Становление основных понятий классицистической поэтики и споры о «Сиде» Корнеля

Главные законы классицизма. Категория правдоподобия. То, что кажется правильным всем или большинству людей и самым мудрым. Историк говорит о прошедшем, поэт – о том, что могло бы произойти (о правдоподобном). Тассе отделяет правдоподобное от ложного: «Поэт основывается на достоверном факте и рассматривает его как правдоподобный». Только то, что действительно возможно, может быть правдоподобным. Только правдоподобие может внушить доверие к повествованию.

1630 – Шаплен пишет об основании правила 24 часов и опровержение возражению. Не только наставление, но и удовольствие создаются правдоподобием. 2 вида правдоподобия: обыденное и необыкновенное. Необыкновенное – все, что случается редко и как бы вопреки обыденному правдоподобию.

«Письмо о правиле 24 часов». Призвание зрителей отнестись к действию как к правдоподобному. Единство времени – гармония действия. Правило трех единств – простота действия, возможность сосредоточиться на главном. Роман понимался как эпическая поэма в прозе. Скюдери: правило 12 месяцев для романного действия. В одной фабульной линии – одно действие.

Мадлен де Скюдери «Ибрагим или великий паша»: правдоподобие как воображение изображаемой эпохи. Но нужен компонент выдумки, правда не доставляет удовольствия.

Скюдери критиковал Корнеля: правдоподобие расходится с правдой. У Корнеля действие – 36 часов, а, как считает Скюдери, должно быть 12. Вводится побочное действие: линия с инфантой. Шаплен считает, что это лишняя фигура.

1660-е – Корнель обращается к критическому осмыслению его творчества. Размышление о 3 единствах – великие сюжеты должны подниматься над правдоподобным. Корнель предпочитает правду правдоподобию.

 

Нормативные поэтики французских классицистов и теория драматических жанров (д'Обиньяк, Менардьер, Рапен).

Д’Обиньяк «Практика театра». Проблема воздействия драматического действия на зрителя. Согласование высказывания с характером, следование природе вещей. Подлинное или возможное не может быть предметом изображения в театре, только правдоподобное.

Ла Менардьер. Поэтика 1639 года. Правило трех единств – то, что способствует правдоподобию. Пьесы Корнеля – антипример (мнение, общее сД’Обиньяком).

Рене Рапен. Рассматривал поэтику Аристотеля как незыблемые правила. Задача Рапена – добавить примеры к правилам, установленным Аристотелем. Другие искусства ограничены, поэзия же не знает границ. Необходимость природной одаренности, гения. Кроме этого, нужно суждение. У Ариосто много пыла, у Данте мало, Лукану недостает гения, Овидию – суждения. Идеальный поэт: темперамент, ум, воображение, красноречие и т.д. Нельзя ошибочно принимать воображение за гений. Рапен не склонен обожествлять риторику и поэзию. Невозможно стать поэтом, не имея гения. Рапен считает, что наиболее правильно Аристотеля понял Гораций: поучать, развлекая. Мораль должна быть приятной, дабы быть услышанной. В каждом жанре Рапен видит нравственные цели. Трагедия исправляет страсти, комедия – недостатки. Правила этих жанров: правдоподобие, благопристойность, единство места и времени. Идеал поэзии – Гомер. Петрарка, Ариосто, Марино не достигли совершенства, так как не знали правил Аристотеля. Гений должен быть осторожен – чем он выше, тем сильнее его воображение, и оно может завести далеко. Необходимость смешивать правдоподобное и чудесное. Рапен высоко оценивает лучших французских драматургов, критикует итальянские и испанские пьесы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: