Природа и сущность человекасущность и существование человека, его уникальность, универсальность и целостность

Как явление человек богаче сущности, он — биопсихосоци­альное существо. Его сущность необходимо рассматривать во взаимодействии с существованием. Первое означает его — от­носительно стабильное — главное качество, второе — способы его жизнедеятельности, меняющиеся в зависимости от обстоя­тельств. На индивидуальном уровне человек представляет со­бой единство трех составляющих:

• биологического (анатомо-физиологические задатки, тип
нервной системы, половые и возрастные особенности и т.п.);

• психического (чувства, воображение, память, мышление,
воля, характер и т.д.);

• социального (мировоззрение, ценностные установки, мо­
ральные черты, знания и умения и др.).Человек — представитель Ното вар1епз, генетически связан­ный с другими формами живого, наделен разумом, рефлексией, речью, способностью создавать орудия труда. Он — существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершен­ное), универсальное (морфологически способное к любому виду деятельности), целостное (интегрирует в себе физическое, пси­хическое и духовное начало). Человек — это живая система.

Следует отметить, что, с точки зрения марксистской концеп­ции человека, социальной составляющей в этой триединой свя­зи принадлежит приоритет как в филогенезе, так и в онтогене­зе. Абсолютизация одной из сторон в оппозиции «биологичес­кое-социальное», которая нередко формулируется как в част­ных науках о человеке, так и в философии, ведет либо к биоло-гизаторству (социал-дарвинизм, фрейдизм, расизм и др.), либо — к социологизаторству (догматический марксизм, кон­цепция «чистой доски» и др.), что в обоих случаях вызывает определенные сомнения. Смысл и назначение человеческого бытия. Смерть и бессмертиеВопрос о том, для чего человек живет на Земле, интересовал многих и многих мыслителей на всем пути развития филосо­фии. В разные времена разные философы отвечали на этот во­прос по-разному.Смысл жизни не дан человеку извне. Человек сам вносит в жизнь разумное начало, опираясь на знание объективных законов. Смысл жизни каждому человеку открывается по-разному. Найти смысл жизни для всех времен и народов невозможно, поскольку на­ряду с общечеловеческими, вечными истинами, он включает нечто специфическое — чаяния людей каждой данной эпохи.Содержание цели жизни меняется не только в зависимости от исторических условий бытия человека, но и от его возрастных особенностей: в юности цели одни, в зрелости и старости они дру­гие. Смысл жизни можно рассматривать в трех временных из­мерениях: прошлое (ретроспекция), настоящее (актуализация) и будущее (проспекция). Реализация смысла жизни зависит от наличия в обществе многих условий, первостепенными среди которых являются наличие демократических свобод, гуманных целей и соответствующих им средств.

К определению смысла жизни существуют различные под­ходы, которые лежат в основании той или иной концепции

48. Представления о совершенном человеке в различных культурахАнтичность: Сократ. В античности человек мыслился как часть Вселенной, как малый мир, микрокосмос. Совершенный человек, соответственно, это тот, кто постиг веления Судьбы и кто живет по закону Мирового Разума, управляющего жизнью природы, общества, индивида. Ведь в этом случае обретается подлинное счастье и/или невозмутимость духа. Человек уже не является пешкой в неведомой игре, а становится актером, талантливо играющим роль, предложенную ему Судьбой. Участие в драме жизни - участь героев: во-первых, необходимо уметь победить врагов как внешних, так и внутренних; во-вторых, мужественно принять неизбежное. По мнению древних, вышеперечисленным требованиям отвечала фигура Сократа. С одной стороны он был добропорядочным гражданином, храбрым и выносливым воином, веселым товарищем, с другой проводил время в беседах, в ходе которых принуждал сограждан давать самоотчет по поводу собственной жизни и указывал на ее истинный смысл. Для европейцев этот афинский философ до сих пор является образцом человека. Сократа часто сравнивают даже с Христом. Истинность духовных исканий Сократа, подтвержденная им жизнью и смертью, немеркнущим светом выделяет его имя. Христианство: Иисус ХристоНаполеон говорил, что всю жизнь стремился завоевать сердца людей, а Христос это сделал без войска и миллионы его последователей умирают за него. Итак, совершенный человек в христианстве - это второй Адам, Иисус Христос. Своей жизнью и смертью Христос явил характер Божьей любви. Следуя за Христом, человек распинает силой Божией свои грехи, тем самым освобождаясь от власти беззакония и смерти. Бог наделяет человека самобытностью, способностью к творчеству, истинным знанием о духовном мире, способностью любить. Таким образом, благодаря Христу человек становится личностью, богом. Новое время: ФаустВСовершенный человек эпохи Нового времени - это гений, разгадывающий тайны бытия, строящий собственную жизнь. В качестве образца совершенного человека этой эпохи может быть приведен Фауст Гете и сам творец одноименного произведения, в личности которого тесно переплелись поэтическое творчество, научные изыскания и философско-мировоззренческие поиски. Образ Фауста символичен и трагичен. Он стремится к познанию, которому не видно конца. Испробовав в жизни все, он чувствует себя счастливым лишь будучи слепым стариком, когда слышит как по его приказу дьявол (Мефистофель) преобразует окружающий мир. Однако слепец ошибается: черти не роют канал, а копают могилу для Фауста. Аналогичная судьба постигла и представление о совершенном человеке в Новое время. Под воздействием натурализма к ХХ в. человек утратил понимание своей природы, т.к. естественнонаучная традиция, снабдив человека массой эмпирического материала, бессильна прояснить его смысл. ХХ век: Сизифдля части наших современников совершенным человеком является образ древнегреческого героя Сизифа, упорно совершающим свой бессмысленный труд. Перефразируя Тертуллиана можно так выразить лозунг атеистического экзистенциализма:"Живу, ибо абсурдно".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: