Сверх-бытием, Сверхмыслью, Сверх-жизнью. Вторая ипостась Единого -Ум (или Дух), само себя мыслящее мышление. Третья ипостась Единого - Душа. Это ученое о триединстве оказало влияние на формирование некоторых догматов христианства.
|
|
АВРЕЛИЙ АВГУСТИН
Патристика (от лат. ра(ег - отец) - совокупность учений «отцов церкви», утверждавших несовместимость религиозной веры с античной философией. Различают греческую и латинскую (европейскую), а также раннюю (П-1И вв.), зрелую (!У-У вв.) и позднюю (У1-\ЛИ вв.) патристику А. Августин (354-430) считается одним из крупнейших философов патристики. Из его трудов наиболее известны «Исповедь», «О Троице», «О граде Божьем». «Против академиков». Августин не признавал философии вне теологии. Земная иерархия предопределена небесной. Его онтология (учение о бытии) построена вокруг учения о Боге как принципе бытия. Бог - абсолютно простой, неизменный, вне времени и пространства. Проповедуя всеобщую предопределенность, он утверждал, что Бог предназначил одних людей к спасению (люди Града Божьего), а других (люди Града земного) - к адским мукам. Однако человек до последнего не знает об этом. Крещение необходимо, но оно недостаточно для спасения.
|
|
Одна из центральных тем философии Августина -человеческая душа - разумная субстанция, обращенная к Богу в поисках спасения, так как божественная благодать может спасти человека, избавить его от греха. Он считал, что человек состоит из души и тела.В анализе соотношения веры и разума он отдавал первенство вере («Верую, чтобы понимать»). Вера для него сверхразумна, так как разум может довести только до определенной ступени постижения истины, дальше он бессилен. Проблема универсалий понимается Августином как «экземпляризм» - экземпляры, совершенные образцы всех вещей, заключены и хранятся в божественном разуме. Материя есть субстрат для принятия формы.