Теоретические основы ФМ

ФМ. предст. соб. сист. принципов и м-дов разраб-ки и реал-ии управл. решений, связ. с форм-ем, распределением и использованием финансовых ресурсов предприятия и организацией оборота его денежных средств.Эффективное управление финансовой деят п-п обесп-ся реализацией ряда принципов, основными из к-х явл:1)Интегрированность с общей системой управления п-п. ФМ непосредственно связан с производственным менеджментом, инновационным менедж, менедж персонала и некот др видами функционального менедж. 2)Комплексный хар-р формир-я управленч решений. ФМ должен рассматриваться как комплексная управляющая система, обеспечивающая разработку взаимозависимых управленческих решений, каждое из к-х вносит свой вклад в общую результативность финансовой деятельности предприятия.3)Высокий динамизм управления. Управленческие решения в области формирования и использования финансовых ресурсов и оптимизации денежного оборота, разработанные и реализованные на предприятии в предшествующем периоде, не всегда могут быть повторно использованы на последующих этапах его финансовой деятельности. Прежде всего, это связано с высокой динамикой факторов внешней среды, и в первую очередь — с изменением конъюнктуры финансового рынка.4)Вариативность подходов к разработке отдельных управленческих решений. Реализация этого принципа предполагает, что подготовка каждого управленческого решения в сфере формирования и использования финансовых ресурсов и организации денежного оборота должна учитывать альтернативные возможности действий.5)Ориентированность на стратегические цели развития предприятия. Какими бы эффективными не казались те или иные проекты управленческих решений в области финансовой деятельности в текущем периоде, они должны быть отклонены, если они вступают в противоречие с миссией (главной целью деятельности) предприятия, стратегическими направлениями его развития.Эффективный финансовый менеджмент, организованный с учетом изложенных принципов, позволяет формировать необходимый ресурсный потенциал высоких темпов прироста операционной деятельности предприятия, обеспечивать постоянный рост собственного капитала, существенно повышать его конкурентную позицию на товарном и финансовом рынках, обеспечивать стабильное экономическое развитие в стратегической перспективе. Главной целью ФМ явл максимизация благосостояния собственников п-п в текущем и перспективном периоде, обеспечиваемая путем максимизации его рыночной стоимости.

2. Сущность, цель и задачи ФМ. ФМ предс с важную часть менеджмента, или форму управления процессами финансир-я предпр деят. ФМ означает управление денежными средствами, фин ресурсами в процессе их формир-я, распределения и использования с целью получения оптимального конечного результата.ФМ предс с управление финансами п-п, направленное на оптимизацию прибыли, максимизацию курса акций, максимизацию стоимости бизнеса, чистой прибыли на акцию, уровня дивидендов, чистых активов в расчете на одну акцию, а также на поддержание конкурентоспособности и финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта. Цель ФМ- выработка определенных решений для достижения оптимальных конечных результатов и нахождения оптимального соотношения между краткосрочными и долгосрочными целями развития предприятия и принимаемыми решениями в текущем и перспективном финансовом управлении.Главной целью финансового менеджмента является обеспечение ростаблагосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде. Задачи ФМ. Финансовые стратегические задачи - максимизация прибыли предприятия, обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия, обеспечениефинансовой устойчивости в долгосрочном периоде.В настоящее время в финансовом менеджменте одной из важных задачявляется максимизация цены компании (рыночной стоимости предприятия) которая отнюдь не равна стоимости имущества данного предприятия. Текущие цели (задачи) - обеспечение сбалансированности поступленияденежных средств (платежеспособности и ликвидности предприятия),обеспечение достаточного уровня рентабельности и продаж за счет гибкойценовой политики и снижения издержек. Рентабельность - показатель конкурентоспособности предприятия накоротком промежутке времени. Рентабельность капитала - это стратегический показатель. К текущим задачам также относится избежание банкротства и крупныхфинансовых неудач.Все задачи тесно связаны между собой, и решаются в рамках финансовойполитики предприятия. Основные задачи ФМ: 1). Обеспечение формир-я достаточного объема фин-х ресурсов в соот-ии с потребностями п-п и его стратегией развития. 2). Обеспечение эффективного использования фин-х ресурсов в разрезе основных направлений деятельности предприятия.3). Оптимизация денежного оборота и расчетной политики предприятия. 4). Максимизация прибыли при допустимом уровне финансового риска и благоприятной политике налогообложения. 5). Обеспечение постоянного фин равновесия п-п в процессе его развития, т. е. обеспечение фин устойчивости и платежеспособности.

3. Функции и механизм ФМ. Функции объекта управления - воспроизводственная, обеспечивает воспроизводство авансированного капитала на расширенной основе;- производственная - обеспечение непрерывного функционирования предприятия и кругооборота капитала; - контрольная (контроль управления капиталом, предприятием). 2. Функции субъекта управления:- прогнозирование финн-х ситуаций и состояний;- планирование фин деят;- регулирование;- координация деят всех фин-х подразделений с основным, вспомогательным и обслуживающим подразделениями предприятия;- анализ и оценка состояния п-п;- функция стимулирования;- функция контроля за денежным оборотом, формированием и использованием фин-х ресурсов. Механизм ФМ предст с совокупность основных элементов воздействия на процесс разработки и реализации управленч решений в области фин деят п-п. В структуру механизма ФМ входят след элементы:1. Система регулирования фин деят (Гос-е нормат-прав регулир-е фин деят п-п) 2. Система внешней поддержки фин деят п-п (Гос-е и другие внешние формы финансир-я п-п,кредитование п-п. 3. Система финн-х рычагов(цену, процент,прибыль).4 Система фин инструментов с-ит из следующих контрактных обязательств, обеспечивающих механизм реализации отдельных управленческих решений предприятия и фиксирующих его финансовые отношения с другими экономическими объектами:Платежные инструменты (платежные поручения, чеки, аккредитивы и т.п.). Кредитные инструменты (договоры о кредитовании, векселя и т.п.).

Метод. сис-мы ФМ

Инф. обеспеч. ФМ. Система инф. обеспеч.ФМ выраж. процесс подбора и обр-ки соотв. инф-ых м-лов, предназнач. для фин. ан-за, планир-я и к-ля. Такую инф. исп. для принятия оператив. управл. реш-ий, разраб-ки фин. стратегии и тактики. Для принятия фин. и инвест. реш-ий рук-ву п/п и корпорации необход. внутр. и внеш. инф-я. К внутр. источ. инф-ии относ. данные: -БУиО; - НУиО; - УУ; - операц. и фин. бюдж-ов и отчетов об их исполнении; - оператив. финан. учета и О (платеж. баланс и отчет о его исполнении, жур-лы расч-ов с пост-ми и покуп-ми и др.); - статист. отч-ти; - нормы и нормативы, разраб-ые п/п-ем.

В сост. внеш. фин. инф. вкл.: - сведения гос. органов фин. сис-мы гос-ва: инструкции, приказы, обзоры и др.; - сведения ЦБ РФ: инструкции, приказы, обзоры и др.; - данные с фонд. и валют. бирж: о торгах финансовыми инструментами и валютой.

Сис-мы и м-ды фин. ан-за. Фин. ан-з яв-ся существенным элем-том ФМ и аудита. Практически все пользователи ФО п/п-ий исп. м-ды фин. ан-за для принятия решений по оптимизации своих интересов. Так, собственники анализ-ют фин. отчеты для повыш-я доход-ти капитала, обеспечения стабильности полож-я фирмы, а кредиторы и инвесторы анализируют финансовые отчеты, чтобы минимизировать свои риски по займам и вкладам.

М-ды фин. ан-за. Для реш-я конкрет. задач фин. ан-за прим-ся целый ряд спец. м-дов, позволяющ. получить кол-венную оценку отдел. аспектов д-ти п/п-я. В фин. практике в зав-ти от использ. м-дов различ. след. сис-мы фин. ан-за, проводимого на п/п: трендовый, структурный, сравнительный и анализ коэффициентов. 1. Тренд. фин. ан-з- изуч-е дин-ки отдел. фин. показ-ей во вр.: а) срав. фин. показ-ей отчет. пер-да с показ-ми предшеств. пер-да; б) срав. фин. показ. отчет. пер-да с показ-ми аналог. пер-да прош. года в)за ряд предшествующих периодов. Цель- выявл. тенд. изм-я отдел. показ-ей, харак-их рез-ты фин. д-ти п/п-я 2.Структ. (вертик.) фин. ан-з- структур. разлож-е отдел. пок-ей. Рассч. уд. веса отдел. структ. составл-их фин. показ-ей:а) структур. ан-з активов. Опред-ся уд. веса ОбА и ВнА, состав используемых ОбА и ВнА, состав активов п/п-я по степ. их ликв-ти, состав инвестиционного портфеля и другие; б) структурный ан-з к-ла. Опред. уд. вес СК и ЗК, состав используемого СК и ЗКпо видам, состав ЗК по срочности возврата; в) структурный анализ денежных потоков. В составе общ. денежного потока выделяют денежные потоки по производственной деятельности, по финансовой и по инвестиционной деятельности. 3. Сравнительный фин. ан-з- сопос-е знач-ий отдел. гр. аналогич. фин. показ-ей м/у собой. Рассч-ся размеры абсолют. и относит. откл-ий сравниваемых показателей: ан-з фин. показ. п/п-я и среднеотраслевых показателей, п/п-я и конкурентов, отдел. структ. ед. и подразд-ий дан. п/п-я, анализ отчетных и плановых (нормативных) финансовых показателей.

4.Ан-з фин. к-тов- соотнош-е различ. абсолют. показ-лей м/у собой. Опред-ся различ. относит. показ-ли, харак-щие различ. аспекты фин. д-ти: фин. уст-ть, пл-сп-ть, оборач-ть активов и рентаб-ть. Внут. фин. к-ль – независ. от внеш. влияния д-ть хоз. суб-та по проверке и оценке своей работы, проводимая им в собств. интересах. Цель - помочь рук-тву хоз. суб-та или органа управления эффективно выполнять свои ф-ии. Фин. планир-е 1) ан-з вып-я фин. плана в предыд. и тек. план. пер-дах;2) расчет план. показ-ей; 3) сост-е фин. плана как док-та.

5. Сис-ма инф-го обеспеч-я ФМ представ. собой процесс непрерыв. целенаправл-го подбора соответ. информатив. показ-ей, необход. для осущ-я ан-за, план-я и подготовки эффектив. оператив. упр. решений по всем аспектам фин. д-ти п/п-я.

Инф. сис-ма ФМ призвана обеспеч-ть необходимой инф-ей не т. управленческий персонал и собств-ов самого п/п-я, но и удовл-ть интересы широк. круга внеш. ее польз-лей. Характеризуя состав польз-ей инф-ции, входящей в инф. сис-му ФМ, след. отметить, что круг интересов внеш. и внут. потреб-ей этой инф-ии существенно различ-ся.

Внеш. польз-ли исп-ют лишь ту часть инф-ии, кот. хар-ет рез-ты фин. д-ти п/п-я и его фин. сост-е. Подавляющ. часть этой инф-ии сод-ся в офиц. ФО, представл-ой п/п-ем.
Внутр. польз-ли исп-ют еще значит. объем инф-ии о фин. д-ти п/п-я, представляющей комм. тайну. Кр. того, внутр. польз-ли использ. значит. круг фин. показ-ей, формир-ых из внеш. источ-в, кот. также вход. в информац. сис-му ФМ.
Требования к фин. инф.:
1. Значимость - насколько инф-я влияет на рез-ты фин. решений.
2. Полнота - завершенность круга информатив. показ-лей, необх. для провед-я ан-за, планир-я и принятия оператив. упр. решений.
3. Достоверность - насколько формируемая инф-я адекватно отраж. реал. сост-е и рез-ты фин. д-ти.
4. Своевременность – соотв-е формируемой инф-ии потреб-ти в ней по периоду ее использ-я.
5. Понятность - простота ее построения, соответствием опред. станд-ам представления и доступностью понимания теми категориями пользовю, для кот. она предназнач-ся.
6. Сопоставимость – опред. возм-ть сравнит. оценки ст-ти отдел. активов и рез-тов фин. д-ти п/п-я во вр., возм-ть провед-я сравнит. фин. ан-за п/п-я с аналог. хоз. суб-ми и т.п.


6. Сис-ма показ-ей информац. обеспеч-я, формир. из внеш. источ-в, дел-я на 4 основ. гр.:1 Пок-ли, характериз. общеэк. разв-е страны. Сис-ма информац-ых показ-ей этой гр. служ. основой провед-я ан-за и прогнозир-я условий внеш. фин. среды ф-ионир-я п/п-я при принятии стратегич. решений в обл. фин. д-ти. Формир-е сис-мы показ-лей этой гр. основ-ся на публикуемых данных гос. стат-ки. 2Пок-ли, харак-ие конъюнктуру фин. рынка. Сис-ма норматив. показ-лей этой гр. служит для принятия управленч. решений в обл. формир-я портфеля долгосроч. фин. инв-ий, осущ-ия краткосроч. фин. вложений и некот. др. аспектов ФМ. Формир-е сис-мы показ-лей этой гр. основ-ся на публикациях периодических комм. изданий, фондовой и валютной биржи, а также на соответ. электронных источниках информации. 3 Пок-ли, характ. д-ть контрагентов и конкурентов. Сис-ма информац-ых показ-ей этой гр. использ-ся в основном для принятия оператив. управленч. решений по отдел. аспектам формир-я и использ-я фин. рес-ов. 4.Нормативно-регулирующие показатели. Система этих показателей учитывается в процессе подготовки фин. решений, связанных с особ-тями гос. регулир-я фин. д-ти п/п-ий. Источником формир-я показ-ей этой гр. яв-ся нормативно-правовые акты, принимаемые различными органами гос. управления.

7. Сис-ма показ-лей инф-го обеспеч-я формир. из внутр. источ-в, делится на три группы :1 Пок-ли, характ-ие фин. сост-е и рез-ты фин. д-ти по п/п-ю в целом. Применяется в процессе фин. ан-за, планир-я, разраб-ки фин. стратегии и политики по основным аспектам фин. д-ти, дает наиб. агрегированное представ-е о рез-тах фин. д-ти п/п-я. Формирование системы показателей этой группы основывается на данных финансового учета: показатели, отражаемые в «Балансе предприятия», в«Отчете о финансовых результатах» (фин. результаты;использование Пб;платежи и б-т;з-ты и р-ды, учитыв. при исчислении льгот по НнП), в «Отчете о финансово-имущественном состоянии предприятия» (пок-ли движ-я разнообраз. фин. фондов п/п-я; использования ср-в б-та и внебюдж. фондов; 2 Пок-ли, характ. фин. рез-ты д-ти отдел. структур. подразд.. Сис-ма этой гр. показателей используется для тек. и оператив. управл-я практически всеми аспектами фин. д-ти п/п-я, а в наиб. степени – в процессе фин. обеспеч-я операционной его д-ти. Формир-е сис-мы показателей этой гр. основывается на данных организуемого на п/п-ии УУ. 3 Норм ативно-плановые показатели, связ. с фин. развитием п/п-я -используются в процессе тек. и оператив. к-ля за ходом осуществления фин. д-ти:а) сис-ма внутр. нормативов, рег. фин. развитие п/п-я (нормативы соотнош-я отдел. видов активов и структуры к-ла, нормативы удельного расхода фин. рес-ов и затрат и т.п.);б) сис-ма план. показ-лей фин. развития п/п-я (вся совок-ть показателей текущ. и оператив. фин. планов всех видов.

8.Сис-мы и м-ды фин. ан-а. В теории ФМ в зав-ти от используемых м-дов различают след. основ. сис-мы фин. ан-за, проводимого на п/п-ии: горизонтальный анализ; вертикальный анализ; сравнительный анализ; анализ коэффициентов;интегральныйанализ. 1. Тренд. фин. ан-з- изуч-е дин-ки отдел. фин. показ-ей во вр.: а) срав. фин. показ-ей отчет. пер-да с показ-ми предшеств. пер-да; б) срав. фин. показ. отчет. пер-да с показ-ми аналог. пер-да прош. года в)за ряд предшествующих периодов. Цель- выявл. тенд. изм-я отдел. показ-ей, харак-их рез-ты фин. д-ти п/п-я 2.Структ. (вертик.) фин. ан-з- структур. разлож-е отдел. пок-ей. Рассч. уд. веса отдел. структ. составл-их фин. показ-ей:а) структур. ан-з активов. Опред-ся уд. веса ОбА и ВнА, состав используемых ОбА и ВнА, состав активов п/п-я по степ. их ликв-ти, состав инвестиционного портфеля и другие; б) структурный ан-з к-ла. Опред. уд. вес СК и ЗК, состав используемого СК и ЗКпо видам, состав ЗК по срочности возврата; в) структурный анализ денежных потоков. В составе общ. денежного потока выделяют денежные потоки по производственной деятельности, по финансовой и по инвестиционной деятельности. 3. Сравнительный фин. ан-з- сопос-е знач-ий отдел. гр. аналогич. фин. показ-ей м/у собой. Рассч-ся размеры абсолют. и относит. откл-ий сравниваемых показателей: ан-з фин. показ. п/п-я и среднеотраслевых показателей, п/п-я и конкурентов, отдел. структ. ед. и подразд-ий дан. п/п-я, анализ отчетных и плановых (нормативных) финансовых показателей.

4.Ан-з фин. к-тов- соотнош-е различ. абсолют. показ-лей м/у собой. Опред-ся различ. относит. показ-ли, харак-щие различ. аспекты фин. д-ти: фин. уст-ть, пл-сп-ть, оборач-ть активов и рентаб-ть.

5. Интеграл. ан-з - влияние проблемных ситуаций, возникающих при интерпретации финансовых коэффициентов - расчет небольшого числа фин. показателей, сводимых в комплексную оценку.

10.Анализ финансовых коэф-ов соотнош-е различ. абсолют. показ-лей м/у собой. Опред-ся различ. относит. показ-ли, харак-щие различ. аспекты фин. д-ти: фин. уст-ть, пл-сп-ть, оборач-ть активов и рентаб-ть.: 1 ан-з ф.у. – выяв-ся уровень фин. риска, связ. со структурой источников формир-я к-ла п/п-я, а соответственно и степень фин. стабил-ти предстоящего развития п/п-я.

2. ан-з пл-сп-ти – выяв-ся возм-ть п/п-я своевременно расплач-ся по своим обяз-вам в завис-ти от сост-я ликвид-ти его активов. Анализ требует предвар. группировки активов п/п-я по уровню ликвид-ти, а его обязательств - по срочности погашения.

3 ан-з оборач-ти активов – устан-ся, насколько быстро ср-ва, влож. в активы, оборач-ся в процессе д-ти п/п-я. Для провед-я ан-за оборач-ти активов исп-ся след. фин. к-ты: а) к-т оборач-ти всех использ-х активов (КОА). б) к-т оборач-ти ОбА (КООА). в) продолж-ть оборота используемых активов (ПОА). г) прод-ть оборота ОбА (ПООА).

4 ан-з рентаб-ти – устан-ся уровень прибыльности использ-я к-ла в целом или отдел. его частей, а также уровень Пб по отнош-ю к др. показателям хоз. д-ти. Для провед-я анализа рентаб-ти использ-ся след. к-ты: а)рентаб-ти всех используемых активов или к-т фин. рентаб-ти (РА). Он показывает уровень прибыльности всех используемых активов (или всего используемого капитала). б) к-т рентаб-ти СК или к-т фин. рентаб-ти (РК). Он показывает уровень прибыльности собственных средств п/п-я. в) к-т рентаб-ти продажи продукции, г) к-т рентаб-ти тек. затрат (РЗ).

11. Сис-мы и м-ды фин. планир-я. М-ды: 1. М-д эк. ан-за позвол. опред-ть основные закон-ти, тенденции в движении натурал. и стоим. показ-лей, внутр. рез-ы п/п-я. Оцен-ся фин. полож-е п/п-я, его внутр. и внеш. отношения. Это позвол. охарактериз. его пл-сп-ть, эфф-ть и доход-ть деят-ти и др. показ-ли, а затем принять обоснов. решения. 2. Норматив. м-д- на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассч-ся потреб-ть хоз. субъекта в фин. рес-ах и их источниках. Такими нормативами яв-ся ставки налогов и сборов, нормы амортизац. отчислений и др.; нормативы, разраб. непосред. на п/п-ии и использ. им для регулир-я производственно-хозяйственной д-ти, к-ля за использ-ем фин. рес-ов. 3. М-д баланс. рассчетов – основ-ся на прогнозе поступл-я ср-в и затрат по основ. статьям баланса на опред. дату в перспективе. Большое вниавние д.б. уделено выбору даты: она д. соотв-ть пер-ду нормальной экспелуатации п/п-я. 4. М-д денеж. потоков носит универс. хар-р при составлении фин. планов и служ. инстр-том для прогнозир-я размеров и сроков поступл-я необходимых фин. рес-ов. Основ-ся на ожидаемых поступлениях ср-в на опред. дату и бюджетировании всех издержек и р-дов. 5. М-д многовариантности расчетов – разраб-ка альтернативных вар-тов плановых расчетов, с тем чтобы выбрать из них оптимальный, при этом критерии выбора м. задаваться различные. 6. Ме-ы эк.-мат. моделир-я позвол. колич-но выразить тесноту взаимосвязи м/у финансовыми показ-лями и основными факторами, их определяющими.

Сис-мы:1. прогнозир-я фин.д-ти (разраб. фин. стратег. п/п-я, кот. д.б. согласов. целями и направл-ми п/п-я) 2. тек. планир-я (1.план реализ. проектов,2.план ттек.д-ти. Они разраб-ся н агод); 3. оператив. план-я фин. д-ти (разраб-ка комплекса краткосроч. плановых заданий по фин. обеспеч-ю основных направлений хоз. д-ти п/п-я)

12. Сис-ма прогноз-я фин. д-ти яв-ся наиб. сложной среди сис-м фин. план-я и требует высокой квалификации исполнителей. На каждом конкрет. п/п-ии базир-ся на определенной фин. идеологии, кот. характериз. сис-му основополагающих принципов осуществл-я фин. д-ти конкретного п/п-ия, определяемых его «миссией», фин. менталитетом его учредителей и менеджеров. Прогноз-е фин. д-ти направ. на разраб-ку фин. стратегии п/п-я, представл. собой сис-му долгосрочных целей фин. д-ти п/п-ия. Являясь частью общей стратегии эк. развития п/п-я фин. стратегия носит по отнош-ю к ней подчиненный характер и д.б. согласована с ее целями и направлениями. Фин стратегия оказ. существенное влияние на формир-е общей стратегии эк. разв-я п/п-я. Это связано с тем, что основ. цель общей стратегии - обеспечение высоких темпов эк. разв-я и повышение конкурентной позиции п/п-я, кот. связана с тенденциями разв-я соответствующего товар. рынка (потребительского или факторов производства). Если тенденции разв-я товар. и фин. рынков не совпадают, м. возникнуть ситуация, когда цели общей стратегии развития п/п-я не м.б. реализованы в связи с фин. ограничениями. В этом случае фин. стратегия вносит определенные коррективы в общую стратегию развития п/п-я.

13.Система тек. (тактического) планир-я Разраб-ка тактич. плана д. вестись по двум направлениям:1 План реализации проектов;2 План текущей деятельности. Работа над планом реализации проектов яв-ся прямым продолжением стратегического (долгосрочного) пл-я. На этом этапе должен быть проанализ-ан ход реализации инвестиционных проектов. Рез-том анализа д. стать план капиталовложений на год. План текущей деятельности также разраб-ся на год вперед исходя из наличия производ. мощностей и их изменения в результате мероприятий плана реализации проектов. Работы над планом тек. д-ти вкл. в себя ряд этапов:1)формулир-е исходящих из стратегического плана компании тактич. целей работы п/п-я на предстоящий год в терминах ожидаемой структуры баланса фирмы (прибыль, рентабельность, мгновенная ликвидность баланса, структура оборотного баланса по срокам обязательств и ожидаемых поступлений и т.п.);2)определение производственной программы на базе информации о текущем и ожидаемом состоянии основных фондов;3)определение с/с-ти выпуска продукции, соответствующей заданной производственной программе;4) оценка программы сбыта по видам, являющаяся рез-том маркетинговых исследований и исходящая из заданной рентаб-ти и складывающейся себестоимости производства;5)разработка фин. плана компании, на основании кот. произв-ся оценки потока наличности, определяются возможности улучшения структуры оборотного баланса и определяются объемы средств, которые реально могут быть отправлены на капиталовложения; 6)многосторонняя итерационная увязка показателей, связанных между собой (объемы производства и объемы сбыта, капиталовложения и наличный объем источников капиталовложений). Полученный таким образом план текущей деятельности является основой для корректировок плана реализации проектов, который приводится в соответствие с объемом капитальных вложений, реально выделяемых в предстоящем плановом периоде.

14. Сис-ма оператив. планир-я фин. д-ти закл-ся в разраб-ке комплекса краткосроч. плановых заданий по фин. обеспеч-ю основных направлений хоз. д-ти п/п-я. Главной формой такого планового фин. задания является бюджет. Наиб. часто на отеч. п/п-ях использ-ся сис-ма оператив. бюджетного план-я, определяющая предполагаемые дох-ы и р-ды хоз. субъекта на месяц или квартал. В современных рыноч. условиях разработка бюджета на год и более является весьма проблематичной, а планирование на месяц значительно сужает стратегический простор управления, особенно в производстве с длительным производственным циклом. Поэтому оптимальным периодом бюджетного планирования является квартал. Обычно создание бюджетов осуществляется в рамках оперативного планирования. Исходя из стратегических целей фирмы, бюджеты решают задачи распределения экономических ресурсов, находящихся в распоряжении организации. Разработка бюджетов придает количественную определенность выбранным перспективам существования фирмы.

15. Сис-мы и м-ды внутр. фин. к-ля. Представ. собой организуемый п/п-ем процесс проверки исполнения и обеспечения реализации всех управленч. решений в обл. фин. д-ти с целью реализ-ии фин. стратегии и предупреждения кризисных ситуаций, приводящих к его банкротству. Создание СВК яв-ся неотъемл. частью построения всей системы управления п/п-ем с целью обеспеч-я его эфф-ти. СВК созд-ся на п/п-ии по линейному и функциональному принципу или одновременно сочетают в себе оба эти принципа. В основе этих систем лежит разделение контрольных обязанностей отдельных служб и их менеджеров В этих традиционных системах внутреннего контроля органической составной частью яв-ся и система фин. к-ля. В послед. годы в практике стран с развитой рыноч. экономикой широкое распространение получила новая прогрессив. комплекс. СВК, кот. назыв-ся "контроллинг».Фин. контроллинг - контролирующая сис-ма, обеспечивающая концентрацию контрольных действий на наиб. приоритетных направлениях фин. д-ти п/п-я, своевремеиное выявл-е отклонений фактич. ее рез-тов от предусмотренных и принятие оператив. упр. решений, обеспечивающих ее нормализацию.

16. Этапы фин. контроллинга:

1. Опред-е об-та конт-га-процесс реал-ии управл. решений по основ. аспектам фин. дея

2. Опред-е видов и сферы контроллинга: стратегический контроллинг (контроль финансовой стратегии и ее целевых показателей); текущий контроллинг (контроль текущих финансовых планов); оперативный контроллинг (контроль бюджетов, оперативных финансовых планов).

3. Формирование сис-мы приоритетов контролируемых показателей.

4. Разработка сис-мы колич-ных стандартов к-ля. Стандарты м.б. абсолютными и относительными, стабильными и подвижными.

5. Построение сис-мы мониторинга показателей, включаемых в фин контроллинг. Сис-ма мониторинга – это основа контроллинга, самая активная его часть. Система финансового мониторинга – разработанный на п/п-ии механизм постоянного наблюдения за контролируемыми показателями фин. д-ти, определения размеров отклонений фактич. рез-тов от предусмотренных и выявления причин этих отклонений.

6. Формир-е сис-мы алгоритмов действий по устранению отклонений. Принципиальная сис-ма различных вар-тов действий закл-ся в трех следующих алгоритмах:«ничего не предпринимать»;«устранить отклонение»;«изменить систему плановых или нормативных показателей».

18.Эконом-я сущность и классиф активов предпр Активы предст с эк. ресурсы п/п-я в форме совокупных имущ. ценностей, используемых в хоз. д-ти с целью получения Пб. Активы п/п-я подразделяются по многим классификационным признакам,: 1. Форма ф-ионир-я активов. а) Матер-е активы:ОС;оборудование,производственные запасы сырья и полуфабрикатов;объем НЗП;запасы ГП, предназначенной к реализации; б) НМА: приобретенные права пользования отдельными природными ресурсами; патент. права на использование изобретений; права на промыш. образцы и модели; товар. знак, торг. марка, права на использование комп. программ; в) Финансовые активы: денежные активы в нац. валюте, в инвалюте; ДЗ;
кораткосроч./долгосроч. ФВ

2. Хар-р участия в хозяйственном процессе и скорость оборота активов. а) ОбА – совок-ть имущ. ценностей п/п-я, обслуживающих текущую производственно-коммерческую (операционную) д-ть и полностью потребляемых в течение одного производственно-коммерческого цикла: произв. запасы сырья и полуфабрикатов; запасы малоценных и быстроизнашивающихся предметов;объем НЗП;запасы ГП, предназначенной к реализации;ДЗ;ДС; краткосроч. ФВ;расходы будущих периодов.

б) ВнА - -: -: -, многократно участвующих в процессе хоз. д-ти и переносящих на продукцию использованную стоимость частями: ОС; НМА; незаверш. кап. вложения; оборудование, предназначенное к монтажу;долгосрочные ФВ;

3. Характер обслуживания отдельных видов деятельности. а) Операционные активы- непосредственно используемые в производственно-коммерческой (операционной) д-ти п/п-я с целью получения операционной Пб: производственные ОС; НМА, обслуживающие операц. процесс; ОбА (за минусом краткосрочных финансовых вложений).б) Инвестиционные активы- связ. с осуществл. инв. д-ти: незавершенные кап. вложения;оборудование, предназначенное к монтажу;долгосрочные/ кратскосроч. ФВ

4. Характер финансовых источников формирования активов. а) Валовые активы - сформир. за счет СК и ЗК.б) Чистые активы – иск. за счет СК.

5. Характер владения активами: а) наиб. ликвид. активы (ДС, касса,кр.ФВ); б) быстрореализ.активы (кр.ДЗ); в) медл. реализ. активы (зап., НЗП, долг.ДЗ); г)труднореализ. активы (ВнА)

 

17, 19. Сущ-ть акт. п/п-я и принц. их форм-я. Активы представляют собой эк. ресурсы п/п-я в форме совокупных имущ. ценностей, используемых в хоз. д-ти с целью получения Пб.

Принципы форм-я активов:

1. Учет ближайших перспектив развития операц. д-т. На первонач. стадиях ЖЦ предприятия объем операц. д-ти возраст. высокими темпами. Поэт. формируемые на первоначальной стадии активы п/п-я должны располагать определенным резервным потенциалом, обеспечивающим возможности прироста продукции.

2.. Обеспечение соответствия объема и структуры формируемых активов объему и структуре производства и сбыта продукции. Такое соответствие должно обеспечиваться в процессе разработки бизнес-плана создания нового предприятия путем определения потребности в отдельных видах активов.

3. Обеспечение оптимальности состава активов с позиций эффективности хоз. д-ти. Такая оптимизация состава активов п/п-я направлена на обеспечение предстоящего полного полезного использования отдельных их видов; на повышение совокупной потенциальной их способности генерировать операционную прибыль.

4. Выбор наиболее прогрессивных видов активов с позиций обеспечения роста рыночной стоимости предприятия. Современный рынок средств и предметов производства, а также финансовый рынок предлагают для формирования активов предприятия ряд альтернативных объектов и инструментов. В процессе их конкретного выбора следует учитывать их перспективность, многофункциональность, способность генерировать прибыль в различных хозяйственных ситуациях и соответственно повышать рыночную стоимость п/п-я

 

20. Обеспеч-е оптим-ти состава активов с позиций эф-ти д-ти. Процесс оптимизации осуществляется по следующим трем этапам:

1. оптимизируется соотношение совокупных размеров внеоборотных и оборотных активов предприятия, используемых в процессе его операционной деятельности.

2. оптимизируется соотношение между активной (машины, механизмы и оборудование, непосредственно задействованные в производственном технологическом процессе) и пассивной (здания и помещения; машины и оборудование, используемые в процессе управления операционной деятельностью; нематериальные активы, обслуживающие операционный процесс) частью внеоборотных активов.

3. оптимизируется соотношение трех основных видов оборотных активов — суммы запасов товарно-материальных ценностей; суммы дебиторской задолженности; суммы денежных активов.

ВнА(«+»):

а) не подвержены потерям от инфляции;

б) они практически защищены от недобросовестных действий партнеров по операционным коммерческим сделкам;

в) эти активы способны генерировать стабильную прибыль;

ВнА(«-»):

а) подвержены моральному износу;

б) тяжело поддаются оперативному управлению, так как слабо изменчивы в структуре в коротком периоде.

в) относ. к части неликвид. активов.

ОбА («+»):

а) высок. степенью структурной трансформации, в результате которой они легко могут быть преобразованы из одного вида в другой.

б) легко поддаются изменениям в процессе операц. д-ти п/п-я;

в) высок. ликвид-ть;

ОбА («-»):

а) ДС и ДЗ подвержены потере стоимости в процессе инфляции;

б) временно свободные ОбА практически не генерируют прибыль (кр. ДС)

в) ТМЦ подвержены постоянным потерям в связи с естественной убылью;

г) значительная часть оборотных активов подвержена риску потерь в связи с недобросовестностью партнеров по хозяйственным операциям, а иногда и персонала.

Для оценки результатов оптимизации соотношения оборотных и внеоборотных активов используется показатель — коэффициент маневренности.

 

Управл-е ОбА.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: