Тема 10. Музыкальный импрессионизм

Во Франции на рубеже ХIХ-ХХ вв. возник музыкальный импрессионизм, появлению которого способствовали импрессионизм в живописи и символизм в литературе. Этот стиль характерен для творчества Дебюсси, его черты присутствуют в музыке Равеля. Клод Дебюсси и Морис Равель - два великих французских композитора XX в., определивших тенденции развития французской музыки c 1880-х гг. до середины XX в.

Клод Ашиль Дебюсси (1862-1918) - французский композитор, представитель музыкального импрессионизма. От импрессионизма в живописи он воспринял особое отношение к пространству и времени, радостное миросо-зерцание, стремление к обновлению параметров выразительности. От симво-лизма в литературе - эстетику суггестии: поэтический или музыкальный язык должен обладать мощной внушающей функцией. Дебюсси определял сущ-ность своего стиля через понятие «арабеска» (букв, «извилистая линия в ор-наментике») - это образ, схваченный мгновенно в его вибрирующих красках, это таинственность в незаконченном.

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 55

 

Родился в г. Сен-Жермен-ан-Ле в семье скромного достатка. Первые уро-ки фортепианной игры получил от А.-Ф. Моте. В 1873 г. поступил в Париж-скую консерваторию, 11 лет учился у А. Мармонтеля (фортепиано), А. Лавиньяка, Э. Дюрана и О. Базиля (теория музыки). В 1876 г. сочинил первые романсы на стихи Т. Де Банвиля и П. Бурже. С 1879 по 1882 гг. проводил летние каникулы как «домашний пианист» в замке Шенонсо, а затем у Н. фон Мекк в Швейцарии, Италии, в Вене, России. Особенно важным оказа-лось знакомство с музыкой русских композиторов петербургской школы. В 1884 получил Римскую премию за кантату «Блудный сын», провел в Риме два года, где знакомился с поэзией прерафаэлитов, сочинил поэму для голоса с оркестром «Дева-избранница» на текст Г. Россетти. Посещал оперные спек-такли в Байрете, вагнеровское влияние отразилось в вокальном цикле «Пять стихотворений Бодлера». Увлекался экзотическими оркестрами, яванским и аннамитским, которые он услышал на парижской Всемирной выставке (1889), восхищался сочинениями Мусоргского, григорианским пением.

В 1890 начал работу над оперой «Родриг и Химена» на либретто К. Мендеса (долгое время рукопись считалась утерянной, инструментована Э. Денисовым). В эти годы композитор стал постоянным посетителем кружка поэта- символиста С. Малларме, увлекся творчеством Э. По. В 1893 г. приступил к сочинению оперы по драме М. Метерлинка «Пеллеас и Мелизанда» (поставлена в 1902), а год спустя по эклоге С. Малларме закончил симфоническую прелюдию «Послеполуденный отдых фавна». С юности был знаком с писателем П. Луис, А. Жидом, учсным-лингвистом Р. Годе. Первый концерт прошел в Брюсселе (1894) на фоне новых полотен Ренуара, Писсаро, Гогена.

1894-99 гг. - годы создания трех Ноктюрнов для оркестра, задуманными как скрипичный концерт для Э. Изаи. Среди других сочинений - струнный квартет соль минор (1893), в котором отразилось увлечение восточными ла-дами, вокальный цикл «Лирические прозы» (1893) на собственные тексты, «Песни Билитис» по стихотворениям П. Луиса, «Ивняк», незаконченный цикл для баритона с оркестром на стихи Россетти, фортепианный цикл «Эс-тампы», три симфонических эскиза «Море» (1904), вокальные циклы «Три песни Франции», вторая тетрадь «Галантных празднеств» на стихи П. Вердена. Начинает выступать в периодической печати с остроумными ре-цензиями на события текущей музыкальной жизни (после смерти Дебюсси собраны в сборник «Господин Крош - антидилетант», 1921). Появляется большинство его фортепианных произведений: «Образы» (1905-07), сюита «Детский уголок» (1906-08), посвященная дочери Шушу, Прелюдии для фор-тепиано (1910-13). Затем Дебюсси совершил несколько концертных поездок - дирижировал собственными сочинениями в Англии, Италии, России. В 1911 гг. он написал музыку к мистерии Г. д'Аннунцио «Мученичество св. Себастьяна» (завершил А. Капле), оркестровый цикл «Образы» (1912), музыку к балету «Игры» для труппы «Русских сезонов» С. Дягилева (1913), начал работу над детским балетом «Ящик с игрушками» (завершил Капле).

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 56

 

Творческая деятельность была приостановлена Первой мировой войной, но уже в 1915 г. появились фортепианные произведения, в т.ч «Двенадцать этю-дов», посвященных памяти Ф. Шопена. Дебюсси начал серию камерных со-нат, опирающихся на стилистику французской инструментальной музыки ХУП-ХУШ вв., успел завершить три сонаты: для виолончели и фортепиано (1915), для флейты, альта и арфы (1915), для скрипки и фортепиано (1917), переделал оперное либретто по повести Э. По «Падение дома Эшеров». Умер Дебюсси в Париже.

Дебюсси стремился к синтезу искусств. Это отразилось в сочинениях «Море» и «Образы» - они подобны видениям-снам на полотнах Тернера, или в произведениях Э. По; это искусство ощущений, воспоминаний о пережитых ощущениях, близкое концепции М. Пруста. Утонченность, исключительное внимание к деталям, тяготение к изысканности отделки - характерная черта его творчества. Дебюсси обогатил музыкальный язык применением средневековых церковных ладов, целотоновой гаммы и пентатоники, использовал новые модели форм и оригинальный фортепианный стиль.

Антиромантические тенденции, выраженные в его музыке, в ярком виде проявились в музыке Мориса Равеля (1875-1937) - мастера графических четких мелодических построений, самобытной ритмической стихии, колорист, создавший «Испанскую рапсодию», балет «Дафнис и Хлоя», хореографическую поэму «Вальс» и знаменитое «Болеро».

Равель родился в г. Сябур, недалеко от испанской границы в семье француза и представительницы басков. В 1882 начал заниматься фортепиано у Анри Гиза, с 1887 года занимался гармонией у Шарля Рене. К двенадцати годам поступил в младший класс Парижской консерватории, а в четырна-дцать стал ее студентом. В 1889 Равель поступил в Парижскую консервато-рию, которую закончил по классу фортепиано (класс Ш. де Берио). Интерес к импровизации и композиции появился после знакомства с творчеством

Э. Сати и Р. Вииьесом. На последнем году обучения он попал в класс к ком-позитору Г. Форе. По его инициативе Равель сочинил цикл произведений на испанские мелодии - «Хабанеру», «Павану на смерть инфанты», «Античный менуэт». Под влиянием музыки Э. Шабрие возникла фортепианная «Гроте-скная серенада» (1893). Творчество Равеля не сразу было признано, он триж-ды безуспешно участвовал в конкурсе на получение Римской Премии (1901, 1902 и 1903).

Формирование личности проходило в тесном контакте с семьей: отец - инженер-изобретатель - привил любовь к математике, музыке, литературе, театре, живописи, познакомил с лидером «Шестѐрки» Э. Сати. Колокола «Бориса Годунова», балакиревский «Исламей», «Половецкие пляски» из опе-ры «Князь Игорь» Бородина, «Шехеразада» Римского-Корсакова пробудили интерес к русским композиторам, к музыке Э. Грига. В эти годы Равель пере-ложил для фортепиано в 4 руки симфонические произведения Дебюсси, на-писал фортепианную пьесу «Игра воды», цикл «Отражения», Квартет (1902-03 гг.). В 1902-04 гг. его имя было достаточно известно в музыкальных кру-

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 57

 

гах, становится центром притяжения для литераторов, композиторов, худож-ников. Среди друзей Равеля были Стравинский, Дягилев, Нижинский, Ида Рубинштейн, Фокин. Первый крупный успех (1908) связан с исполнением «Испанской рапсодии». Следующим этапом стала одноактная опера «Испан-ский час» на либретто Франк-Ноэна и балет «Дафнис и Хлоя», (1912) в ан-трепризе Дягилева. Дружба со Стравинским, Фокиным, Дягилевым сблизила Равеля с русским искусством, вызвала появление пьесы «В манере Бороди-на», инструментовки «Женитьбы», «Хованщины» и «Картинок с выставки» Мусоргского. Участница балетной труппы Дягилева Ида Рубинштейн, зака-зала Равелю «Испанскую танцевальную сцену» для солирующей танцовщицы и группы балетных кавалеров. Равель многократно обращался к балетному жанру, что было связано с парижскими сезонами Русского балета: детский балет «Моя матушка гусыня», хореографическая поэма «Вальс», оркестровка «Карнавала» Шумана (1914). После участия в Первой мировой войне (1916), он пишет несколько хоров на собственные тексты, циклы Греческих, Еврейских и Мадагаскарских песен. Влияние негритянской музыки проникает в его Скрипичную сонату и Фортепианный концерт, цыганско-венгерская музыка звучит в скрипичной рапсодии «Цыганка», написанной по заказу скрипачки д'Араньи. Духом французской культуры овеян фортепианный цикл «Могила Куперена», каяедая из шести частей которого посвящена памяти одного из его фронтовых товарищей.

Послевоенные годы стали годами триумфа, Равель выступает с турами в Италии, Голландии и Англии. По заказу С. Кусевицкого Равель выполняет оркестровку «Картинок с выставки» Мусоргского; работает над «Болеро» (по замыслу И. Рубинштейн), в котором соединяет классические традиции с ко-лоритом испанской музыки. В 1925 г. Равель завершил работу над оперой- балетом «Дитя и волшебство», становится Почѐтным доктором музыки Окс-фордского университета (1929). В 1932 г. совершает турне по Европе вместе с пианисткой М. Лонг, работает над балетом «Жанна д'Арк». Он был бле-стящим пианистом, автором двух концертов (1931): первый написан для ле-вой руки по заказу пианиста П. Витгенштейна, потерявшего правую руку на войне, другой посвящен М. Лонг и написан в духе концертов Моцарта и Сен- Санса. Из камерных пьес популярностью пользуется фортепианная сюита «Ночной Гаспар». Последние годы жизни были трагическими. Последним произведением тяжело больного композитора были «Три песни» к первому звуковому фильму «Дон Кихот» для Ф.И. Шаляпина.

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 58

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: