Проблема свободы и ответственности человека Свобода — одна из основных, сложнейших философских категорий, которая характеризует сущность человека, состоящую в его способности мыслить и действовать в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, а не вследствие какого-либо принуждения. Со времен античности до наших дней идея свободы была присуща практически воем развитым философским системам. Так что в определенном смысле философия — это учение о свободе.Для большинства представителей античной философии— Сократа, Диогена, Эпикура и Сенеки свобода является смыслом и целью человеческого существования. Для представителей средневековой схоластики — Ансельма Кентерберийского, Альбер
та Великого и Фомы Аквинского — свобода разума и поступков возможна только в рамках церковных догматов, а за их пределами свобода представляет собой ересь, тяжкий грех. В Новое время преобладающей стала точка зрения на свободу как на естественное состояние человека, путь к социальному равенству и справедливости (Томас Гоббс, Поль Анри Гольбах,Пьер Симон Лаплас), Большое внимание проблеме свободы уделяли и представители немецкой класси ческой философии. Иммануил Кант, например, под свободой понимал интеллигибельную (т.е. недоступную чувственному познанию) сущность человека; для Иоганна Готлиба Фихте свобода — единственная абсолютная реальностьта Георг Вильгельм Фридрих Гегельпонимал под свободой многоплановую реальность, которая во всех своих проявлениях есть форма объективации абсолютного духа.
Значительный вклад в развитие данной категории внесли также Бенедикт Спиноза, Жан-Жак Руссо, Мари Франсуа Аруэ Вольтер, Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше, Жан-Поль Сартр, Карл Яспврс, Николай Бердяев, Владимир Соловьев, Григорий Сковорода, Пантелеймон Кулиш и. многие другие философы и мыслители. По мнению многих исследователей, одной из наиболее разработанных концепций свободы является концепция марксизма. Чтобы лучше уяснить особенности марксистского понимания свободы в ее диалектическом взаимодействии с необходимостью, рассмотрим трактование свободы с позиций волюнтаризма и фатализма. Волюнтаризм (от лат. га/ипйз — воля)- — это идеалистическое направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия.В социально-политической практике волюнтаризм нашел выражение в деятельности, которая не основывается на объективных законах исторического развития, а руководствуется субъективными желаниями осуществляющих ее субъектов. Действовать в духе волюнтаризма — значит не считаться с исторической необходимостью, с законами природы и общества и выдавать свой произвол, свободу за вые- шую мудрость. Следовательно, волюнтаризм абсолютизирует свободу и отвергает необходимость в истории общества и жизни отдельного человека.По мнению же сторонников фатализме (от лат. /а — роковой), история человечества и жизнь каждого человека изначально предопределены судьбой (мифология и обыденный фатализм)', Божественной волей (теология) или же неотвратимым стечением причинно-следственных связей внутри замкнутой каузальной системы (рационализм Гоббса, Спинозы). Таким образом, фатализм абсолютизирует предопределенность социальных процессов и отвергает свободу выбора. Данная позиция приводит к представлениям о безальтернативное™ социальных процессов, а следовательно, невозможности что-либо изменить' человеческими усилиями. Фатализм неизбежно приводит к смирению человека перед своею судьбой и тем самым обрекает людей иа пассивность и покорность, на отказ от деятельности по совершенствованию общества.Марксизм понимает свободу в диалектическом взаимодействии с необходимостью. Он отвергает и волюнтаризм с его идеей произвольности человеческих поступков, и фатализм, рассматривающий их как предопределенные. Известно, что< в повседневной жизни люди сталкиваются не с абстрактной необходимостью, а с ее конкретно-историческим воплощением в виде реально существующих'условий, социальных отношений, а также имеющихся средств для достижения поставленной цели.
Люди не в состоянии изменить условия своей жизни, однако они обладают известной свободой воли в выборе целей и путей их достижения, поскольку в каждый момент обычно существует не одна, а несколько реальных возможностей для действий. Кроме того, они в определенной мере свободны в выборе средств для достижения выбранных целей. Свобода, следовательно, не абсолютна, а относительна и претворяется в жизнь путем выбора определенного плана действий. Чем четче люди осознают свои реальные возможности, чем больше средств для достижения поставленной цели они имеют, тем большею является свобода. В этом и состоит объективность свободы как феномена человеческой жизни. Отсюда следует, что выбор варианта деятельности сопряжен с большой моральной и социальной ответственностью за последствия этого выбора. Поэтому подлинный выбор отличается от произвола тем, что он является результатом сложного синтеза объективных возможностей внешней действительности и субъективного богатства внутреннего мира человека, накопленного.им социального опыта. В процессе, выбора раскрывается подлинное содержание, духовное и нравственное богатство личности. Именно свободный выбор является испытанием на прочность таких компонентов личности, как совесть, достоинство, честь, ответственность и т. п.
ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ
. ЛИЧНОСТЬ И СВОБОДА Личность - человек со своими индивидуально выраженными и социально обусловленными качествами: интеллектуальными, эмоциональными, волевыми, моральными.Соотношение понятий человек, индивид, личность. Индивид - отдельно взятый представитель человеческого рода, общества, народа или социальной группы. Индивидуальность представляет собой совокупность черт, образующих своеобразие индивида, его отличие от других. Личность не сводится ник индивиду, ни к индивидуальности. Она - самая высокая ступень духовной целостности, характеризующая отдельного человека, обладающего самосознанием, самостоятельностью, собственными идеалами и целями, свободой и ответственностью.Согласно европейской философской традиции, личность рассматривается как высшая ценность. Данная теория персонализма берет начало из античных философских учений Сократа, Платона, Аристотеля. В средние века продолжателем данного подхода выступают Августин и Фома Аквинский, так же как и философы-просветители Ж.-Ж. Руссо, Г. Лейбниц и др. Проблемы личности были объектом исследования таких философов, как И. Кант, Л. Фейербах, К. Ясперс, и многих других. В XX в. персонализм оформляется в отдельное философское направле ние благодаря трудам Э. Мунье, Н. Бердяева, Н. Лос-ского и др.В философской антропологии М. Шелера дух- чистая актуальность, состоящая в свободном осуществлении его актов, личность же выступает центром духа. То есть, согласно Шелеру, личность непредметна и невещественна, она лишь самоосуществляет упорядоченное строение актов.Философ прагматизма У. Джемс оценивает личность как субъект самосознания и эмпирическое Я, которое строится на самовосприятии, ответственности и самооценке. Основа жизненного благополучия личности - ее самооценка (самоуважение), которая складывается из ее успеха и удовлетворенности запросов. Поэтому для личности не менее важно соизмерять притязания с возможностями. Джемсом было выделено три сферы личности: физическая, включающая материальную сферу (индивидуальные морфологические черты человека, его обиход, плоды его труда); социальная - профессиональные, семейные, сословные особенности; духовная - совокупность религиозных, интеллектуальных характеристик. Свобода личности заключается в возможности самоопределения (внутренняя), свободе действий (внешняя) и ответственности за эту свободу.