П.Я. Чаадаев о российской истории и историософии

1828-1830 цикл “Философические письма” - в них отражается религия Ч., его “кредо”.

В “Ф. п.” отмечает отрицательное, что есть в России:

- отсутствие в России условий для нормальной жизни, нет хороших привычек, нет правил, у людей нет сферы существования.

- Россия находится вне “пространства”: между Европой и Востоком-Китаем. Россия должна была участвовать в развитии обеих цивилизаций, синтезировать что-то. Россия не внесла ничего нового, чтобы ее заметили, она занимает огромную площадь.

- вне “времени”: все страны проходят какие-то этапы, а в России этого нет. Мы помним лишь вчерашний день: дикое варварство, затем иго, далее крепостничество. Россия не развивается как организм. Почему? Позиция провиденциализма - философии истории. История - осуществление Божьего промысла (провидения). Осуществление христианской идеи (католичество и православие).

Ответ на вопрос:

1. Россия в выборе реализации идеи пошла за одряхлевшим православием. Католицизм лучше, более передовая мысль.

2. Россия оказалась вне провидения, Бог отпустил ее на свободу, нет задачи.3. Россия сыграла отрицательную роль в провидении. Россия - урок, как не следует жить, негативный урок.4. (позже) - с славянофилами.

Мы слишком велики, чтобы быть эгоистами. Провидение поставило нас вне интересов национальности и вручило нам интересы всех национальностей.

По Ч., главное противоречие мироздания - борьба между конечностью (смертностью) и бесконечностью (вечностью). Это противоречие будет преодолено только Божественными Провидением. По этому, главная истина - беспредельное всемогущество Бога, являющегося единственно абсолютной и благой реальностью.

В черновых записях он отмечает, что все его существо восстает против идеи вменить этому всемогуществу какое-либо несовершенство. Ужас перед таким возможным ограничением он называет путеводной звездой своей философии.

В концепции Ч. исторически обусловленным является развитие народов в единстве культуры и преемственности поколений. Позитивно развивается Европа, имеющая особое лицо, а Россия, не являясь ни Западом, ни Востоком, не впитала культурных традиций. “Мы стоим как бы вне времени, всемирное воспитание человеческого рода на нас не распространилось”.Ч. считает, что социальная история народов связана с их мировоззрением, с идеологией нации: “все общества продли через такие периоды, когда вырабатываются самые яркие воспоминания, свои чудеса, своя поэзия, свои самые сильные и плодотворные идеи. В этом и состоят необходимые общественные устои... Это увлекательная эпоха в истории народов... Эпоха нашей социальной жизни была наполнена тусклым и мрачным существованием, без силы, без энергии, одушевляемом только злодеяниями и смягчаемым только рабством”.У Ч. пессимистический взгляд на развитие России: “Мы живем лишь в самом ограниченном настоящем, без прошедшего и без будущего, среди плотского застоя”.

Обличение России имеет два истока:

1. Россия - это страна, не сумевшая по достоинству оценить и принять его как философа- как следствие - личностное неприятие страны.

2. Ч. пришел к выводу о всеобщей причинной обусловленности и направленности исторического процесса Божественной Волей.

Его теория “провиденциализм” - понимание жизни, принесенное на землю создателем христианства, дух самоотвержения, отвращение от разделения...

Мир по Ч. уже сам по себе содержит тайную волю и тайную власть. Эта тайная власть - Божественное провидение - есть и в человеке.

Россия по Ч. - страна, забытая провидением, - именно отсюда философское неприятие России. Запад с его католицизмом привлекает Ч. именно с точки зрения цивилизованного центра, распространителя передовой культуры. На основе последнего Ч. заключил, что Рим - источник Божественной Власти, а Западная Европа - часть света, направляемая в развитии Провидением. ПО мнению Ч. Россия должна была брать лучшее и от Запада и от Древнего Востока, Но “опыт времен для нас отсутствует”. Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли, мы не внесли в массу человеческий идей ни одной мысли, мы ни в чем не содействовали движению вперед человеческого разума, а все, что досталось нам от этого движения, мы исказили”.

Ч. пишет о русском народе: “в крови у нас есть нечто, отвергающее всякий настоящий прогресс, мы жили и сейчас еще живем для того, чтоб преподавать какой-то великий урок своим потомкам”.

Если Россия - наиболее разрабатываемая тема, то центром учения Ч. все же является философия христианства. Основная идея - идея Царства Божия, понятого не в отрыве от земной жизни, а в историческом воплощении - в виде единой церковной структуры; общность христианских церквей во всемирном масштабе при господстве католического Рима.Познание человека проистекает в рамках очерченных Божественными Промыслом. Человеческий разум не будет самим собой без социального общения, которое заключает в себе духовное начало. Человек находится в двойной зависимости - от Бога и от социальной Среды. Познавательная деятельность человека зависит прежде всего от Бога, а потом уже от опыта наблюдения за явлениями окружающего мира. В учении о свободе говорит, что человек может быть независим от окружающих, но не от Божественного предопределения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: