Синтез возможен на единстве объекта и предмета исследования.
Процесс научно-технического творчества, например, по поисковым и основным опытам на учебно-опытных участках школ и вузов, а также в местах практики студентов технических направлений многоуровневой подготовки, содержит следующие стадии и этапы:
1) предварительная стадия -
- выбор области применения результатов исследования, определение объекта и предмета поискового и/или основного исследования;
- установление возможностей экспериментов и реализации полученных научно-технических результатов, формулировка эффекта (физического, биотехнического, экологического, технологического, социального, культурного, экономического или одного из них);
- составление концепции процесса (программы) исследования;
- формулировка цели научно-исследовательской работы студента (НИРС) или школьника (НИРШ), а также названия темы будущего теоретического и/или экспериментального исследования (не более 10 слов);
2) изыскательская стадия -
- теоретические исследования, анализ априорной информации;
- разработка методик собственных осознанных поисковых опытов;
- проведение измерений в полевых и лабораторных условиях;
3) математическая стадия -
- анализ таблиц результатов осознанных измерений и испытаний;
- статистическое моделирование связей между факторами;
- выявление устойчивых биотехнических закономерностей;
4) аналитическая стадия (факторный и фрактальный анализы)
- анализ закономерностей и запись апостериорной информации;
5) информационно-внедренческая стадия -
- разработка нового способа и/или устройства, а на его основе
методики новых испытаний и измерений объекта исследования;
- составление заявки на предполагаемое изобретение.
Процесс добычи, внедрения и освоения принципиально новых знаний мирового уровня новизны содержит пять стадий и 13 этапов.
Стадии и этапы относятся к фундаментальным направлениям (концепции, методологии, теории) деятельности от замысла до воплощения:
а) математическая идентификация природно-деятельностных явлений и процессов в эргатических системах (системах с участием человека, оператора, бригады, персонала) активным молодым аспирантом, студентом или школьником (математико-аналитические стадии);
б) технологическая адаптация в мире на основе поискового проектирования способов (функциональных структур комплексов машин многоотраслевого назначения для рационализации природопользования) и поискового конструирования новых поколений устройств (веществ), систем, комплексов и комплектов машин и оборудования, причем все это на уровне изобретений, как искусственных продолжений органов и одежды человека (информационно-внедренческая стадия).