Никколо Макиавелли (1469-1527) жил во времена перехода от средневековья к Новому времени в Италии, которая а отличие от Испании, Франции и Англии была раздроблена на маленькие враждовавшие между собой государства. В таких условиях Макиавелли попытался создать теорию стабильного государства.
Государство. В своих работах «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» он рассмотрел причины успехов и поражений в политике, трактуемой им как средство удержания власти. В «Государе» он выступает защитником абсолютной монархии, в «Рассуждениях» - республиканской формы правления. Однако обе работы выражают одну точку зрения на формы государственного правления: важны только политические результаты. Макиавелли характеризовал самостоятельность, величие и v -,.ь государства как идеал, для достижения которого политики должны использовать всевозможные средства. Им было введено понятие «государственный интерес». Церковь и государство. Соглашаясь с тезисом христианства об изначальном зле человеческой природы, Макиавелли считал целесообразным осуществление воспитательных функций в обществе государством, а не церковью. Именно человеческий эго- изм и потребность в ега насильственном.обуздании привело к возникновению государства как особого института. Политика как наука автономнвтпчреййии «морали. Религия необходима лишь длйовесяив--ния группового единства подданных. - Политика и мораль. В отличие от ередневеюяюй идеологии для Макиавелли закон и мораль не являются всеобщими и создаются государем для уета-
мовяеиия общественно-политического порядка. 'Аристотель апеллирует к всеобщи»:нормам, Макиавелли позволяет воле государя определять закон ичио-раль. Аристотель рассматривал этику и политику'какединство. Макиавелли разделял этику и' политику, политика для него - объективные правила властвования и управления гражданским обществом. В политике, в отличие от морали, цель (достигнутый результат) всегда оправдывает средства. Средства предназначены для манипуляции и яапя-ютея внеморальными (вне моральной оценки). Эдаг тезис социально-политического учения Макиаввпли дал основание для отрицательной оценки его теории как проповеди аморализма и безнравственности. После замены республиканской администрации Флоренции тиранией Медичи Макиавелли был изгнан, а в 1559 г. все его сочинения были включены в -«Индекс запрещенных книг».
Ф. БЭКОН
Ф. БЭКОН - ОСНОВАТЕЛЬ ЭМПИРИЗМА
Фрэнсис Бэкон (1561-1626) - английский политик и философ, основатель эмпирической методологии науки. Главные сочинения - «Новый органон, или Истинные указания для истолкования природы», «О достоинстве и приумножении наук», повесть-утопия «Новая Атлантида».Как философ он начал с резкой критики средневековой схоластики, главную причину бесплодия которой он видел в пренебрежении естествознанием. Разграничивая теоретические и практические науки в области естествознания, Ф. Бэкон разделял знания на светоносные и плодоносные. Важнейшей целью Бэкон считал не знание ради знания, а господство человека над природой. В главном философском сочинении «Новый Органон...» он поставил задачу сформулировать правильный метод истолкования природы. Адекватное познание и виды заблуждений. Согласно Бэкону, адекватному познанию могут препятствовать четыре вида заблуждений, или призраков: 1) призраки рода - изъяны в чувственном и рациональном познании, характерные для всего человеческого рода и обусловленные несовершенством наших органов чувств (например, антропоморфизм, идеализация и др.); 2) призраки пещеры- индивидуальные недостатки в познании, обусловленные особенностями среды, воспитания, телесной организации, обстоятельствами, вызывающими различные пристрастия; 3) призрак рынка - предрассудки, порожденные непониманием или незнанием; 4) призраки театра - ложные теории, поддерживаемые догмами, религиозным рвением и авторитетом искусственных философских построений. Методология Бзкона. Своеобразным противоядием этим заблуждениям является сомнение и правильный метод, Бэкон обосновал эмпирический метод в качестве единственного достоверного метода исследования природы. Эмпиризм (от. греч. - опыт) и сенсуализм (от лат. - чувство) - направление в гносеологии, согласно которому чувственный опыт является основой познания, главным источником и критерием вдохновения. Бэкон описал различные виды опытного познания, способы и разновидности эксперимента, сформулировал закономерности индукции и индуктивного метода. Следуя ему, ученый должен выводить положения из ощущения, поднимаясь постепенно, пока не перейдет к наиболее общим аксиомам, являющимся истинными.Вслед за Ф. Бэконом развитие методологии эмпиризма продолжили британские (островные) эмпиристы - Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм.
16 Р.ДЕКАРТАРАЦИОНАЛИЗМ В ФИЛОСОФИИ Р. ДЕКАРТА
Рене Декарт (1596-1650) - французский философ и ученый, автор произведений: «Рассуждение о методе», «Метафизические размышления», «Начала философии». Р. Декарт - один из основоположников новой науки и интеллектуальной революции XVII в. Положения декартовской метафизики, научные открытия оказали важнейшее влияние на развитие философии и науки: Требование очевидности, стремление к истине, призыв брать ответственность на себя за свои труды (вместо того, чтобы полагаться на традицию и авторитеты) были восприняты философами и учеными разных поколений и сделали Р. Декарта ключевой фигурой философии Нового времени. Онтология и антропология Декарта дуали-стичны. Философ разделял все существующее на две субстанции: протяженную (материальную) и мыслящую (духовную). Абсолютное духовное начало - Бог, который построил универсум - сложнейший механизм и дал ему начальный импульс (первотолчок).Человек, по Декарту, состоит из бессмертной, мыслящей души, обладающей своей волей, и материального тела. Декарт сформулировал «психофизиологическую проблему» («проблема психофизи(ологи)чес-кого параллелизма»)"- как возможно согласование в деятельности тела и души, если их субстанция различна? Декарту так и не удалось решить эту проблему - он вынужден объявить слаженность души и тела божественным чудом
Методология рационализма. В отличие от эмпиризма рационализм считает главным источником гносеологии (познания) мысли и понятия, присущие уму от рождения (врожденные идеи) или в виде задатков, предрасположенности ума. Декарт считал, что Я - это субстанция, мыслящая душа, вся сущность и природа которой состоит в мышлении («Я мыслю, следовательно, существую»).Чтобы отыскать истину, исследователь должен подвергнуть сомнению все знания прошлого. Кроме того, мышление должно руководствоваться следующими правилами: 1) считать истинным то, что представляется уму ясным и не вызывающим сомнения; 2) каждую сложную проблему необходимо расчленять на частные задачи, так как через последовательное решение частных задач можно решить всю проблему; 3) начинать движение к истине надо от простого к сложному (дедукция); 4) во всех областях знания необходимо составлять общий обзор фактов, открытий, гипотез, систем, чтобы быть уверенным, что ничего из открытого не упущено.Развитие классического рационализма продолжили Б. Спиноза, Г. Лейбниц.
17 Т. ГОББСФилософские взгляды Томаса Гоббса
Линию Бэкона продолжил Томас Гобое (1588—1679), основные идеи которого изложены в работах «Левиафан» (1651), «О теле» (1655), «О человеке» (1658).
Томас Гоббс создал первую в истории философии завершенную картину механистического материализма, отрицая существование души как особой субстанции тела. ПоГоббсу, люди, как и животные, — сложные механизмы, действия которых определяются внешними воздействиями/Развивая эмпирическую традицию, заложенную Бэконом, Гоббс считал истинным источником познания чувства. Но в отличие от Бэкона, Гоббс выдвигал на первый план проблемы научного понимания общества, государства, права, религиозной веротерпимости: Учение Томаса Гоббса о государстве и праве стало широко известным. Это учение базируется на отличии двух состояний человеческого общества — естественного и гражданского. Естественное состоя--ние — исходное, здесь любой имеет право на все, что может захватить, то есть право совпадает с силой. Поэтому естественное состояние есть состояние «войны всех против всех».Следовал вывод о необходимости для всех людей изменить естественное состояние на состояние гражданское, государственное. Люди вынуждены заключать общественное соглашение для обеспечения всеобщего мира и безопасности, на основе которого и возникает государство.
18 ДЖ. ЛОКК
Философские взгляды Джона ЛоккаУглубить и конкретизировать эмпирическую методологию попробовал выдающийся философ-материалист XVII века Джон Локк ( 1632 — 1704) в работах «Опыт о человеческом разумении» (1690), «Два трактата о государственном правлении» (1690), «Разумность христианства» (1695). Проблеме метода познания и комплексу вопросов гносеологии посвящено основное философское произведение Локка «Опыт о человеческом разумении». Трактат начинается критикой учений о врожденных идеях. Локк доказывал, что врожденных идей нет ни в теоретическом мыш пении, ни в моральных убеждениях, все человеческое знание происходит из опыта — внешнего (ощущений) и внутреннего {рефлексии). Идея ощущений — основа наших знаний о мире. Локк распределил их на два класса: на идею первичных и вторичных качеств. Идеи первичных качеств {плотность, протяжность, фигура, движение и др.) — копии самих эти/качеств, в то время как идеи вторичных качеств (цвет, запах, вкус, звук и др.) не похожи на качества самих вещей. Учение Локка о различии первичных и вторичных качеств опирается на противопоставление объективного и субъективного. Его развитие позднее привело к формированию субъективного идеализма.Также как и Гоббс, Локк выводил необходимость государственной власти с позиций теории «естественного права» и «общественного соглашения», но всобственной политической философии высказывал и ряд принципиально новых, прогрессивных идей. Он впервые выдвинул принципы распределения государственной власти на законодательную, исполнительную и федерашвную(внеш-них сношений). Политическая философия Локка стала основой буржуазного либерализма в Англии, отразилась в политических теориях французской и американской буржуазных революций.
20 Теория общественного договора в системе взглядов Ж. -Ж. Руссо. Ж. -Ж. Руссо (1712-1778) был одним из крупнейших представителей французского Просвещения. Его теория общественного договора существенно отличалась как от взглядов Гоббса, так и от воззрений Локка. Естественное состояние людей Руссо трактует состояние первобытной гармонии с природой. Человек не нуждается ни в общественных ограничителях, ни в морали, ни в систематическом труде. Способность к самосохранению удерживает его от состояния «войны всех против всех». Однако, население растет, меняются географические условия, развивается способности и потребности людей, что приводит в конечном счете к установлению частной собственности. Общество расслаивается на богатых и бедных, могущественных и притесненных, которые враждуют между собой. Неравенство развивается постепенно: сначала признаются богатство и бедность, затем - могущество и беззащитность, наконец - господство и порабощение. Общество нуждается в гражданском мире - заключается общественный договор, по которому власть над обществом переходит государству. Но в основе государственной власти, по мнению Руссо, лежит воля и свободы каждого отдельного человека. Эта свобода и воля остаются абсолютными, неограниченными и после заключения общественного договора. Поэтому, Руссо выдвигает свой знаменитый тезис о том, что носителем и источником власти является народ, который может и должен свергать власти, нарушающие условия общественного договора. Суверенно не государство, суеверен народ. народ творит законы, меняет их, принимает новые. Эти взгляды отличаются радикализмом и революционностью. Именно они лежали в основе идеологии самой крайне группы революционеров времен Французской революции - якобинцев и служили обоснованием якобинского террора.
22 И. КАНТФИЛОСОФИЯ И. КАНТА
" И. Кант (1724-1804) - немецкий философ, основоположник немецкой классической философии. Важнейшие труды: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». В его творчестве традиционно различают до-критический период (до начала 70-х гг.), когда в центре философских интересов Канта находились вопросы философии природы и космологии. В критический период (с 70-х гг.) основным было критическое исследование познавательных способностей человека и его границ. В разработанной философской системе Кант задает основополагающие вопросы человеческого бытия: «Что я могу знать?» (гносеологический); «Что я должен делать?» (моральный); «На что я могу надеяться?» (религиозный).Метафизика Канта. Исследуя метафизику как науку, Кант рассматривает три идеи: души, мира и Бога. Критика чистого (теоретического) разума показывает, что эти идеи внутренне разноречивы, недоказуемы и неопровержимы. Анализируя их, разум впадает в противоречия - антиномии. Кант утверждал, что метафизика как наука возможна только в качестве критики чистого разума. Научное знание об идее чистого разума невозможно, поэтому идеи прежней метафизики имеют ценность для практического разума (регулятивное применение «Коперниковскии переворот»Канта в философии. Подобно Копернику и Кеплеру, утверждавшимдвижение Земли и наблюдающего человека вокругСолнца, Кант доказывал, что субъект вращается вокруг объекта и познает его. Объект под воздействием субъекта репрезентируется в восприятии и мышлении. Независимо от субъекта предмет существует как непознаваемая «вещь в себе».(«вещь сама посебе»). Теория познания. Познание человека ограниченно и противоречиво потому,1 что мир разделен на доступные знанию «явления» (феномены) и непознаваемые «вещи в себе» (ноумены). Кант использует термин трансцендентное для обозначения того, что непознаваемо, и трансцендентальное - познаваемое. С точки зрения Канта, всякое знание начинается с опыта, но не ограничивается им. Некоторые знания порождаются самой познавательной способностью человека и являются доопытными - априори.Категорический императив Канта заключается в трех положениях: 1) Поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом. 2) В поступках надо исходить из того, что человек является высшей ценностью, а не средством. 3) Все поступки должны вести к общему благу.
Г.В.ГЕГЕЛЬ ФИЛОСОФИЯ ГЕГЕЛЯ
Г. В. Ф. Гегель (1770-1831) - немецкий философ, представитель немецкой классической философии. Основное произведение - «Феноменология духа». Гегель разработал теорию диалектики на основе философии абсолютного (объективного) идеализма. Исходное положение философии Гегеля - тождество бытия и мышления, т. е. понимание реального мира как проявления идеи, духа.В «Феноменологии духа» (феноменология - учение о явлениях, или феноменах сознания в их историческом развитии) Гегель рассматривает эволюцию человеческого сознания от первых его проблесков до овладения наукой и научной методологией. Гегель выделяет три области развития духа (т. е.' сознания, мышления, идеи): а) субъективный дух - в индивидуальной жизни; б) объективный дух - в общественной жизни; в) абсолютный дух - в духовной жизни общества (искусстве, религии и философии).Согласно гегелевской философской системе, в основе всех явлений природы и общества лежит абсолютное, духовное и разумное начало - «абсолютная идея», «мировой разум» или «мировой дух». Развитие абсолютной идеи состоит из триады: 1) абсолютный дух, составляющий предмет логики, где идея раскрывает свое содержание в системе логических категорий; 2) дух в своем «инобытии», он являетсявнешним «для себя», в качестве природы, которая служит внешним проявлением логических категорий, - предмет «натурфилософии» или «философии природы»; 3) развитие идеи в мышлении и истории (в «духе»), ему посвящена «философия духа» На основании гегелевских закономерностей поступательного развития (единство и борьба противоположностей; переход от количественного к качественному, отрицание отрицания - отрицание тезиса антитезисом и их синтез в новый тезис, а затем переход на новый уровень отрицания тезиса) позже было выделено три закона диалектики: 1) противоречие - источник развития и движения; 2) переход от количественных изменений к качественным; 3) отрицание отрицания. Гносеология Гегеля отрицает возможность получения опыта (знания) в качестве пассивного чувственного восприятия отдельных вещей (как у эмпири-стов). Познание как феномен возникает из критической рефлексии, опосредованной языком и культурно-исторической традицией. Поэтому истина не есть нечто заранее готовое, она не только соответствие понятия предмета и предмета понятию. Истина, по Гегелю, не похожа на отчеканенную монету, она есть подвижный процесс.
24 Философия права Гегеля Право с точки зрения Гегеля есть наличное бытие свободной воли. "Право состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли".
Понятие права значительно более широко чем юридическое понятие о праве, оно охватывает "наличное бытие всех отраслей свободы". Это есть объективно идеалистическое понятие права. Разум, дух в области общественных отношений людей с точки зрения Гегеля творит свою работу при помощи индивидуальной воли отдельных лиц и создает объективный мир свободы, то есть право. Понятие о праве в представлении Гегеля имеет своей основой не волю отдельного лица, а некую себе и для себя сущую, всеобщую волю, имеющую самостоятельное существование во времени, пространстве и выражающую объективно разумную, а не субъективный произвол отдельного лица, что существенно отлично от понятия о праве данное Кантом и всеми сторонниками критической философии. Категорический императив Канта в области права гласит: "Поступай так, чтобы твоя свобода могла сосуществовать со свободой всех людей, исходное положение - свобода отдельной личности". Гегель же стремиться постигнуть разумную сущность права и государства самих по себе, независимо от прав и интересов отдельной личности. Он трактует положительное право как выражение самого разума, чтобы тем самым обосновать неправомерность, но революцию уничтожения, не отрицая при этом возможности элементов насилия и тирании в положительном праве, но считает их для самого права чем-то случайным, не касающимся природы права самого по себе, как нечто разумного, как в себе и для себя сущей свободы воли. В "философии права" как составной части системы гегелевской философии развитие духа дается через развитие диалектического движения понятия права от его абстрактных форм до конкретных - от абстрактного права к моральности, а затем к нравственности(семье, гражданскому обществу и государству). Философия права в качестве части философии имеет "определенную исходную точку, которая есть результат и истина того, что ей предшествует и что составляет ее так называемое доказательство. Поэтому понятие права по своему становлению трактуется вне науки права, его дедукция предполагается здесь уже имеющейся и его следует принимать как должное."
"Философская наука о праве, - отмечает Гегель, - имеет своим предметом идею права - понятие права и его осуществление". Идея права которая и есть свобода, по замыслу и исполнению Гегеля, развертывается в мир права, ее сфера объективного духа предстает как идеальная правовая деятельность - объективация форм права и свободы. Идея права как предмет философии права означает единство понятия права и наличного бытия права, получаемого в ходе объективации понятия права. Свою концепцию философии права Гегель разрабатывает и трактует именно как философскую науку о праве, отличную от юриспруденции, а занимаясь позитивным правом (законодательством) имеет дело по его характеристике, лишь с противоречиями. Задача философии права, по Гегелю, состоит в постижении мыслей, лежащих в основании права, а подлинная мысль о праве есть его понятие. Эта понятейная трактовка права "Философия права", содержит систему объективных формообразований, которые получаются в процессе саморазвертывания понятия права при диалектическом его восхождении от абстрактного к конкретному. Без уяснения особого смысла категории "понятие" невозможно понять ни один из разделов гегелевской философии.
Понятие "право" употребляется в гегелевской философии права в следующих основных значениях:
I) право как свобода (идея права)
II) право как определенная ступень и форма свободы (особое право)
III) право как закон (позитивное право).
I. На ступени объективного духа, где все развитие определяется идеей свободы - "свобода" и "право" выражают единый смысл.
II. Система права как царство реализованной свободы представляет собой иерархию особых прав (от абстрактных форм до конкретных).
Конкретизация понятия права есть определенное наличное бытие свободы, а значит и особое право. Подобная характеристика относится к абстрактному праву, морали, семье, обществу, государству. Эти "особые права" даны в рамках одной формации объективного духа, они ограничены, соподчинены и могут вступать во взаимные коллизии.
Последующее "особое право", диалектически "снимающее" предыдущее, более абстрактное "особое право", представляет его основание и истину. Более конкретное "особое право" первичнее и сильнее более абстрактного. На вершине "особых прав" стоит право государства, над ним лишь право мирового духа. Поскольку в реальной действительности "особые права" всех ступеней (личности, ее совести, семьи, государства) даны одновременно и, следовательно, в актуальной или потенциальной коллизии, так как по гегелевской схеме, окончательно истинно лишь право высшей ступени. III. Право как закон (позитивное право) является одним из "особых прав".
Гегель пишет: "То, что есть право в себе, положено в его объективном наличном бытии, то есть определено для сознания мыслью и известно как то, что есть и признано правом, как закон; посредством этого определения право есть вообще позитивное право".23
Превращение права в себе в закон путем законодательства придает праву форму всеобщности и подлинной определенности. Предметом законодательства может быть лишь внимание стороны гегелевских отношений. Различая право и закон, Гегель в то же время стремится исключить их противопоставление. Гегель признает, что содержание права может быть искажено в процессе законодательства, поэтому не все данное в форме закона есть право. В гегелевской философии речь идет о внутреннем различении одного и того же понятия права на разных ступенях ее конкретизации.
25 ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ |
философское учение марксизма. Основные принципы диалектического материализма сформулированы в 40-х гг. 19 в. К. Марксом и Ф. Энгельсом, а в 20 в. разрабатывались В. И. Лениным. В период существования СССР догматизированный диалектический материализм был провозглашен единственной теоретической основой науки, культуры и социальной жизни в целом, поставлен на службу идеологии и политики компартии. Материя, согласно диалектическому материализму - единственная основа мира, сознание - свойство материи, движение и развитие мира - результат его внутренних противоречий. Основные законы диалектического материализма: единство и борьба противоположностей, переход количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания.
26 Материалистическое понимание истории и правовые взгляды К.Маркса
С точки зрения М. материалистическое понимание истории заключается в том, чтобы исходя, из материального производства непосредственных средств для жизни, сначала объяснить систему производственных отношений между людьми, а затем на этой основе - и политическое устройство обществ, право, мораль, религиозные и другие явления. Установление зависимости сознания людей от их общественного бытия и главного вида - материального производства - позволило М. переосмыслить роль духовной деятельности человека. По мнению М, идеи и теории даже самые радикальные не могут служить причинами исторических изменений реальности. Они лишь отражают объективную реальность и могут быть применены лишь тогда, когда в этой реальности создадутся благоприятные возможности. Сознание есть ничто иное как отражение и осознание людьми своего общественного бытия, способа производства материальных блага, деятельности и межчеловеческого общения.1. Бытие определяет сознание. Т.е. развитие производства, развитие ресурсов, науки, приводит установлению определенных производственных отношений, которые формируют основу общественно-экономической формации.2. Роль личности и масс в истории. Историю вершат массы, историческая личность появляется когда в ней возникает необходимость. Она может влиять на конкретные проявления исторического развития, но не может определять ход развития истории. 3. История развивается на по кругу, а по спирали. Каждый виток внешне повторяет предыдущий, но на более высоком уровне.
27 Иррационализм в западноевропейской философии. ШОПЕНГАУЭР КЬЕРКЕГОРФилософия С.Кьеркегора занимает особое место среди философских концепций XIX века потому, что Кьеркегор впервые откровенно выступил против рационалистической системы Гегеля. Невероятная популярность гегелевских идей в XIX веке, с одной стороны, очень короткая жизнь Кьеркегора, с другой, и замкнутый характер, повлекший за собой долгое одиночество, даже затворничество, с третьей, не позволили Кьеркегору стать ни известным мыслителем при жизни, ни иметь каких-либо учеников для продолжения размышлений "в духе Кьеркегора" или развития его идей. А "дух Кьеркегора" имел свою неповторимую особенность: "Этот Единичный",- такой текст, сформулированный самим Кьеркегором, предложил он в качестве надгробной эпитафии задолго до смерти. На философию Кьеркегора, как на Эпикура и Ницше, серьезное влияние оказали физиологические отклонения от нормы - болезни с момента рождения до конца жизни. Как считал Кьеркегор, его рождение - результат преступления родителей, а потому он так и не получил божественной благодати. "Единичность" Кьеркегора заключалась не только в резкой критике философского рационализма, который он не принял и которому противопоставил не столько систему, сколько цельность и непротиворечивость идеи веры.Кьеркегор выдвигает идею веры в противоположность рационалистической традиции, но не отрицает возможностей разума, не умаляет познавательных склонностей и способностей человека. (Кьеркегор окончил теологический факультет Копенгагенского университета). Он только, как и Кант, ограничивает возможности разума в устройстве счастливой, подлинной жизни человека. Разуму есть место в жизни, но не разум является подлинно человеческим достоянием. Разум не в состоянии объяснить божественное чудо (чудо - единично), разум не способен охватить все богатство и уникальность единичной человеческой жизни. Разум скользит лишь по поверхности, он не в состоянии проникнуть вглубь жизни, постичь все грани ее духовности. Кьеркегор ярко и однозначно уже в I половине XIX века выступил против всеобщих и объективных оснований человеческого бытия. Человек, в отличие от животного, не родовое, а экзистирующее существо. Родовые признаки - разум человека, являются вторичными уже потому, что человек сотворен по образу и подобию бога. (В конце анализа философии Кьеркегора мы отдельно остановимся на причинах религиозности датского мыслителя).Поскольку жизнь у человека одна, неповторима и незаменима, постольку единичные стили и единичные образы жизни являются самым характерными свойствами "Я". В критической литературе иногда проводят параллель философии Кьеркегора и Сократа. В отличие от Сократа, Кьеркегор главной задачей философии видит не рациональное обоснование религиозно-нравственной жизни, а, наоборот, во-первых, сверх-рациональное, даже иррациональное обоснование жизни, во-вторых, жизни не религиозно-нравственной, а сверх-нравственной, что не мешает сверх-нравственной жизни иметь основание в этике. Разум не может служить основанием человеческой жизни уже потому, что разум универсален; он принадлежит роду человеческому и ни один человек на земле не в силах избавиться от разума, не в состоянии ослушаться разум, когда речь идет о потребностях человека, об условиях его жизни. Поэтому разум не в состоянии не то, чтобы объяснить чудо и даже уразуметь его.Что действительно роднит философию Кьеркегора с философией Сократа - это призыв прислушаться к внутреннему голосу. Поскольку внутренний голос Кьеркегора это не сократовский "голос совести"- даймонион, а голос веры - "рыцаря веры". Внутренним голосом человека говорит сам бог [2; 6]. Иррациональная вера Кьеркегора позитивна, поскольку никогда и ни при каких обстоятельствах не может быть подвержена рациональной обработке, т.е. вера не может быть рационально оформлена. Вера не трансцендентальна (как в негативном иррационализме), но трансцендентна разуму. В этом плане Кьеркегор идет вслед за Августином Блаженным, именуя "откровение" Августина "верой", а себя - рыцарем веры.
НИЦШЕ
ФИЛОСОФИЯ ПРАГМАТИЗМА Ф. НИЦШЕ Ф. Ницше (1844-1900), немецкий философ и мыслитель, разработал концепцию «сверхчеловека», воли к власти и «вечного повторения». Основные работы - «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра -и зла».Одной из основополагающих черт его философии был нигилизм, заключавшийся в переоценке ценностей, т. е. в отрицании выработанных человеческой культурой норм морали и справедливости. Ницше призывал к «переоценке ценностей», к замене морали рабов в христианско-гумаиистическом смысле мо-раг1ью господ. Гуманистические нормы морали про-пйведовали сострадание, терпение, ненасилие и др. Мораль, разработанная Ницше, несет искусство повелевать, широту воли, бесстрашие, уверенность, ненависть к трусости и т. дКритика метафизики и христианства основана на утверждении о том, что философия и религия являются только выражением человеческой потребности в смысле и порядке - человеческое мышление всегда требует строгой логики и структуры. Если до Ницше философы рассматривали мир и историю как осмысленные, рациональные, имеющие цель и смысл, Ницше описывает мир как хаос - мир не имеет плана, а угроза хаоса вынуждает человека придумывать ему смысл. Человек сам выдумывает структуру мира, которая кажется ему истинной структурой мира, созданной Богом «Сверхчеловек» и воля к власти. Основой жизни, по Ницше, является воля к власти, тяга к самоутверждению. Согласно этой теории, возвеличиваются^прирожденные «аристократы духа», которые призваны властвовать. Простые люди - «люди массы»; от природы никчемны и не способны к созиданию, онимогут лишь подчиняться.«Сверхчеловек» - существо высшего биотипа- не принадлежащее ни к одной расе, он зоологический тип, на порядок более высокий, чем пото зарйгй. Такой человек будущего должен быть достигнут,эсо-гласно Ницше, путем усовершенствования, отбора и воспитания новой породы людей. Находясь вне всяких моральных норм и правил, вне добра и зла, сверхчеловек преодолевает тотальную ложь земного мира. В сверхчеловеке присутствуют чувства и инстинкты, обеспечивающие волю к власти. Вечное повторение. Реакцией на упадок европейской культуры была идея Ницше о «вечном возвращении». Космические силы имеют Предел, 'они способны на многие комбинации, но в итоге происходит лишь повторение того, что уже было, т. е. про-' гресса не существует. Фаталистическая идея «вечнс^ го возвращения» и повторяемости присуща всему.
ФРЕЙД И НЕЛФРЕЙДИЗМ
Фрейдизм и неофрейдизмОснователем психоанализа в его классической форме был австрийский психолог, невропатолог, психиатр Зигмунд Фрейд (1856 — 1939). Основные взгляды Фрейда изложены в его трудах: «Толкование сновидений» (1899), «Я и Оно» (1923), «Тотем и табу» (1913), «Будущность одной иллюзии» (1927), «Неудовлетворенность в культуре» {1930) и др. В названных работах ярко проявляется переход 3. Фрейда от рационализма к иррационализму. Известно, что в течение продолжительного времени в европейской философской мысли доминировали рационалистические концепции. Феномен сознания был тем центром, вокруг которого возникали философские споры, связанные с осмыслением отношений человека и окружающего мира, Фрейд ввел новое измерение в философию. Он обратился к анализу психики вообще и сформировал на его основе представления о субъективной реальности человека. В работе «Я и Оно» ученый разворачивает структурную концепцию психики, выделяя в ней такие сферы:а) бессознательное («Оно») — это определяющий глубинный план человеческой психики. Он функционирует на основе врожденных, естественных, генетически первичных явлений;б)сознательное («Я») — это ум человека, или «эго».Оно выступает посредником между бессознательным и внешним миром. «Я» стремится сделать «Оно» приемлемым для мира и привести мир в соответствие с желаниями «Оно».в) подсознательное («Сеерх-Я») — это внутренняя, личная совесть. Она образуется под влиянием системы общественных запретов. Если «Оно» обусловлено генетически, «Я» — индивидуальным опытом, то «Сверх-Я» есть результат влияния других людей.важным составным элементом фрейдистского учения было представление о существовании в недрах «Оно» вечных бессознательных инстинктов сексуального наслаждения (либидо), вступающих в конфликт с сознанием, ориентированным на принцип реальности, то есть на социально принятые формы поведения и способы удовлетворения желаний. Сознательное «Я» и подсознательное «Свёрх-Я» стремятся подчинить себе сферу бессознательного «Оно». При этом происходит лишь мнимое разрешение конфликта, поскольку вытесненные в бессознательное сексуальные желания в любое время могут вырваться на поверхность и стать причиной новых конфликтов. Поиск их реального разрешения достигается путем сознательного овладения желаниями, либо непосредственным их удовлетворением, либо сублимацией (от лат. виЬНтаге — высоко поднимать, возносить).Сублимация — это особый вид отклонения инстинктов (либидо) от присущей им направленности и переключение их энергии на достижение социальных и культурных целей. Сублимацией объяснял Фрейд возникновение религии, искусства, общественных учреждений. Сублимация, по Фрейду, проявляется в творчестве, поэтому оппозиции сексуальных взглядов он анализировал творчество Леонардо да Винчи, Гете, Шекспира, Достоевского.Наиболее известными последователями > 3. Фрейда были: основатель аналитической психологии швейцарский психолог, философ и культуролог Карл Густав Юнг (1875 — 1961), основатель индивидуальной психологии австрийский психолог Альфред Адлер (1870 — 1937), основатель сексуально-экономической теории австро-американский врач Вильгельм Райх (1879 — 1957), немецкий философ, психолог и социолог Эрих Фромм (1900 — 1980), идеолог «новых левых» Герберт Маркузе (1898 — 1979) и др. Эти философы уточнили и обновили исходные положения психоанализа, потому их концепция получила название неофрейдизма. Основатели неофрейдизма указали на неспособность ортодоксального фрейдизма решить проблему взаимодействия субъекта и общества. Например, главного представителя неофрейдизма Эриха Фромма не удовлетворял биологизм и социальный пессимизм Фрейда, поэтому он сконцентрировал внимание на превращении психоанализа в социальную философию. С этой целью он обратился к предшествующей философской мысли, а именно к взглядам Л. Фейербаха и в особенности К. Маркса, которые дали ему возможность критически переосмыслить фрейдистскую точку зрения на природу бессознательных влечений и роль социальных факторов в становлении личности. Тем не менее, считая, что социальная теория К. Маркса недостаточно учитывает роль психологического фактора, Фромм стремился дополнить марксизм психоанализом.