double arrow

Найдите в прототипе технические противоречия


Введем следующие определения. Аналог – похожее к замыслу или идее техническое решение. Прототип – ближайший к замыслу или идее аналог. Техническое противоречие – функциональное по поведению, конструктивное по вещественно-энергетической реализации и параметрическое по значениям взаимосвязанных факторов несоответствие.

Всегда идите вначале во всём техническое противоречие. Выявление технического противоречия обеспечивает половину работы по поиску новых технических решений. В том числе на уровнях ноу-хау, рационализаторских предложений (новизна для предприятия) и изобретений на уровне мировой новизны и технической конкурентоспособности.

Психологически мужественно подготовьтесь к трудностям в самостоятельном обучении технологии изобретательской деятельности. Если нет желания и интереса – нечего и начинать.

Противоречия обучения изобретательству. Собственный многолетний практический опыт в преодолении психологических барьеров, особенно между фундаментальными и прикладными исследованиями в любой технической науке, позволило объединить два фундаментальных направления. Математическая идентификация и технологическая адаптация должны выполняться вместе и нужно принять их как единое по функциональным связям научно-техническое творчество.




Но от реальной изобретательской деятельности на основе выявления биотехнических закономерностей до обучения этому процессу – огромная познавательно-адаптационная дистанция. Мы хорошо знаем из истории, что изобретатели с мировыми именами не умели обучать своему мастерству, причем даже не смогли записать на бумаге в своих мемуарах о том, как они творят новые способы и технические средства.

Причина одна – между обучением творчеству и реальным творением огромная пропасть и много не только технических противоречий. Такая ситуация была в средние века и у ремесленников. Подмастерью надо было работать вместе с мастером, смотреть и запоминать те или иные действия и приемы поиска. Этот принцип «делай как я» хорошо известен и применяется и у животных. Например. курица учит своих цыплят добывать червей, показывая им как разгребать слой на куче навоза. Этот принцип удачно применяется в искусстве, живописи, поэзии и литературе и поныне. Да и врачи и учителя повышают свое мастерство в основном при слежении за операциями и поведением мастера своего дела.

Принцип «делай как я» мы применяем со студентами, но пока только с лучшими. Однако, такое подражание не может быть продолжаться десятками лет, как это было в средние века у ремесленников. Да и абстракции в виде отличительных признаков технических решений, в особенности на уровне способов, гораздо менее наглядны или вообще только умозрительны по сравнению с устройствами.



Нужно начинать в техническом университете с начала второго курса обучения, а еще лучше со школы (в Японии с детского сада). Тогда к защите выпускной работе магистра, а то и бакалавра, т.е. за 3-5 лет, вполне можно получить студенту совместно с научным руководителем не менее одного патента на изобретение мировой новизны. Стимул пока в стране здесь мизерный – только глубокое моральное удовлетворение - ты еще молодой, а уже владеешь интеллектуальной собственностью. Но вуз, если он национально-исследовательский, вполне сможет дополнить стипендию премиями за подачу заявок и получение патентов на изобретения. На это уйдет очень мало средств, но эффект будет колоссальным.

Восприимчивость изобретений обществом. А дальше в промышленности России пока тупик с бетонной стеной неприятия новшества обществом. Мало кто даже знает, что в стране существует ФИПС.

Оказалось, что первый патент еще не повод для того, чтобы утверждать, что «студент стал изобретателем». Наш опыт показывает, что только четвертый и даже пятый патент получается на основе самостоятельной работы студента. При этом он работает над 7-10 заявками на предполагаемые изобретения (при проценте выхода из них патентов в 50-60 %). А дальше уже можно с уверенностью утверждать, что молодой человек сможет изобретать сам.

 







Сейчас читают про: