Пространство и время, движение и развитие

. ДВИЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ Движение - одна из категорий материи, представ­ляющая собой всякое изменение. Покой есть част­ный случай движения, его момент. Движение сущест­вует в различных формах, из которых можно выде­лить: физическую форму движения материи (механи-ч.еское перемещение, движение элементарных час­тиц), химическую (химические реакции и т. д.), биоло-ги4ескую (обмен веществ, размножение и т. п.) и со­циальную (жизнь индивида в социуме). Особым ви­дом движения является развитие. Развитие - качественно-количественное измене­ние объекта или его состояния, которое характеризу­ется направленностью, необратимостью и законо­мерностью и подразумевает совокупность измене­ний, приводящих к новому качеству. Развитие может быть прогрессивным (переход от низшего к высше­му)'или регрессивным (от высшего к низшему). Раз­личие в понятиях «движение» (изменение) и «разви­тие» определяются прежде всего наличием в по­следнем направленности и качественного изменения (сравните: складывание кубиков и рост колоса). В истории философии существовало несколько подходов к трактовке понятая «развитие». Ответ на вопрос «Изменяем ли мир'?» дает основание для раз­личения метафизической и диалектической моделей мира. Различные трактовки вопроса «Существуют ли закономерности, или мир хаотичен?» позволяют выделять детерминизм и индетерминизм. 1 Философы античности признавали существова­ние изменений и движения, однако многие'из нихсчитали изменения в природе цикличными (стоики).При этом они разделялись на тех, кто считал движе­ния и изменения абсолютными (Гераклит Эфесский -«все течет, все изменяется»), и тех, кто ограничивалих чем-либо (Платон - вечный и неизменный мир идей и изменяемый мир вещей).1Библейское христианское мировоззрение отри­цало существование изменений в природе, в которой все остается неизменным со времени создания су­щего Богом.26 Новое время (с конца XVII! в.) с появлением дарвиновской теории возникает понятие «развитие».Диалектический материализм, диалектический идеа­лизм и натуралистический эволюционизм выдвинули несколько концепций развития, его характера и ис­точников. Г. Гегель разработал диалектические зако­ны - принципы всякого движения на основе развития
мышления. Энгельс применил идеалистическую геге­левскую диалектику к материализму, сформулировав три всеобщих диалектических закона. Г. Спенсер создал теорию эволюции и прогресса.ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ Пространство
- форма существования материи, выражающая порядок расположения одновременно сосуществующих объектов. Время - последователь­ность существования сменяющих друг друга явле­ний. На протяжении развития философии мыслите­лей интересовало - реальны ли пространство и вре­мя, или это абстракции, существующие только в соз­нании человека; что представляют из себя эти поня­тая, каковы их свойства и связаны ли они между со­бой. Развитие представлений о пространстве и времени. 1) Древние натурфилософы (Демокрит, Эпикур и др.) отождествляли пространство с пусто­той, считая его абсолютным, неизменным и непод­вижным, а время - протекающим равномерно. Такая трактовка понятий присутствовала в концепциях большинства философов вплоть до XX в.

 

2Развитие естествознания при переходе от сред­невековья к Новому времени изменило оценку мно­гих понятий, критике подверглись представления, со­гласно которым пространство и время существуют независимо от материальных процессов.В Новое время, с появлением философского противостояния между идеалистами и материали­стами, возникли две концепции, по-разному тракто­авшие пространство и время. Философы-идеали сты ставили эти понятия в зависимость от содержа­ния индивидуального сознания (Беркли, Юм, Мах), рассматривали их в качестве априорных форм чувст­венного созерцания (Кант) или как категории абсо­лютного духа (Гегель). Мыслители-материалисты подчеркивали объективный характер времени и про­странства, их универсальность, всеобщность и неот­делимость от материи. Диалектический материализм признает связь этих понятий с движущейся матери­ей, а движение рассматривает как сущность времени и пространства.

4)В науке XX в., благодаря открытиям Энштейна в области физики, на место представлений о про­странстве как пустом вместилище тел пришла кон­цепция о неразрывности и универсальной взаимо­связи между временем, пространством, движением и материей. Было доказано, что течение времени и протяженность тел напрямую зависят от скорости движения этих тел и что структура пространствен­но-временного континуума изменяется в зависимо­сти от скопления масс вещества.

5)В современной философии (Хайдеггер) домини­рует понимание времени как условия возможности,предпосылки субъективности и объективности, а сле­довательно, постулирование отсутствия времени и в субъекте, и в объекте.

 

СОЗНАНИЕ

СОЗНАНИЕ Сознание - фундаментальное понятие филосо­фии, психологии, социологии. Оно позволяет целе­направленно, обобщенно и оценочно отражать объ­ективную реальность в чувственных и логических образах; обеспечивает возможность вырабатывать знания о связях, закономерностях и отношениях объективного мира; конструирует теоретические модели, разрабатывает прогнозы развития соци­альных и природных явлений. Изучая сознание, фи­лософия стремится дать ответ на вопросы: что та­кое сознание, какова его структура и функции, как оно возникло.В истории философии можно выделить различ­ные традиции анализа сознания.

1) Классическая традиция, характерная для антич­ности, не выделяла сознание отдельно от духовного (идеалистического) начала в человеке. Доминирую­щим было представление о душе и теле, чувствах и
разуме. В философии Платона, а затем Аристотеля духовное и телесное разделено, а душа трактуется как организующий принцип жизни.

2)В средневековой философии сознание и душа рассматривались как часть божественной искры.
Большинство мыслителей признавали активность души, проявляющуюся как самопознание, общение с
высшим разумом или своеволие 3) В философии Нового времени было сформиро­вано представление о сознании как о замкнутом в себе внутреннем мире, наделенном рефлексией и самосознанием (Декарт, Лейбниц). Одновременно формируется натуралистически-функциональный подход (Ламери, Гольбах), в котором в соответствии с данными медицины и физиологии сознание рас­сматривается в качестве особой сложной и много­уровневой функции мозга, благодаря которой чело­век может приобретать знания о себе и природе.

4)В немецкой классической философии сознание рассматривалось как сложная, многоуровневая структура, в которой важную роль играют общение и
формирование самосознания, воли и ценностей. В диалектическом материализме сознание выступало как функция мозга, отражающая объективный мир и являющаяся необходимым компонентом предмет­но-практической деятельности человека.

5)Феноменологическая традиция современной за­падной философии (Гуссерль, Сартр) рассматривает сознание как вид бытия, который невозможно, опи­сать традиционными терминами в традиционном субъектно-объектном ракурсе. Сознание - нечто не­
отделимое от жизненной реальности, оно познается только с помощью феноменологического описания в его «чистоте», феноменальной явственности.

 

 

. 45 Сознание, самосознание и личность
Существование отдельных представителей человечества фиксируется понятием "индивид" -- это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизиологических и социальных черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. Чтобы отразить конкретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития наряду с понятием "индивид" используется и понятие "личность". Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности. Он - исходное состояние для онтогенетического и филогенетического развития человека. Личность же - итог развития индивида, наиболее полное воплощение человеческих качеств. Личность - это автономный человек, то есть человек в определённой степени выступающий независимо от общества, способный противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности не просто сознания, то есть мышления и воли, а самосознания, то есть самоанализа, самооценки, самоконтроля за своим поведением. Самосознание личности по мере своего развития трансформируется в жизненную позицию, которая представляет собой основанную на мировоззренческих установках и жизненном опыте готовность к действию, которая выступает прежде всего как готовность к пониманию личностью целей и смысла жизни. Личность - это полноценный субъект предметно-преобразовательной и культурно-исторической деятельности. Фундаментальное качество человеческой личности – свобода


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: