представлен деятельностью трех поколений античных философов, изучавших.проблемы субстанции (первоосновы мирами фуяЭамеятальйые начала природы.
Первое поколение греческих философов представлено Фалесом, Анаксимандром и Анаксименом, входившими в милетскую школу. Труды Фалеса (ок. 624-54® гг. до н.э.) дошли до нас только в переложении других авторов. Фалесечитал субстанцией (первоосновой, сутью всего) воду, преобразующуюся в другие'сбъекты, состоящие полностью или частично из воды (пар, лед, деревья и др.). Таким образом, Фалес дал косвенный ответ на вопрос об изменяемости мира и существовании субстанции, ставших фундаментальными проблемами греческой философии. Анаксимандр считал субстанцией алейрон -неопределенное и беспредельное, а Анаксииен называл четыре субстанции.- землю, воздух, огонь и воду.Второе поколение подвергло сомнению предположение милетской школы, критикуя идею существования изменений. Париенид (ок. 540-470 гг. до н. э.) утверждал, что изменение невозможно. Бытие неизменно, неподвижно, вечно и совершенно, изменчи вость мира - заблуждения чувств человека. Гераклит из Эфеса (ок. 544-480 гг. до н. з.), напротив, доказывал, что все находится в состоянии постоянного изменения. В его учении об изменении были заложены основы диалектики. Изменения проистекают из борьбы противоположностей (термин Аристотеля): «Все вещи происходят благодаря конфликту». Базисным принципом изменения он считал не вещественную первооснову, а Логос (разум, разумность, мысль). Остается неясным, был ли для него используемый им термин «огонь» первоосновой или просто метафорой изменения.Третье поколение (Анаксагор, Эмпедокл,Демокрит), пытаясь выяснить причину изменений, примирили два тезиса об изменчивости и неизменности мира. Они пришли к выводу, что некоторые вещи находятся в состоянии изменения, а некоторые - в состоянии покоя. Эмпедокл называл четыре субстанции (как у Анаксимена) и считал двумя движущими силами - разъединяющую (ненависть) и объединяющую (любовь). Анаксагор оперировал «бесчисленным» количеством элементов и одной движущей силой - умом (Нусом). Демокрит (460-370 до н. э.) называл первоосновой атомы (неделимы, неизменны и неуничтожимы) и пустоту, в которой существуют эти атомы. Демокрит ввел объяснение ощущаемых объектов с помощью неощущаемых сущностей.
|
|
7 софисты и сократСОКРАТ И СОФИСТЫ. Антропологический (гуманистический) пери-од. Изменение предмета философии с Космоса и природы на проблему человека и его жизни в обществе было связано с внутренней динамикой развития философии и политическими обстоятельствами (политическая борьба внутри полисов). Несовместимые друг с другом философские утверждения (о субстанции, изменяемости и т. д.) были получены с помощью мышления, следовательно, необходимо было разобраться в человеческом мышлении. Так произошел переход к антропологическому периоду, связанному с деятельностью софистов (Протагор, Сергий, Гилпий, Продик), Сократа и сократических школ. Софисты. Изначально «софистом» называли мудреца, посвятившего жизнь умственной деятельности. Позже термин приобрел негативный смысл, обозначая рассуждение, сознательно вводящее в заблуждение, или рассуждение ради рассуждения. Софистами были сформулированы важные философские вопросы: об истинности ощущений (Протагор), о существовании объективной истины и абсолютных моральных ценностей (Горгий).Об учении Сократа (ок. 470-399 г. до н. э.), который ничего не писал, можно судить только по трудам Платона и Аристотеля. В центре внимания Со- крата была этико-политическая и эпистемологическая (теория познания) проблематика. Он считал, что строение мира и природа непознаваемы, познать можно только себя. Поэтому высшая задача знания была не теоретическая, а практическая - искусство жить. Этический рационализм Сократа заключался в осознании добра и действовании соответственно этому знанию. В сократовских диалогах содержатся элементы диалектики. Сократ считал, что истинное знание не может быть передана от одного человека к другому, его может познать только сам человек. Сократические школы - группы философов, ссылавшиеся на Сократа как своего учителя. Представители химической школы считали философию жизненной мудростью, а подлинным благом человека - воздержание от наслаждений и нечувствительность к страданию. Природа определяла сама минимум благ для человека (антитеза природы и культуры). Киренаики выдвинули концепцию гедонизма (пейопе - наслаждение). Человек должен стремиться к удовольствию, но господствовать над пленом жизненных благ. Однако если достижение совершенного счастья невозможно, значит, жизнь не имеет смысла. Мегарская школа, сформулировав парадоксы, открыла законы логических противоречий.
|
|
Платон