Покажите историческое значение движения Алаш и деятельности казахской национальной интеллигенции на пути формирования национального государства

УДАЧИ

Железно 100Баллов

№1. Назовите основные задачи предмета "Современная история Казахстана" в формировании исторического сознания.

Основным предметом истории должен стать человеческий дух. Следовательно, целью преподавания истории является не только ознакомление с историей, но и воспитание человеческого духа. История, прозябающая в повествовательных формах, перегруженная различными вымыслами, прикованная к событиям и не имеющая фундаментальной конструкции воспитывает посредственность.

История – наука, находящаяся в постоянном развитии. История – прежде всего открытие мира, открытие его прошлого. Успешное развитие общества невозможно без активной помощи его граждан, без глубокого осознания уроков истории, которые дают силы для динамического движения вперед, ведь настоящее и будущее совершаются на основе прошлого. Неслучайно известная максима гласит: без истории нет народа. Изучение исторического опыта формирует историческое сознание, культуру, традиции, преемственность поколении. История дает возможность осмыслить масштаб того, что происходит в настоящее время, в ней заложены ростки будущего. Она является основой осмысления человеком феномена цивилизации, диалектики глобальных проблем современности.

История казахского народа представляет собой важнейшую часть всемирной истории, поэтому ее изучение занимает важное место в формировании исторического сознания молодежи.

Казахи относятся к тюркским народам, занимают среди них четвертое место по численности и входят в первую десятку по площади территории среди народов мира. Предки казахов, известные в истории под различными этнонимами, прошли сложный исторический путь. За свою долгую историю казахи внесли достойный вклад в мировую цивилизацию. Сегодня перед исторической наукой Казахстана стоят огромные и ответственные задачи. Она должна формировать историческое сознание народа и объективных позиций.

Одной из значительных задач истории является воспитание казахстанского патриотизма. Эта задача стала одной из составных долгосрочных приоритетов, выдвинутых Президентом Н.Назарбаевым в послании народу «Казахстан -2030». В свою очередь, патриотизм невозможен без формирования исторического сознания, связывающего настоящее общество с его прошлым. Поэтому объективное изучение истории и ее популяризация являются сегодня такими важными.

№2. Покажите преемственность Современной истории Казахстана с историей Великой степи.

Послание – это программный документ, который содержит оценку текущей ситуации и намечает ориентиры на перспективу. Послания можно сгруппировать следующим образом: 1) послания 1997-2000-х годов; 2) послания первой половины 2000-х годов; 3) послания второй половины 2000-х годов; 4) послания на пороге второго десятилетия XXI столетия. Послание 2005 года определило единовременные задачи для всех отраслей страны, наметило пути модернизации экономики страны. семь приоритетных направлений в развитии страны: развитие индустрии как основного25 инструмента экономического обновления, развитие транспортно-коммуникационной инфраструктуры, эффективная денежно-кредитная и налоговая политика, повышение благосостояния народа, развитие образования и системы подготовки квалифицированных кадров, эффективное противостояние современным угрозам, сбалансированная внешняя политика. Послание 2012 года «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» предполагает раскрытие задач укрепления экономики и повышения благосостояния народа через социально-экономическую модернизацию. Десять направлений развития Казахстана для реализации этой задачи: занятость казахстанцев, доступное жилье, региональное развитие, повышение качества государственных услуг населению, улучшение кадрового потенциала, модернизация судебной и правоохранительной системы, качественный рост человеческого капитала (прежде всего образования и здравоохранения), совершенствование пенсионной системы, индустриально-инновационные проекты, развитие сельского хозяйства.

№3. Покажите роль Современной истории Казахстана в контексте всемирной истории.

Нельзя понять современные реалии и новейшую историю страны в отрыве от советского периода, тем более, что огромное число казахстанцев — свидетели и творцы советской истории во всем ее противоречивом многообразии. Отсюда вполне симптоматично и ценно замечание Марата Тажина о необходимости ответственного переосмысления и дальнейшего изучения советского опыта. Сегодня, как никогда, «очень важно активнее изучать и пропагандировать то, что нас объединяет, а не разъединяет»

Национальная история нашей страны должна стать центральным звеном всех общественных наук, направляющим инструментом развития независимого государства. На наших глазах «происходит постепенный отход от традиционного видения истории как истории только национального государства, пересматривается содержание национальной истории как все более включенной во всемирно-исторический контекст»

№4. Назовите основные методы изучения современной истории Казахстана.

Методы исследования:

Общефилософские методы: диалектического и метафизический.

Общенаучные методы: исторический метод (раскрывает движение объекта исследования во временилогический метод (раскрывает внутреннюю суть явлений);методы восхождения от абстрактного к конкретному, а также индуктивный. дедуктивный. анализа. синтеза, описания, измерения и т.д.

Специальные методы: специально-исторические методы, в том числе генетический (последовательное раскрытие свойств, функций, изменений изучаемой реальности во времени); сравнительный (раскрытие сущности изучаемых явлений в процессе сравнения присущих им свойств; типологический (выделение единого, присущего многообразию тех или иных сочетаний, единичного); системный (рассмотрение самого исторического процесса как системы, состоя- щей из элементов - ситуаций, событий и т.п).

Конкретно-проблемные, или частные методы. направленные на изучение конкретных явлений, характеризующих те или иные стороны действительности.

Любой из этих методов едва ли может претендовать на монопольное применение. Успех научного исследования достигается только тогда, когда методы дополняют друг друга или используются параллельно. Весь комплекс методов составляет методологию исторической науки.

№5. Назовите предпосылки возрождения идеи национальной государственности в начале ХХ века.

Идеи национального самоопределения в Казахстане появляются сразу же после революции 1905-1907 гг. в России. А после февральской буржуазно-демократической революции 1917 г. в этнополитогенезе казахов наблюдался сильный импульс национального самосознания, вызвавший серьезную попытку создания новой казахской государственности со стороны конституционно-демократически настроенной национальной интеллигенции. Она поддерживала перемены в России и на областных, и на общекиргизских съездах выступала за Всероссийское учредительное собрание, которое утвердило бы федеративное демократическое устройство России. Второй общекиргизский съезд (Оренбург, 5-13 декабря 1917 г.) постановил образовать территориально-национальную автономию Алаш в составе ряда областей и регионов с населением казахского происхождения по признакам единой культуры, истории и единого языка. Особенностью правового положения автономной государственности казахского народа следует признать ограниченность пределов властвования республики и значительную зависимость ее органов от суверенитета РСФСР и компетенции ее институтов. За республикой была закреплена точно установленная территория, составлявшая ее государственные границы. Эта территория не могла быть подвергнута сокращению или же расширению без согласия на это самой республики в лице ее высшего органа государственной власти.

№6. Опишите эволюцию общественно-политической мысли вначале ХХ века

В 1830—1840 годы в общественно-политической жизни страны наступает период просветительства. Разгром декабристов не давал возможности открыто призвать к борьбе за свободу. Передовые идеи декабризма принимают форму иную — форму социальных утопий, литературных изысканий, знаменуют появление потерянного поколения, «лишних людей». Вершина политической мысли этого периода принадлежит П.Я. Чаадаеву. Чаадаев, как мыслитель и политический деятель, открыл себя в знаменитых «Философических письмах». Размышляя над причинами отсталости России, он приходит к выводу о том, что главная из них заключается в господстве самодержавно-крепостнических порядков. Именно Чаадаев впервые высказывает мысль об отсталости России в сравнении со странами Запада, вызванной принятием христианства в византийской форме, что способствовало изоляции от западных стран, где господствовал католицизм. Россия, таким образом, оказалась исключенной из единой семьи европейских народов. Наибольшее внимание сегодня привлекает общественно-политическое содержание идей B.C. Соловьева (1853—1900). Не вдаваясь в глубины философских взглядов мыслителя, остановимся, на его политических воззрениях, высказанных в трудах «Чтения о богочеловечестве», «История и будущность теократии», «Теократическая философия».

№7. Покажите роль исторической науки в формировании творческой личности интеллектуального общества

Гордость за историческое прошлое своего народа - одна из важнейших составляющих исторического сознания, обусловливающая его национальное достоинство. Потеря этих качеств ведет к формированию колониальной психологии: в людях появляется ощущение своей неполноценности, недоразвитости, бесперспективности, ощущение разочарования, духовного дискомфорта.

Именно поэтому, когда страна находится в состоянии глубокого кризиса, уже многократно звучали предупреждения об опасности, грозящей русской нации не только с точки зрения ее физического вымирания, но и потери ею своей национальной самобытности, так называемого национального идентита на основе разрушения национального исторического сознания. Поэтому изучение истории и формирование исторического сознания приобретает в современных условиях практическое значение. Перед преподавателем истории вуза стоит важная задача формирования национального исторического сознания студенческой молодежи, необходимость помочь ей сохранить национальные традиции, чувство принадлежности к своему народу, чувство гражданственности, личную ответственность за его безопасность и целостность отечества, гордость за его историю.

№8. Назовите необходимость изучения исторических истоков национальной идеи.

Национальная идея имеет определяющее значение для национального возрождения и социальной и исторической памяти, в развитии национальных процессов и национальных взаимоотношениях. Особую значимость она имеет в национальных взаимоотношениях, - так как это достаточно сложные явления и их упрощение или искажение может быть ошибочным. Национальная идея может быть верной, а может быть и неверной, то есть истинной или ложной. В случаях, когда национальная идея неверна, так как не совпадает с действительностью, тогда соответствие образов и символов, выражающих эту идею, делает эти образы и символы искажающими. Так, если реальная действительность искажается, когда идея неверная, ложная. В современных условиях определения нового политического сознания и развития национального самосознания некоторые исследователи пытаются сформулировать определение о новой национальной идее, которая «... могла бы вывести нас на новый уровень осмысления национальной жизни и межнационального взаимодействия»

 

№9. Расскажите о формировании казахской интеллигенции: социальный состав, образование, деятельность.

Интеллигенция выводила народ на дорогу независимости, анитировала за получение знаний, занятия наукой и искусством. В начале ХХ века в Казахстане складывается сложная политическая и общественная обстановка. Первая руская революция 1904-1907 годов, первая мировая война, освободительное движение казахов 1916 года, развитие капитализма и, наконец, Великая Октябрьская революция явились важными вехами новой истории казахского народа.

Быстрое развитие новых тенденций в общественной жизни, с одной стороны, и наличие крепких устоев феодальной старины с другой, создали довольно сложную обстановку и в литературе. Таким образом, общественное сознанеие Казахстана рассматриваемого периода (конец XIX – начало XX веков), было неодназначным, представляло собой сложное явление, находившееся на перепутье истории, впрочем как и общество в целом. Непримиримая борьба шла между идеологией шовинистического колониализма и идеологией свободы и независемости.

Идеи, активно распространяемые казахской интеллигенцией, способствовали пробуждениею казахского общества, оказывали влияние на правосознание, нравственность казахского народа.

В этом процессе не последнюю роль играла казахская литература, вносившая свой вклад в отображение жизни казахского народа и защиты его интересов.

 

№10. Покажите влияние первой русской революции на формирование общественно-политического движения в Казахстане.

События в годы первой русской революции стали своеобразным политическим опытом, уроком для казахского народа и других этнических групп Казахстана. Казахские рабочие выступили как самостоятельная политическая сила. Именно в эти годы произошло и укрепление союза казахских рабочих с российским рабочим классом. В то же время события этих лет показали слабость национально-демократического и рабочего движений в Казахстане. 16-28 ноября 1905 г. прошла забастовка почтово-телеграфных служащих в Семипалатинске, участники предъявили политические требования. Самым крупным интернациональным выступлением казахских и русских рабочих в годы Первой российской революции явилась забастовка на Успенском руднике в Центральном Казахстане. Руководил забастовкой комитет «Русско-киргизский союз против капитала». Значение революции 1905-1907 гг.: способствовала пробуждению политического сознания населения; накапливался опыт совместных выступлений против засилья царизма.

 

№11. Расскажите об основных этапах, причинах, движущих силах и ходе национально-освободительного восстания 1916 года.

Причины восстания:

1.Колониальная политика царизма в Казахстане

2. Массовое изъятие земель казахов

3. Руссификаторская политика царизма

4.Увеличение налогов. Введение военных налогов

 

Поводом к восстанию послужил царский указ, опубликованный 25 июня 1916 года, по которому все «инородческое» (нерусское) мужское население в возрасте 19-43 лет должно было быть «реквизировано» для работ по созданию оборонительных сооружений в районе действующей армии и на тыловые работы. Этой мерой царское правительство имело в виду использовать массу русских солдат и рабочих, занятых на тыловых работах, непосредственно в военных действиях, заменив их мобилизованными «инородцами», в которых оно усматривало более покорную и бесплатную рабочую силу. Всего, по предварительным подсчетам, должно было быть мобилизовано 500 тысяч человек в Туркестане и Степном крае.

 

Главными причинами движения являлись факторы социальноэкономического и политического характера: усиление колониального гнета, насильственное изъятие земель, коррупция, увеличение налогов и поборов, реквизиции, нещадная эксплуатация трудящихся, царская политика насильственной русификации, проводимая в отношении казахского и других коренных народов региона, разжигание национальной розни, ухудшение положения народных масс в связи с войной. Постепенно стихийное движение стало принимать организованный характер: сформировались его крупные очаги в Тургае и Жетысу. Восстание возглавили представители народа: Жанбосын Абдулгаппар и Амангельды Иманов - в Тургайской степи, Сейткали Мендешев и Абдрахман Айтиев - в Уральской области и Бокеевской Орде, Жалау Мынбаев - на Мангыстау, Адильбек Майкутов - в Актюбинском уезде, Токаш Бокин, Бекболат Ашеке-улы и Узак Саурыков - в Жетысу (Семиречье) и др.

 

В национально-освободительном движении принимали участие и казахские рабочие. На Спасском и Каркаралинском заводах, Успенском и Жезказганском рудниках, Карагандинских и Экибас-тузских угольных копях, нефтепромыслах Жема (Эмбы), на Омской и Оренбургско-Ташкентской железных дорогах рабочие бросали работу и присоединялись к восставшим. В защиту прав угнетенных народов активно выступал Жакып Акпаев.

№12. Приведите пример нового подхода в изучении восстания 1916 года в историографии независимого Казахстана.

Национально-освободительное восстание 1916 года — общее историческое событие для народов Центральной Азии, явившееся одним из ярких проявлений всеобщего кризиса в Российской империи в дореволюционный период. Его вызвал комплекс социально-политических и экономических причин: активная переселенческая политика царизма и массовое изъятие земель у коренного населения края, усиление колониального и социального гнета, непомерное увеличение налогового пресса и всевозможных поборов. Восстание было жестоко подавлено карательными отрядами по всей территории Туркестанского края. В преддверии 100-летия национально-освободительного восстания 1916 года, следует подчеркнуть, что у народов России и Центральной Азии общая судьба, общая история, непростая и противоречивая в прошлом, поэтому исторически сложившееся взаимодействие и сотрудничество наших государств и народов должно неуклонно развиваться в духе взаимного уважения и доверия, общности интересов.

№13. Покажите особенности влияния Февральской буржуазно-демократической революции в России на Казахстан.

Известие о свержении самодержавия облетело всю территорию Казахстана. Для казахского общества такая смена политического режима в России означала надежды на ослабление и либерализацию колониальной политики. Вести о революции и образовании Временного правительства были положительно встречены казахской демократической общественностью. Одной из жизненно важных задач, стоявших перед Казахстаном, было прекращение кровавой бойни, развязанной прежними властями в 1916 году. В этой связи Временное правительство предприняло ряд мер по решению данной проблемы. В частности, был отозван из Тургайской области карательный корпус генерала Лаврентьева, а 7 марта 1917 года был издан указ об амнистии участников восстания. 24 апреля 1917 года решением правительства были возвращены казахи, мобилизованные на тыловые работы.

№14. Покажите эволюцию национальной идеи, национальной государственности в эпоху нового времени

Практически перед всеми новыми государствами, обретшими свой суверенитет в результате распада советской системы, стоит задача консолидации общества, укрепления и сохранения территориального, полиэтнического единства в рамках одного государства. Национальная идея — явление вполне закономерное, пользующееся «спросом» во многих развитых странах.
Не обходят вниманием эту тему и казахстанские ученые, но их мнения по вопросу понимания самого термина, содержания и характера национальной идеи различны. Например, Д.Кшибеков считает, что: «Национальная идея – это определенное чувство этноса, которое возникает на основе влияния окружающей природной среды и социальных факторов и формируется под активным влиянием языка, традиций, обычаев, истории, устного народного творчества. На формирование национальной идеи влияют и духовные, и биологические факторы...». Он указывает, что источник национальной идеи – народ и природа ее появления – стихийна. По его мнению, сколько народностей проживает в государстве, столько и национальных идей может быть. Все национальные идеи должны иметь равные права и ни одна идея не может доминировать над другой. Айткожин К.К. связывает национальную идею с формированием демократического и правового государства. По мнению Шаукеновой З.К., Габитова Т.Х. «национальная идея – это, прежде всего, историческая память».

 

№15. Перечислите особенности советизации Казахстана и меры узаконения Советской власти.

Установление Советской власти в различных регионах Казахстана шло неравномерно. Этот процесс зависел от многих объективных условий. Раньше всего Советская власть установилась в г. Перовске (нынешняя Кызылорда), одном из важных центров Сырдарьин-ской области. В Тургайской, Уральской, Семипалатинской, Семиреченской областях, где был значительный перевес сил местных органов Временного правительства и их эмиссаров, новая власть утверждалась путем вооруженного восстания. Победа Советской власти в Тургайском регионе была тесно связана с борьбой за г. Оренбург, являвшимся центром области и важным звеном, связывавшим Среднюю Азию и Казахстан с центральными районами России. В установлении и усилении Советской власти участвовала и партия «Уш жуз». 17 ноября 1917 года председателем партии был избран Мукан Айтпенов. Центральным печатным органом партии являлась газета «Уш жуз». С приходом к власти в партии К. Тогы-сова она стала бороться с большевиками. Но отсутствие социальной основы и четко обозначенной программы, реальной политической силы привело к роспуску в 1918 году партии «Уш жуз». Установлению Советской власти оказали ожесточенное сопротивление правительства Алаш-Орды, Кокандской автономии, а также вооруженные отряды казаков Уральской, Семиреченской, Сибирской и Оренбургской областей. Всю полноту власти осуществляли партийные органы, которые возглавлялись «пришлым элементом». В Казахстане на протяжении нескольких десятилетий партийную организацию края, а затем и республики возглавляли ставленники Москвы Г. Коростелев, Ф. Голощекин, Л. Мирзоян, Н. Скворцов и др.

Покажите историческое значение движения Алаш и деятельности казахской национальной интеллигенции на пути формирования национального государства.

С момента свершения Февральской революции (1917 г.) начинается бурное развитие общественно-политической жизни. Первый всеказахский съезд состоялся в июле 1917 г. в г. Оренбурге. В повестке дня было 14 вопросов; система государственного управления, автономия, земельный вопрос,- народная милиция, земство, образование,, суд, религиозные проблемы, женский вопрос, участие в учредительном собрании, образование политической партии и т.д. Съезд решил отстаивать право казахов на территориально-национальную автономию в составе демократической, парламентской и Федеративной Российской Республики. В резолюциях съезда особое внимание обращалось земельному вопросу о, необходимости прекращения изъятия земель, переселения в степь, возвращение конфискованных участков. В качестве депутатов в Учредительное собрание было выдвинуто 81 человек. На первом все казахском съезде произошло образование партии "Алаш". Это событие является знаменательной вехой в многовековой истории казахов. Общественная активность казахской интеллигенции, сплотившейся вокруг газеты "Казах" лод идейным руководством А. Байтурсунова, А. Бокейханова и М. Дулатова, спасла казахский этнос от неминуемого разорения и гибели, которые постигают неорганизованные народы в такие бурные, времена.

Большим событием в общественно политической жизни казахской степи стали I и II общеказахские съезды. На II -м общеказахском съезде, прошедшем в декабре 1917 г. в Оренбурге, были приняты важные документы, касающиеся политической судьбы Казахского народа. Так, было принято постановление об образовании казахских областей с названием их «Алаш», и это должно было бы стать основой для образования Казахской государственности. В этом постановлении были отражены злободневные для той эпохи моменты:

I, Образовать территориально ~ национальную автономию областей Букеевской орды, Уральской, Тургайской, Акмолинской, Семипалатинской, Сырдарьинской, казахских уездов Ферганской, Самаркандской, Амударьинского отдела, Закаспийской области, смежных казахских волостей Алтайской губерний, представляющих сплошную территорию с господствующим казахским населением единого происхождения, единой культуры, истории и единого языка.

II. Автономии казахских областей присвоить название «Алаш».

III. Территория автономных областей Алаш со всеми богатствами, находящимися на поверхности земли, водами, их богатствами, а также недрами земли составляют собственность Алаш.

IV. Всем, кто живет среди казахов, гарантируются права меньшинства. Во всех учреждениях автономии Алаш представители всех нации должны быть представлёны пропорционально. Предоставляется также территориальная и культурная автономия тем, кто без территории окажется в пределах автономии Алаш.

V. В целях спасения области Алаш от общего развала, анархии, организовать временный народный совет «Алаш Орда, состоящий из 25 членов, 10 мест из которых предоставить русским и другим народам, живущим среди казахов. Местом пребывания Алаш Орды временно избрать Семипалатинск. Алаш-Орда должна немедленно взять в свои руки всю исполнительную власть над казахским населением.,.».

В период гражданской войны (1918-1920 гг.) в гг. Оренбург и Самара проходили неоднократные переговоры и совещания казахских и башкирских лидеров. Одним из результатов таких совещаний было решение о создании «Федерации юго-восточных мусульманских областей», формирование башкиро-казахских воинских частей.

3. Валиди в своих воспоминаниях пишет о совещании от 18-21 июля 1918 г. в Семипапатинске. «Когда Саитгерей Магазов приехал в Семипалатинск, там уже были Алихан Букейханов и бывший председатель Кокандской автономии Туркестана Мухамеджан Тынышпаев. Это был первый совместный съезд, организованйый Кокандской республикой, Алаш Ордой и Башкортостаном»,

К сожалению, по многим причинам планам национальных лидеров Туркестана не суждено было сбыться. Весьма обстоятельно о борьбе того периода рассказывается в воспоминаниях Историка и политического деятеля Башкортостана Валидова (он написал эту книгу в эмиграции; «... Я из собственных уст Ленина услышал: центр будет и впредь опираться в прежних Колониях на представителей русского пролетариата, мы же будем пользоваться доверием в той мере, в какой проявим лояльность и верность их «руководству», недоверие к нам сохранится и после победы социализма в пределах России, даже после утверждения социализма во всем мире народы восточных колоний не обойдутся без «руководства» со стороны рабочих еврейских метрополий...

Все это родилось в голове самого Ленина «...и мне было ясно, что народы угнетенного Востока, ставших на путь строительства социализма, никогда не будут пользоваться доверием русских коммунистов».

Это открытие поставило национальных лидеров перед необходимостью начать против Советов серьезную и открытую борьбу. Именно в эти дни в Ташкенте Рыску лов, Низам Ходжанов и некоторые другие их единомышленники были выведены из Туркестанской комиссии и Исполнительного комитета Туркестана (ТурЦИК). На их места были назначены другие лица, снискавшие доверие как «интернационалисты».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: