этот день все шахты Донбасса начали работу. 26 и 27 июля 1989 г. состоялись заседания Донецкого об ластного Совета народных депутатов. Рассмотрев воп рос о выполнении требований шахтеров, исполком создал областную комиссию, поручив ей провести со- ответствуюш,ие мероприятия. Со своей стороны Вер ховный Совет СССР такж е заявил 27 июля о том, что к концу года будут удовлетворены все требования ба- стуюш,их, с целью чего будут приняты специальные законы.
Забастовка показала, что начавшееся рабочее дви жение способно к самоорганизации. Вначале события развивались стихийно, что отмечали и сами их участ ники. Положение изменилось после создания стачко мов, избираемы х открыты м голосование м н а митингах. На них была возложена защита выдвину тых шахтерами требований в переговорах с руковод ством страны. Стачечны е комитет ы прежд е всего создали рабочие дружины для сохранения порядка на плош;адях в дни а такж е для пикетирова ния шахт с целью предотвраш;ения отгрузки угля и других работ без разрешения стачкома. Рабочие дру жин ы вместе с милицией опечатали все вино-водочные магазины на местах. Благодаря деятельности стачко мов, преступность в городах, охваченных забастовкой, снизилась в 3-4 раза. Под давлением бастующих стач комы повсеместно приняли решение о недоверии проф комам и советам трудовых коллективов (СТК) шахт. Сложно складывались отношения стачкомов и с адми нистрацие й угольны х предприятий, угрожающе й увольнением активистам движения.
|
|
Таким образом, забастовка выявила кризис дове рия горняков к власти, администрации и обществен ны м организациям. Создав свои орган ы самоуправления — стачкомы разных уровней — шах-
теры избрали в них неформальных лидеров. Приме чательно, что партийных и хозяйственных руководи телей среди них оказалось очень мало. Стачкомам удалось поддержать дисциплину и порядок в дни за бастовки, наметилась даже тенденция их организации в пределах региона. Они же взяли на себя контроль за выполнением требований горняков.
В дни забастовки возникла также идея создания Ре гионального Союза стачечных комитетов Донбасса (РССКД) — координационного центра рабочего движе ния. Реализацию она получила в августе. На конферен цию в Горловку собрались более 50 представителей стачкомов области. 19 августа 1989 г. они приняли про ект Устава РССКД и проект «Декларации основных принципо в Союза...», а такж е избрали временны й орган — Координационный Совет. Региональный Со вет объявил себя независимой общественной организа цией, основным заданием которой является контроль за выполнением требований горняков.
|
|
Но победа шахтеров оказалась иллюзорной. Поста новление Совета Министров СССР № 608, где указы валс я механиз м выполнени я подписанны х соглашений, в основном осталось на бумаге. Не были своевременно введены новые оптовые цены на уголь, не улучшилось обеспечение шахт оборудованием и запасным и частями, сохранился высокий травма тизм, заработная плата по-прежнему не удовлетворя ла шахтеров. Программа удовлетворения требований бастующих, разработанная союзным правительством в 1989 г., так и не получила реализации.
Кроме того, выявилось, что результатом забастов ки стали огромные убытки. Прямы е потери состави ли около 80 млн. руб., бюджет области недополучил 3,4 млн. руб., в дни стачки было не добыто 1,7 млн. т. угля, в том числе 95 тыс. т. для бытовых нужд на-
селения. Попутно шахтерска я забастовка нанесла урон и другим отраслям. Транспортники потеряли около 10 млн. руб. Пострадали такж е металлурги, коксохимики.
Таким образом, стачка не принесла, да и не могла принести серьезных позитивных результатов. Более того, со временем стало понятно, что многие пункты
«Протокола...» невыполнимы, так ка к включают в себя зачастую нереальные положения. Любой договор, чтобы иметь шанс быть выполненным, должен содер жат ь обязательства двух сторон, а не одной. Однако
«Протокол...» перечислял исключительно обязатель ства правительства перед шахтерами, совершенно не оговорив обязательства самих шахтеров. Правитель ство, откровенно перед таким новым яв лением, ка к забастовка, дал о непродуманны е обещания скорого выполнения всех требований гор няков, породив тем самым стачкомовский экстремизм и создав прецедент для работников области. Поэтому в году забастовки стали обычным явлени ем не только в угольной промышленности, но и в дру гих отраслях, а такж е бюджетных организациях.
УГЛУБЛЕНИЕ КРИЗИСА В Между тем кризис -
ные явления в экономике ПАДЕНИЕ УРОВНЯ ЖИЗНИ и социальной жизн и об- НАСЕЛЕНИЯ ш;ества продолжал и уг лубляться. В о второ й
половине 1989 г., кроме угольной промышленности, большое отставание от плановых показателей допус тили предприятия черной металлургии: почти 60% их не справились с договорными обязательствами. Не были выполнены планы производства и поставки ряда важных изделий машиностроения. На особенно низ-
ком уровне работали Новокраматорский и Дружков- ский машиностроительные заводы. Всего по Донецкой области 28 % предприятий нарушили договорную дис циплину.
В 1990 г. положение еще более ухудшилось. Выпуск промышленной продукции упал на 3,8%, производи тельность труда снизилась на 2,3% — такого не было за весь послевоенный период. Из 745 млн. руб. общего сокращени я производства в области более 1/2 при шлось на черную металлургию, почти 1/4 часть — на угольную промышленность. Во всех объединениях упала добыча В целом на Донетчине она состави ла 80,5 млн. т, что на 7,3 млн. т меньше, чем было в 1989 г. Задолженность предприятий по выполнению договорных обязательств достигла 622 млн. руб., т. е. по сравнению с предыдущим годом увеличилась в 1,4 раза. При этом среди должников значительное место впервые заняли предприятия легкой промышленнос ти. Из-за разрыва традиционных хозяйственных свя зей они лишились сырья, поэтому на Донецком ХЕК, камвольно-прядильной фабрике и других прежде ста бильно работавших предприятиях начался обвальный спад производства. Недопоставки в легкой промыш ленности области за один год выросли в 5,8 раза, т.е. отрасль практически была поставлена на колени.
Однако, несмотря на снижение производственных показателей и плачевное состояние экономики Донет- чины, средняя заработная плата значительно выросла. Так, в промышленности при падении производитель ности труда на 2,3% средняя зарплата увеличилась на , достигнув 314 руб. В целом по народному хозяй ству она составила 259 руб., т.е. на 9,5% больше, чем в предыдущем году. Наиболее быстро росла оплата тру да колхозников: на 29,3% в год, достигнув в 1990 г. 269
|
|
руб.
Необоснованный рост денежных доходов не улуч шил положения населения. Напротив, он привел к снижению уровня жизни, так как цены в условиях ос трой нехватки товаров увеличивались гораздо быст рее зарплаты.
Диаграмма дает возможность наглядно убедиться в этом.
Приняв за точку отсчета 1987 г., можно просле дить динамику изменения заработной платы, произ водительности труда и уровня цен в Донецкой области в период гг. Увеличение зарплаты при неуклонном снижени и производительности труда приводило к появлению большого количества «пус тых», необеспеченных товарами денег, что, в свою очередь, закладывало основы неуправляемой инфля ции. Подтверждение тому — стремительный рост цен, быстро «съедающий» зарплату. Особенно заметно взлетели цены на продукты питания в кооперативной торговле и на колхозных рынках: на мясо и сало —
Проценты прироста
3 0 •
2 0,
Заработная плата
ТО.
Производительность
Годы
- 2,0 %
на 25%, на фрукты и ягоды — на 30%, на — на 21%, на картофель — на 36%.
Государственная торговля, охваченная тотальным дефицитом, была почти полностью парализована. По этому местные власти пытались расширить сферу нор мированног о распределения. В сентябр е 198 9 г. облисполком, рассмотрев вопрос «О порядке продажи дефицитных товаров», ввел особые часы их продажи, распределил граждан по магазинам в соответствии с пропиской. В ноябре г. были введены еще допол нительные купоны, которыми следовало расплачи ваться за покупки наряду с рублями. Чтобы пресечь вывоз продуктов за пределы области, исполком с фев рал я 1991 г. распорядился проводить тщательны й досмотр багажа пассажиров. Изъятое продовольствие подлежало реализации через торговую сеть. Однако положение на потребительском рынке, несмотря на эти мероприятия, неуклонно ухудшалось.
|
|
Росту социальной напряженности и недовольства властями способствовали и другие причины. Жилищ ное строительство в области сократилось почти на 1/
3 — в 1990 г. было сдано в эксплуатацию лиш ь 69 % от запланированного. Очередь на жилье по сравнению с 1985 г. увеличилась на 36 тыс. семей. К 1990 г. в ней насчитывалось более 270 тыс. семей, т. е. в улуч шении жилищны х условий нуждался каждый шестой житель области. Положение с введением объектов со циального назначения было вообще катастрофичес ким: ввод шко л уменьшилс я н а 88%, детски х дошкольных учреждений — на 57%, больниц — на 86%. Иными словами, население вдруг внезапно ощу тило, что лишилось социальных гарантий, которые казались незыблемыми и привычными.
Сложившаяся социально-экономическая ситуация не оставляла горнякам надежд на то, что правитель-
ство выполнит обещания, данные под давлением июльской стачки 1989 г. Все это стало предметом об суждения на I Всесоюзном съезде шахтеров в июне 1990 г., проходившем в Донецке. Однако отыскать выход из сложившейся кризисной ситуации шахте рам не удалось. Забастовки 1990 года только усугу били положение. В условиях прежней хозяйственной системы, без коренной переориентации отрасли на рыночные методы работы, ожидаемые позитивные из менения так и не произошли.
ТРУДНОСТИ не меньшими сложно-
В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ стями столкнулось и сель
ское хозяйство Донецкой области. С 1988 г. статистические отчеты фиксируют постоянное снижение производства продукции живот новодства. Так, в I полугодии 1989 г. производство мяса по сравнению с аналогичным периодом 1988 г. сократилось на 2,9 тыс. тонн, или на 3%. Снижение производства мяса допустили районов и городов об ласти. Особенно неблагополучно обстояли дела в Во лодарском и Новоазовском районах, где показатели сократились на 14% и соответственно. В целом же по Донецкой области план по мясу за I полугодие не выполнило каждое третье хозяйство. Ими было не додано 6,1 тыс. тонн продукции.
Производство молока в хозяйствах области снизилось, хотя и не так заметно — на 0,4%, или на 2,4 тыс. тонн. показателей в 16 рай онах и городах, при этом более всего — в Горловке (на 16%) и Славянском районе (на 9%). В числе должников оказалось 159 колхозов и совхозов, т. е. 38% их наличия.
Они недовыполнили на тыс. тонн молока. Удои одну корову в агропромышленных предприятиях об-
ласти составили в среднем по кг за полугодие, что на 2 кг меньше, чем в 1988 г.
Снизилась и продажа яиц: 34% хозяйств области задолжали государству 87 млн. штук.
В 1990 г. тревожна я сокращени я производства большинства видов продукции сельско го хозяйства сохранилась. Поголовье крупного рога того скота снизилось на А%, свиней — на 7%, овец
— на 10%, птиц ы — на 11%; производство яи ц уменьшилось на овощей — на 6%. В следующем году темпы сокращения продукции животновод ства еще более усилились, что вызвало перебои и нестабильность работы пищевой промышленности.
Таким образом, к концу 90-х гг. кри зис охватил и агропромышленный комплекс области. Колхозно-совхозная система была не в состоянии рен табельно работать в новых условиях хозяйствования, а фермерство не получило достаточного развития и го сударственной поддержки.
ОТНОШЕНИЕ РЕГИОНА Экономические пробле-
К СОЮЗНОМУ ДОГОВОРУ мы Донецкой области зас
тавляли задуматься над путями выхода из кризиса. Поэтому принятие 16 июля 1990 г. Декларации о государственном суверенитете Украины жителями Донетчины было воспринято как первый шаг к обретению Украиной и ее отдельными регионами экономической и политической независимости. В то время центробежные силы в СССР еще не достигли своего апогея, поэтому государствен ный суверенитет большинством населения, особенно в многонациональном Донбассе, рассматривался исклю чительно как путь реформирования Советского Союза, превращения его в демократическое государство.
Донецкая общегородская конференция представи телей 26 партий и общественных объединений, про веденная января 1991 г., продемонстрировала существование разных подходов к решению вопроса о подписании союзного договора (документ 5). Од нако большинство рядовых граждан видели свое бу дущее в обновленном Союзе, о чем свидетельствовали данные социологических опросов. Готовность к зак лючению нового союзного договора, в котором Укра ин а имел а б ы широки е прав а и подлинны й суверенитет, наглядно отразилась в результатах Все союзного референдума марта 1991 г. о сохранении СССР. В Донецкой области более 84,5% голосовавших избирателей высказалось за сохранение и обновление Союза, более 86,1 % — за вхождение в него Украины. Этот референдум показал также, насколько велика разница между промышленным Донбассом и запад ными областями Украины, где процент голосовавших за сохранение СССР не превышал 20%.
Такие результаты голосования были обусловлены не столько интернациональным составом населения Донецкой области, сколько спецификой ее экономи ки, тесно интегрированной с экономикой всего Совет ского Союза. Промышленная продукция Донетчины была ориентирована на потребление во всех респуб ликах. За пределы Украины вывозилось 45 % прока та, произведенного в области; 65 % стальных труб; 32% минеральных удобрений; 69% металлорежущих станков; 82 % прокатного оборудования, выпущенно го на заводах Донетчины. Вместе с тем в область вво зили 59% заготовок из черного металла, 27 % угля, не говоря уже о предметах потребления и продоволь ствия. В целом 1/6 часть рыночного фонда товаров формировалась за счет поставок из других республик. Поэтому экономические аргументы оказались реша-
ющими при ответе населения Донетчины на вопросы референдума.
Однако надежды на скорое реформирование тота литарной империи при сохранении монопольной вла сти компартии оказались напрасными.
РАЗРАСТАНИЕ Дальнейшее обнищание
СТАЧЕЧНОГО ДВИЖЕНИЯ населени я и спад по всем
экономическим показате лям делали обстановку в регионе очень взрывоопасной. Новую волну неудовольствия в шахтерских коллекти вах вызвало, ни странно, введение с 1 январ я 1991 г. новых оптовых и закупочных цен в промышленнос ти: стоимость топливно-энергетических ресурсов была более чем в 2 раза, стоимость металла — на
50 %, стоимость продукци и машиностроени я — на 40%. Требование введения новых закупочных цен на уголь было выдвинуто горняками еще в ходе июльской (1989 г.) забастовки, этот пункт был внесен в «Прото кол о согласованных мерах...». Однако введение дав н о ожидаемы х цен вызвал о трудово й конфликт: горняк и заявил и о намерении прекратить отгрузку угля с 10 января. Почему? Оказывается, информация о новых ценах не была доведена до сведения шахтеров заранее, поэтому договоры с потребителями, заклю ченные в старых ценах, без учета удорожания элект роэнергии, оборудования и т. д., ставили отрасль на грань банкротства. Лиш ь за 2 дня января по «новой си стеме шахты области недополучили 7,5 млн. руб. Шахтеры требовали дотации. Из Москвы деньги пообещали, однако так и не дали. Зато Киев на шел в республиканском бюджете необходимую сумму
— млрд. руб. Выделив средства на дотацию, укра инский парламент одновременно принял решение в ян-
варе 1991 г. о передаче шахт и металлургических за водов из союзного подчинения в ведение республики. Таким образом, взяв на себя тяжелое финансовое бре мя дотации, Киев обрел в лице шахтеров со юзнико в в реализаци и курс а на подлинны й суверенитет республики.
Но поскольку реальных улучшений материально го положения горняков не последовало, РССКД при звал к организации всеобщей отраслевой забастовки с 1 марта 1991 г., выдвинув требование об удвоении зарплаты. Однако всеобш;ей забастовка не стала — в ней активно участвовали лиш ь шахты Красноармей- ска. Большинство же угольш;иков понимало, что ло зунг двойной зарплат ы — самообман, поскольк у рубли, взятые за счет урезания нужд других отрас лей, не могут быть обеспечены товарами в условиях спада производства. У шахтеров же обш;ий объем про изводства за январь-февраль 1991 г. снизилс я на 14,3% (в целом по промышленности — на 4,5%). К тому же в области изменилось общественное мнение по отношению к стачкам горняков — от сочувствен ного в 1989 г. к негативно-осуждающему в 1991 г. Трудящиеся других отраслей, часто страдающие из- за шахтерских забастовок — металлурги, транспорт ники, коксохимик и — все чащ е заявляли, что угольщики «тянут одеяло на себя». Отрицательную реакцию у населения вызвало и новое предложение РССКД, выдвинутое на закрытом заседании в Крас- ноармейске 19 марта, — потребовать от правитель ства полной компенсации шахтерам всех убытков, принесенных забастовкой. Металлурги Донецкой об ласти даж е обратились через печать с открыты м письмом к бастующим шахтерам, в котором проси ли их прекратить разрушать металлургический ком плекс своими стачками.
ПОЛИТИЗАЦИЯ Тем не менее забастов- ки, то затихая, то вспыхи ва я с ново й силой,
продолжались. Государство уже не имело рычагов воз действия на промышленность. Выход из социального и экономического, все более углубляющегося кризиса союзные власти попытались найти в простом
нии цен. Вначале был введен 5% налог на добавленную стоимость, все цены. Потом, с начала 1991 г., правительство запретило торговым организа циям продажу большинства промышленных товаров, пользующихся повышенным спросом у населения. В Донецкой области в связи с этим было законсервиро вано товаров народного потребления почти на 300 млн. руб. Их реализацию только с 1 марта 1991 г., увеличив цены на 20% (документ № 4). 2 апреля 1991 г. фоне непрекращающихся шахтерских заба стовок и стачек донецких металлургов, волевым актом были повышены в раза розничные цены на основ ные продукты питания и товары народного потребле ния. Одновременн о вклад ы населени я был и
«заморожены» на 3 года. Ожидаемого экономическо го чуда «павловское» повышение цен не принесло — товаров в областных магазинах не добавилось, товаро оборот резко сократился. Так, 4 апреля по новым це нам по всей Донецкой области было продано всего 19 костюмов и одно пальто.
Реакция жителей Донбасса последовала немедлен но. Наиболее активная часть донецкого пролетариа та — шахтер ы — новые экономически е реформы Москвы встретила резким осуждением, продолжени ем забастовок и выдвижением политических требова ний — немедленной отставки М.С. Горбачева и всей его команды. Московские власти пытались умиротво рить бастующих, предлагая им исключительные ком-
пенсационные льготы. Был и увеличены шахтерски е зарплаты. Государство гарантировало угольщикам ежемесячную денежную компенсацию в 120 руб., что вдвое превышало размер выплат всем ос тальным категориям трудящихся. Однако со време н и забастовк и 198 9 г. горняк и уяснили, что некоторые материальные уступки при сохранении прежней системы управления при носят лиш ь временные результаты. Поэтому стачеч ное движение, носивше е ране е экономически й характер, начало политизироваться. Впервые полити ческие лозунги прозвучали во время мартовской 1991 г. забастовки, когда шахтеры потребовали отставки Президента СССР М. С. Горбачева. Впоследствии по явились антикоммунистические лозунги. К лету 1991 года идея необходимости департизации советского об щества занимает все более прочное место в требова ниях бастующих трудящихся
ПОСЛЕДСТВИЯ Между тем партократи-
АВГУСТОВСКОГО ПУТЧА ческая система продолжала
бороться за свое выжива - сохранение власти и привилегий. Отчаянная по пытк а приостановить демократические процессы, развернувшиеся в стране, была предпринята 19 авгу ста 1991 г., когда в Москве был образован прокомму нистически й ГКЧП. Большинств о аппаратчико в Донецкой области, партийных комитетов и организа ций выступили в поддержку путчистов. Однако авгу стовские события завершились поражением ГКЧП и, следовательно, тех, кто одобрил действия заговорщи ков. Началась полоса отставок донецких руководите лей, занявши х неверну ю позици ю в дн и путча. Особенно этот процесс усилился после 24 августа, ког-
да Верховный Совет Украины принял Акт о незави симости и решение о начале департизации властных структур. В сентябре, когда окончательно была при остановлена деятельность КПУ, в области начался процесс реальной смены власти. Был и опечатаны об ластной, городские и районные комитеты партии.
Украина после московских событий окончательно взяла курс на полную независимость от непредсказу емой политики горбачевского руководства. Все более заметным стало охлаждение украинских лидеров к идее нового союзного договора. Вместе с тем Донец кая область еще долго оставалась едва ли не после дним бастионом коммунизма на Украине. Даже после официального приостановления деятельности компар тии донецкие коммунисты не оставили надежды на возвращение к власти. В сентябре 1991 г. 500 функ ционеров на импровизированном съезде заявил и о возрождении Но, видимо, коммунисти ческое будущее не привлекало более жителей облас ти — на Всеукраинском референдуме 1 декабря 1991 г. более 60 % наших земляков проголосовало за под тверждени е Акт а независимости Украины. Социологические обследования впослед ствии показали, что достаточно высокий процент под державши х идею независимости в Донбассе, менее года назад решительно высказавшихся за сохранение СССР, обусловлен рядом причин. Эта цифра являет ся следствием уникального стечения обстоятельств: напуганный решительными действиями российского руководства по декоммунизации, украинский номен клатурны й истеблишмент поспешно ухватилс я за идею государственной независимости; экономический кризис в России создал ощутимый разрыв между жиз ненным уровнем в соседних областях — Ростовской и Донецкой. Население последней, голосуя за незави-
таки м образом стремилос ь защитит ь свой по требительски й рынок. Значительна я част ь электора т а голосовал а з а независимость, выража я те м самы м протес т проти в «реформаторского» курс а М. С. Гор бачева. Таки м образом, большинств о жителе й Донец ко й области, хот я и в сил у различны х причин, высказалис ь з а развити е независимо й Украины. Бе ловежски е соглашени я о денонсаци и союзног о дого вора 192 2 г. и образовани и СН Г дончан е встретил и ка к логическо е завершени е процесс а распад а СССР.
Вопросы и задания:
1. Что позволяло обеспечивать достаточно высокий уро вень жизн и в Донецкой области в начале 80-х годов? Сравните его с положением в других регионах СССР.
2. Можно ли считать челночные рейсы жителей Ростовской области причиной обострения продовольственной пробле мы в нашей области? Свое мнение аргументируйте.
3. Как в первой половине 80-х годов в Донецкой области решалась проблема украинского языка? Как к сложив шейся ситуации относилось мнение? По чему дискриминационная по отношению к украинской культуре политика властей не встретила протеста со сто роны передовой интеллигенции области?
4. Сформулируйте причины успешного выступления до нецких спортсменов на летней олимпиаде в Москве.
5. С какими объективными и субъективными трудностя ми столкнулась угольная промышленность региона в начале 80-х годов.
6. Прочитайте документ № 1. Охарактеризуйте на его ос нове сложившуюся в начале 80-х годов систему обеспе чения угледобывающих предприятий техникой и обо рудованием. Насколько были согласованы потребнос ти шахт, компетентность и профессионализм инженер но-технических работников с принципами плановых поставок горной техники?
7. Чем, на ваш взгляд, объясняется одновременное функ ционирование в угольной промышленности Донецкой об-
21 2
ласти высокорентабельных шахт и отстающих предприя тий?
8. Какие внеэкономические способы повышения производи тельности труда использовались в тяжелой промышлен ности региона в первой половине 80-х годов? Насколько они оказались эффективными?
9. Почему легкая промышленность Донетчины в начале 80- годов в значительно меньшей степени, чем тяжела я про