Особенности формирования литературной теории классицизма в Германии, Англии и Франции (М.Опиц, Б. Джонсон, Ф.Малерб)

Мартин Опиц. Книга о немецкой поэзии. Она в стороне от формулирования классицизма. Если одаренный человек хочет что-то создать, нужно поучиться у античных авторов. Эта книга – защита и прославление немецкой поэзии плюс поэтика. Опиц призывает поэтов писать на немецком, но ориентироваться на жанры античности.

Бен Джонсон «Заметки» (примерно 1610-1620-е годы, опубликованы в 1642). Переходность заметок, направление к формированию классицистической поэтики. Есть не только цель, но и логика. Цель – воспитание идеального поэта.

Проблема чтения – как и что нужно читать? Английская литература не достигла своего совершенства. Эрудиция автора – вопрос Ренессанса. По природе человек способен к самосовершенствованию. Главное для Джонсона – поэтика Аристотеля, он знает и ее комментаторов. Наблюдательность древних – наш жизненный опыт, древние проводники, а не предводители. Для Ренессанса подражание поэтам античности – Возрождение, для классицизма древние хороши тем, что пользовались вечными правилами искусства. Аристотель – первый критик, не сделавший серьезных ошибок. Теория нравов Джонсона, где он приближается к классицистической характерологии. Этот трактат – переход к классицистическим поэтикам.

Франсуа де Малерб. Один из первых теоретиков и практиков классицизма во Франции. Большой авторитет при дворе Генриха четвертого.

Малерб за строгую рационалистическую форму, устанавливает незыблемые правила стихосложения. Утверждает существование универсальных правил, единых для всех народов, эпох, поэзии и прозы, ведет борьбу с индивидуализмом и эмоциональностью поэтов Плеяды.

Творчество – не порыв, а реализация правил поэтического мастерства, труд, знание и умелое применение правил грамматики и стилистики. Тот, кто просвещен, обладает высокой культурой языка и мысли, усвоил правила поэтики – тот может творить.

Языковая норма – язык парижского дворянства, Малерб защищал его от влияния провинциальных наречий, архаизмов. Но нельзя и отрываться от живой народной речи.

Малерб вводит во французскую метрику ряд ограничений и запретов.

Малерб – сторонник строгой жанровой иерархии. Наиболее разработанный жанр – ода. Основная тематика од – воспевание величия абсолютной монархии.

Критическое отношение Малерба к наследию античности и Возрождения. Его не устраивает латинская норма, литературный язык должен формироваться на основе общенародной языковой практики.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: