Ранние философские школы античностинатурфилософский /космический) период

представлен деятельностью трех поколений антич­ных философов, изучавших.проблемы субстанции (первоосновы мирами фуяЭамеятальйые начала природы.

Первое поколение греческих философов представ­лено Фалесом, Анаксимандром и Анаксименом, вхо­дившими в милетскую школу. Труды Фалеса (ок. 624-54® гг. до н.э.) дошли до нас только в переложе­нии других авторов. Фалесечитал субстанцией (пер­воосновой, сутью всего) воду, преобразующуюся в другие'сбъекты, состоящие полностью или частично из воды (пар, лед, деревья и др.). Таким образом, Фалес дал косвенный ответ на вопрос об изменяемо­сти мира и существовании субстанции, ставших фундаментальными проблемами греческой филосо­фии. Анаксимандр считал субстанцией алейрон -неопределенное и беспредельное, а Анаксииен на­зывал четыре субстанции.- землю, воздух, огонь и воду.Второе поколение подвергло сомнению предполо­жение милетской школы, критикуя идею существова­ния изменений. Париенид (ок. 540-470 гг. до н. э.) утверждал, что изменение невозможно. Бытие неиз­менно, неподвижно, вечно и совершенно, изменчи вость мира - заблуждения чувств человека. Герак­лит из Эфеса (ок. 544-480 гг. до н. з.), напротив, до­казывал, что все находится в состоянии постоянного изменения. В его учении об изменении были заложе­ны основы диалектики. Изменения проистекают из борьбы противоположностей (термин Аристотеля): «Все вещи происходят благодаря конфликту». Базис­ным принципом изменения он считал не веществен­ную первооснову, а Логос (разум, разумность, мысль). Остается неясным, был ли для него исполь­зуемый им термин «огонь» первоосновой или просто метафорой изменения.Третье поколение (Анаксагор, Эмпедокл,Демок­рит), пытаясь выяснить причину изменений, прими­рили два тезиса об изменчивости и неизменности мира. Они пришли к выводу, что некоторые вещи находятся в состоянии изменения, а некоторые - в состоянии покоя. Эмпедокл называл четыре суб­станции (как у Анаксимена) и считал двумя движу­щими силами - разъединяющую (ненависть) и объ­единяющую (любовь). Анаксагор оперировал «бес­численным» количеством элементов и одной движу­щей силой - умом (Нусом). Демокрит (460-370 до н. э.) называл первоосновой атомы (неделимы, неизменны и неуничтожимы) и пустоту, в которой существуют эти атомы. Демокрит ввел объяснение ощущаемых объектов с помощью неощущаемых сущностей.

 

7 софисты и сократСОКРАТ И СОФИСТЫ. Антропологический (гуманистический) пери-од. Изменение предмета философии с Космоса и природы на проблему человека и его жизни в обще­стве было связано с внутренней динамикой разви­тия философии и политическими обстоятельствами (политическая борьба внутри полисов). Несовмес­тимые друг с другом философские утверждения (о субстанции, изменяемости и т. д.) были получены с помощью мышления, следовательно, необходимо было разобраться в человеческом мышлении. Так произошел переход к антропологическому периоду, связанному с деятельностью софистов (Протагор, Сергий, Гилпий, Продик), Сократа и сократических школ. Софисты. Изначально «софистом» называли мудреца, посвятившего жизнь умственной деятель­ности. Позже термин приобрел негативный смысл, обозначая рассуждение, сознательно вводящее в за­блуждение, или рассуждение ради рассуждения. Со­фистами были сформулированы важные философ­ские вопросы: об истинности ощущений (Протагор), о существовании объективной истины и абсолют­ных моральных ценностей (Горгий).Об учении Сократа (ок. 470-399 г. до н. э.), кото­рый ничего не писал, можно судить только по тру­дам Платона и Аристотеля. В центре внимания Со- крата была этико-политическая и эпистемологиче­ская (теория познания) проблематика. Он считал, что строение мира и природа непознаваемы, по­знать можно только себя. Поэтому высшая задача знания была не теоретическая, а практическая - ис­кусство жить. Этический рационализм Сократа за­ключался в осознании добра и действовании соот­ветственно этому знанию. В сократовских диалогах содержатся элементы диалектики. Сократ считал, что истинное знание не может быть передана от од­ного человека к другому, его может познать только сам человек. Сократические школы - группы философов, ссылавшиеся на Сократа как своего учителя. Пред­ставители химической школы считали филосо­фию жизненной мудростью, а подлинным благом человека - воздержание от наслаждений и нечув­ствительность к страданию. Природа определяла сама минимум благ для человека (антитеза приро­ды и культуры). Киренаики выдвинули концепцию гедонизма (пейопе - наслаждение). Человек дол­жен стремиться к удовольствию, но господство­вать над пленом жизненных благ. Однако если достижение совершенного счастья невозможно, значит, жизнь не имеет смысла. Мегарская шко­ла, сформулировав парадоксы, открыла законы логических противоречий.

Платон


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: