Тема 7. Развитие музыкального романтизма в XIX веке

Творчество Г. Берлиоза. Гектор Берлиоз (1803-1869) - французский композитор, дирижер, музыкальный критик эпохи романтизма, вошел в историю как композитор-новатор, создатель программной симфонической музыки.

Гектор родился в Ла-Кот-Сент-Андре близ Гренобля в семье врача. В детстве учился играть на флейте и гитаре, по учебникам занимался гармо-нией, сочинял романсы и небольшие камерно-ансамблевые пьесы, однако систематического начального музыкального образования не получил. В 1821 по настоянию отца поступил в парижскую Медицинскую школу, но в 1824 оставил ее, решив всецело посвятить себя музыке. В 1826-1830 гг. Гектор учился в Парижской консерватории у Ж-Ф. Лесюэра. В 1830 г., с четвертой попытки, получил Римскую премию - самую почетную консерваторскую награду, дававшую право на двухлетнее пребывание в Италии (на соискание премии Берлиоз представил кантату «Смерть Сарданапала»). Многое в твор-честве и судьбе Берлиоза определила любовь к Шекспиру и актрисе, испол-нительнице шекспировских ролей Гарриет Смитсон, на которой он, после долгого и мучительного периода неопределенности в отношениях, женился в 1833 г. Другими источниками влияний были оперы Глюка, симфонии Бет-ховена, «Фауст» Гѐте, творения британских писателей-романтиков Т. Мура, В. Скотта и Байрона. Еще до окончания консерватории Берлиоз создал одно из своих лучших и самых оригинальных произведений — «Фантастическую симфонию» (1830). В симфонии реализуется внемузыкальный программный замысел, что отражено в ее подзаголовке: «Эпизоды из жизни артиста». В пяти частях симфонии присутствует мотив, символизирующий возлюбленную, по ходу развития он утрачивает идеальный облик, перерождаясь под конец в трагически-гротескную картину шабаша.

Пятнадцать месяцев, проведенных Берлиозом в Италии (1831-1832), обо-гатили его бесценными новыми впечатлениями. Но его творчество этого пе-риода ограничивается малоудачной попыткой продолжить «сюжет» «Фанта-стической» в вокальной симфонии «Возвращение к жизни» (в 1855 г. она была переименована в «Лелио»), а также двумя увертюрами - «Король Лир» и «Роб Рой». Первое десятилетие по возвращении в Париж стало самым про-

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 39

 

дуктивным: созданы программная симфония по Байрону «Гарольд в Италии» (с солирующим альтом, 1834), опера «Бенвенуто Челлини» (1838), Реквием («Большая месса по умершим», 1837), драматическая симфония «Ромео и Джульетта» для солистов, хора и оркестра (слова Э. Дешана по Шекспиру, 1839), «Траурно-триумфальная симфония» для духового оркестра (с хором и струнными, 1840), вокально-симфонический цикл «Летние ночи» (слова Т. Готье, 1841). Музыку Берлиоза находили странной, нарушающей нормы хорошего вкуса: премьера «Бенвенуто Челлини» (1838) завершилась прова-лом. Чтобы обеспечить себе средства к жизни, Берлиоз был вынужден за-няться журналистикой (с 1834). Вскоре полоса парижских неудач сменилась периодом успехов за границей. В 1842-63 гг. Берлиоз гастролировал в Герма-нии, Австрии, Англии, России как дирижер-исполнитель собственных сочи-нений. Он завязал дружеские отношения с Листом и Вагнером. В 1847 г. и 1867-68 гг. совершил две длительные поездки в Россию, во время которых дирижировал своими произведениями в Москве и Петербурге, встречался с русскими музыкантами. Его выступления произвели огромное впечатление на русскую публику; музыкально-эстетические взгляды В. Стасова и творче-ские принципы «Могучей кучки» складывались под сильным влиянием его творчества. К этому периоду относятся драматическая легенда «Осуждение Фауста» для солистов, хора и оркестра (по Гете, 1846), Те Бейт для солистов, трех хоров, оркестра и органа (1849), оратория «Детство Христа» (1854), оперная дилогия «Троянцы» («Взятие Трои» и «Троянцы в Карфагене», 1858, 1863, обе части - 1890), основные литературные труды, в т.ч «Мемуары» (опубликованы посмертно, 1870). Запоздалое признание пришло к Берлиозу и на родине; в 1856 он стал членом Института Франции. Последние годы жизни композитора не были счастливыми: к тяжелым обстоятельствам лич-ной жизни прибавилось чувство духовного отчуждения от новых тенденций французской и европейской музыки. После оперы «Беатриче и Бенедикт» (по комедии Шекспира «Много шуму из ничего», 1862) он ничего не написал.

Идеалист с богатым воображением, склонный к резким эмоциональным перепадам и спасающийся от разочарований с помощью иронии, Берлиоз олицетворял собой тип художника-романтика. Как и для других романтиче-ских натур, рамки «чистой», абсолютной музыки были для него тесны, по-этому он обращался к помощи театра, литературы, поэзии, религиозной сим-волики. В его творчестве богато представлены смешанные жанры: программ-ная симфония-концерт («Гарольд в Италии»), симфония-оратория с элемен-тами симфонической поэмы («Ромео и Джульетта»), философская оратория- опера («Осуждение Фауста»), театрализованные формы церковной музыки (Те Deum ). Для стиля характерны мелодии широкого дыхания, свободный контрапункт. Берлиоз преобразовал искусство оркестрового письма: первым использовал многие необычные тембры и их сочетания, ввел новые штрихи у струнных. Свой опыт в этой области он обобщил в «Большом трактате о современной инструментовке» (1844). Композиторская техника была достаточно ограничена, однако, Берлиоз создал неповторимый художествен-

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 40

 

ный мир, в котором сочетаются простота и монументальность, энергетиче-ский напор и возвышенная лирика.

Творчество Ф. Шопена. Фридерик Франсуа Шопен (1810-1849) - великий польский композитор-романтик, пианист, уникальный талант. Родился недалеко от Варшавы в местечке Желязова Воля. После рождения сына отец получил место учителя в Варшавском лицее, и вся семья переехала в столицу. Маленький Шопен рос в окружении музыки: отец играл на скрипке и флейте, мать пела и играла на фортепиано. К пяти годам мальчик уже уверенно исполнял несложные пьесы под руководством старшей сестры Людвики. Вскоре его педагогом стал известный в Варшаве чешский музыкант Войцех Жив- ный. Первое выступление состоялось в Варшаве, когда ему исполнилось семь лет. Концерт имел успех, и имя Шопена скоро узнала вся Варшава. Одно из первых сочинений - полонез для фортепиано. К двенадцати годам Шопен не уступал лучшим польским пианистам. Живный отказался от занятий с юным виртуозом, заявив, что ничему больше не может научить его. Одновременно с занятиями музыкой мальчик получил хорошее общее образование, свободно владел французским и немецким языками, интересовался историей Польши. Тринадцати лет поступил в лицей и через три года успешно его закончил, хорошо рисовал, особенно карикатуры, обладал театральными талантами. После окончания лицея поступил в Высшую школу музыки, где его педагогом стал И. Эльснер. Достиг зрелости талант композитора: два концерта для фортепиано с оркестром (1829-30), песня «Желание» и др.

В 1829 Шопен отправился в Вену с концертами, а в 1830 Шопен расстался с родиной навсегда, направился в Париж, потому что в Варшаве началось восстание против русского самодержавия, организованное польскими патриотами. С мыслями о трагических судьбах родины был связан знаменитый «Революционный» этюд. Франция не стала второй родиной композитора, Шопен оставался поляком. Завоевал славу как пианист, поразил слушателей поэтичным и одухотворенным исполнением. Подобно Листу, он был признан лучшим пианистом мира. На концертах исполнял собственные сочинения: концерты для фортепиано с оркестром, концертные рондо, мазурки, этюды, ноктюрны, Вариации на тему из оперы Моцарта «Дон Жуан». В Париже расширяется круг его знакомых: Лист, Берлиоз, художник Делакруа, поэт Гейне, поэт Адам Мицкевич, благодаря которому родились Баллады. На многие годы Шопен связал свою жизнь со знаменитой французской писательницей Авророй Дюдеван, или Жорж Санд. С годами отдался всецело творчеству: писал сонаты, скерцо, баллады, экспромты, новую серию этюдов, ноктюрны, прелюдии, мазурки и полонезы. Его вторая соната (с похоронным маршем), принадлежит к числу высших достижений композитора, всей польской музыки и романтического искусства в целом.

Последние годы жизни композитора были печальны: умер друг Ян Матушиньский, отец, разрыв с Ж. Санд сделали его одиноким, обострилась болезнь легких. Последние два года почти ничего не писал, но предпринял поездку в Лондон по приглашению друзей. Свой последний концерт в

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 41

 

Лондоне он дал в пользу польских эмигрантов. В Париже последним произведением была мазурка фа-минор, которую записала на бумаге сестра Людвика, на руках которой он умер. Похороны Шопена были торжествен-ными. Лучшие артисты Парижа исполнили Реквием Моцарта и его сочине-ния. Друзья принесли на его могилу кубок с родной польской землей. Похо-ронен Шопен в Париже, а сердце его было отправлено в Польшу.

Творчество Ф. Листа. Ференц Лист (1811-1886) - знаменитый венгерский пианист-виртуоз, композитор, педагог, капельмейстер, критик, основатель Будапештской консерватории.

Родился в Венгрии; обладал необычайными музыкальными способно-стями. После трехлетних занятий у отца выступил в публичном концерте. Шесть венгерских магнатов обеспечили Листу получение музыкального об-разования. С 1821 г. он занимался в Вене игрой на фортепиано у К. Черни, теорией у Сальери. Выступая в концертах, Лист вызывал громадную сенса-цию в венской публике; во время одного из них Бетховен, после импровиза-ции мальчика, поцеловал его. В 1823 г. поехал в Париж, где занимался у Па- эра, потом у Рейха. В эти годы пишет одноактную оперу «Дон Санчо», фор-тепианный концерт а-moll, этюды, знакомится с Гюго, Бальзаком, Гейне, Альфред де Мюссе, Жорж Санд. Большое влияние на Листа оказал Паганини (1831), Шопен и Берлиоз. На некоторое время Лист отказался от концертиро-вания, усиленно работал над техникой, переложил для фортепиано каприсы Паганини в виде шести этюдов. В 1830-е гг. пишет статьи о социальном по-ложении артистов во Франции, о Шумане, начинает педагогическую дея-тельность, предпринимает путешествие по Швейцарии и Италии. К этому времени относятся его сборник пьес «Годы странствий», фантазии на темы опер, переложения Пасторальной симфонии Бетховена, сочинений Берлиоза. Дав несколько концертов в Париже и Вене, Лист возвращается в Италию (1839), где пишет для фортепиано, завершает переложение симфоний Бетхо-вена. В 1839-48 гг. Лист объехал всю Европу с сольными концертами, был в России (1842 и 1848), Испании, Португалии, Турции. Результатом было большое состояние, давшее Листу возможность подвинуть дело постановки монумента Бетховену в Бонне. Для музыкального торжества, сопровождав-шего открытие памятника (1845), Лист написал кантату памяти Бетховена. Как пианист-виртуоз Лист властвовал над публикой, создал школу, предста-вителями которой являются Таузиг, Бюлов и др. В 1848 г. Лист посвятил себя капельмейстерской деятельности, поселившись в Веймаре. Благодаря ему, Веймар становится средоточием музыкальной жизни Германии. На оперной сцене и концертах, под управлением Листа выдвигается вперед все выдаю-щееся в музыкальном искусстве, все молодое и талантливое: «Тангейзер» Вагнера, не имевший успеха в Дрездене, получает оценку в Веймаре; впер-вые ставится «Лоэнгрин»; Берлиоз, потерпевший неудачу с оперой «Бенвену- то Челлини», имеет полный успех в Веймаре; то же происходит и с оперой «Геновева» Шумана. Лист с одинаковой симпатией относился к композито-рам своей страны и чужих стран. Во время веймарского периода написаны

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 42

 

месса и почти все оркестровые сочинения, симфонии и симфонические по-эмы, фортепианные рапсодии, этюды, полонезы, ноктюрны.

В начале 60-х годов переселился в Рим, принял пострижение и звание аббата. Там он пишет оратории «Св. Елизавета», «Христос», четыре псалма, реквием и венгерскую коронационную мессу. В 1870-х гг. выступал как ди-рижер в Веймаре и Вене, в Пеште был выбран президентом основанной му-зыкальной академии. В 1886 г. Лист прощался с Европой: в Лондоне и Пари-же в его присутствии была исполнена его оратория «Св. Елизавета». Скон-чался в Байрейте, где и погребен. Последними композиторскими его трудами были второй Мефисто-вальс, симфоническая поэма «От колыбели до моги-лы» и несколько фортепианных пьес. Оратория «Св. Станислав» осталась незаконченной.

Творчество И. Брамса. Иоганнес Брамс (1833 - 1897) – немецкий композитор и пианист, один из главных представителей музыкального романтизма.

Родился в Гамбурге. Первые уроки музыки дал отец, который привил ему навыки игры на различных струнных и духовых инструментах. После мальчик обучался игре на фортепиано и теории композиции у О. Косселя и Э. Марксена. В четырнадцать лет окончил частное реальное училище. По рекомендации друга, скрипача И. Иоахима, Брамс познакомился с Р. Шуманом (1853), был принят им как ученик и сын, жил в доме до самой смерти Шумана (1856), всю жизнь находился в плену обаяния Клары Шуман. В 1857-59 был учителем музыки и хоровым дирижѐром при дворе Детмольда, написал две оркестровые серенады.

«Гамбургский период» начался с триумфального исполнения фортепианного концерта ре-минор. В эти годы создаются квартеты, трио Си-мажор, три фортепианные сонаты, множество скрипичных пьес. На один сезон он получил место хормейстера Венской вокальной академии (1863), в 1864 г. вернулся в Гамбург, создает трио для валторн Ми-мажор, работает над «Немецким реквиемом» (1868). В 1870-е гг. Брамс начал свою деятельность в качестве артистического директора «Общества друзей музыки» в Вене, выступал с концертами в Лейпциге, под Мюнхеном начал работать над большой симфонической формой, создал два скрипичных квартета, Первую и Вторую симфонии, скрипичный концерт Ре- мажор и сонату для скрипки Соль-мажор, стал почѐтным доктором университета в Бреслау.

В 1880-е гг. Брамс встретился и подружился с И. Штраусом, завершил Второй фортепианный концерт, Третью и Четвертую симфонии, вторую и третью сонаты для скрипки, фортепианное трио, концерт для скрипки и виолончели. Брамс был в зените славы. Заключительная фаза его жизни была спокойной и размеренной. Брамс не переставал работать, в последние годы завершил цикл немецких народных песен.

Брамс работал практически во всех жанрах кроме оперы, им написано бо-лее 80-ти произведений: песни, серенады для оркестра, вариации на гайднов- скую тему для оркестра, два секстета для струнных инструментов, два форте-

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 43

 

пианных концерта, несколько сонат для фортепиано и для фортепиано со скрипкой, с виолончелью, кларнетом и альтом, фортепианные трио, квартеты и квинтеты, вариации, пьесы для фортепиано, кантата «Ринальдо», рапсодия для соло-альта, мужского хора и оркестра, «Немецкий реквием», скрипичный концерт, концерт для скрипки и виолончели, две увертюры, симфонии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: