Барокко –так называемая прециозная литература. Критика барокко – Мольер в комедии «Смешные жеманницы». Объект критики – роман МадленыСкюдери «Клелия». Стремление к необычному, изощренному, «красивой жизни». В образе «маркиза» Маскариля Мольер высмеивает эстетическую программу салонной великосветской поэзии.
Борьба с прециозностью во Франции – выступление против одного из течений барочного искусства, велась прежде всего сторонниками реализма.
Вообще теоретическая и литературно-критическая мысль представителей барокко развивалась не столь интенсивно, как у представителей классицизма. МаттеоПерегрини «Трактат о остроумии». Критика барочного стиля: чрезмерное увлечение остроумием, усложненность метафорами.
Б.Грасиан «Остроумие, или искусство изощренного ума». Полемика с Перегрини. Древние не занимались исследованием остроумия, «суть которого в изящном сочетании». Грасиан переоценивает «Поэтику» Аристотеля, так как по его мнению, художественное творчество отличается от логики. Древние нашли законы логического познания, но эти законы оказались непригодны для познания художественного.
|
|
В трактате Грасиана 2 части. Первая часть – рассматриваются приемы «простого» остроумия, основанного на аналогии, сопоставлении (таковы каламбуры, парадоксы, загадки, сопоставления двух значений слова). Остроумие у Грасиана – не разновидность комического, а более обобщенная категория ис-ва, высшая творческая сила, способная создавать новое.
Грасиан понимает вкус как выражение одной из способностей человеческого познания. Понятие культуры тесно связано с понятием «вкус»: «Для вкуса, как и для ума, необходима культура. Кто тонко чувствует, тот острей жаждет лучшего».