Во Франции на рубеже ХIХ-ХХ вв. возник музыкальный импрессионизм, появлению которого способствовали импрессионизм в живописи и символизм в литературе. Этот стиль характерен для творчества Дебюсси, его черты присутствуют в музыке Равеля. Клод Дебюсси и Морис Равель - два великих французских композитора XX в., определивших тенденции развития французской музыки c 1880-х гг. до середины XX в.
Клод Ашиль Дебюсси (1862-1918) - французский композитор, представитель музыкального импрессионизма. От импрессионизма в живописи он воспринял особое отношение к пространству и времени, радостное миросо-зерцание, стремление к обновлению параметров выразительности. От симво-лизма в литературе - эстетику суггестии: поэтический или музыкальный язык должен обладать мощной внушающей функцией. Дебюсси определял сущ-ность своего стиля через понятие «арабеска» (букв, «извилистая линия в ор-наментике») - это образ, схваченный мгновенно в его вибрирующих красках, это таинственность в незаконченном.
РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 55
|
|
Родился в г. Сен-Жермен-ан-Ле в семье скромного достатка. Первые уро-ки фортепианной игры получил от А.-Ф. Моте. В 1873 г. поступил в Париж-скую консерваторию, 11 лет учился у А. Мармонтеля (фортепиано), А. Лавиньяка, Э. Дюрана и О. Базиля (теория музыки). В 1876 г. сочинил первые романсы на стихи Т. Де Банвиля и П. Бурже. С 1879 по 1882 гг. проводил летние каникулы как «домашний пианист» в замке Шенонсо, а затем у Н. фон Мекк в Швейцарии, Италии, в Вене, России. Особенно важным оказа-лось знакомство с музыкой русских композиторов петербургской школы. В 1884 получил Римскую премию за кантату «Блудный сын», провел в Риме два года, где знакомился с поэзией прерафаэлитов, сочинил поэму для голоса с оркестром «Дева-избранница» на текст Г. Россетти. Посещал оперные спек-такли в Байрете, вагнеровское влияние отразилось в вокальном цикле «Пять стихотворений Бодлера». Увлекался экзотическими оркестрами, яванским и аннамитским, которые он услышал на парижской Всемирной выставке (1889), восхищался сочинениями Мусоргского, григорианским пением.
В 1890 начал работу над оперой «Родриг и Химена» на либретто К. Мендеса (долгое время рукопись считалась утерянной, инструментована Э. Денисовым). В эти годы композитор стал постоянным посетителем кружка поэта- символиста С. Малларме, увлекся творчеством Э. По. В 1893 г. приступил к сочинению оперы по драме М. Метерлинка «Пеллеас и Мелизанда» (поставлена в 1902), а год спустя по эклоге С. Малларме закончил симфоническую прелюдию «Послеполуденный отдых фавна». С юности был знаком с писателем П. Луис, А. Жидом, учсным-лингвистом Р. Годе. Первый концерт прошел в Брюсселе (1894) на фоне новых полотен Ренуара, Писсаро, Гогена.
|
|
1894-99 гг. - годы создания трех Ноктюрнов для оркестра, задуманными как скрипичный концерт для Э. Изаи. Среди других сочинений - струнный квартет соль минор (1893), в котором отразилось увлечение восточными ла-дами, вокальный цикл «Лирические прозы» (1893) на собственные тексты, «Песни Билитис» по стихотворениям П. Луиса, «Ивняк», незаконченный цикл для баритона с оркестром на стихи Россетти, фортепианный цикл «Эс-тампы», три симфонических эскиза «Море» (1904), вокальные циклы «Три песни Франции», вторая тетрадь «Галантных празднеств» на стихи П. Вердена. Начинает выступать в периодической печати с остроумными ре-цензиями на события текущей музыкальной жизни (после смерти Дебюсси собраны в сборник «Господин Крош - антидилетант», 1921). Появляется большинство его фортепианных произведений: «Образы» (1905-07), сюита «Детский уголок» (1906-08), посвященная дочери Шушу, Прелюдии для фор-тепиано (1910-13). Затем Дебюсси совершил несколько концертных поездок - дирижировал собственными сочинениями в Англии, Италии, России. В 1911 гг. он написал музыку к мистерии Г. д'Аннунцио «Мученичество св. Себастьяна» (завершил А. Капле), оркестровый цикл «Образы» (1912), музыку к балету «Игры» для труппы «Русских сезонов» С. Дягилева (1913), начал работу над детским балетом «Ящик с игрушками» (завершил Капле).
РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 56
Творческая деятельность была приостановлена Первой мировой войной, но уже в 1915 г. появились фортепианные произведения, в т.ч «Двенадцать этю-дов», посвященных памяти Ф. Шопена. Дебюсси начал серию камерных со-нат, опирающихся на стилистику французской инструментальной музыки ХУП-ХУШ вв., успел завершить три сонаты: для виолончели и фортепиано (1915), для флейты, альта и арфы (1915), для скрипки и фортепиано (1917), переделал оперное либретто по повести Э. По «Падение дома Эшеров». Умер Дебюсси в Париже.
Дебюсси стремился к синтезу искусств. Это отразилось в сочинениях «Море» и «Образы» - они подобны видениям-снам на полотнах Тернера, или в произведениях Э. По; это искусство ощущений, воспоминаний о пережитых ощущениях, близкое концепции М. Пруста. Утонченность, исключительное внимание к деталям, тяготение к изысканности отделки - характерная черта его творчества. Дебюсси обогатил музыкальный язык применением средневековых церковных ладов, целотоновой гаммы и пентатоники, использовал новые модели форм и оригинальный фортепианный стиль.
Антиромантические тенденции, выраженные в его музыке, в ярком виде проявились в музыке Мориса Равеля (1875-1937) - мастера графических четких мелодических построений, самобытной ритмической стихии, колорист, создавший «Испанскую рапсодию», балет «Дафнис и Хлоя», хореографическую поэму «Вальс» и знаменитое «Болеро».
Равель родился в г. Сябур, недалеко от испанской границы в семье француза и представительницы басков. В 1882 начал заниматься фортепиано у Анри Гиза, с 1887 года занимался гармонией у Шарля Рене. К двенадцати годам поступил в младший класс Парижской консерватории, а в четырна-дцать стал ее студентом. В 1889 Равель поступил в Парижскую консервато-рию, которую закончил по классу фортепиано (класс Ш. де Берио). Интерес к импровизации и композиции появился после знакомства с творчеством
Э. Сати и Р. Вииьесом. На последнем году обучения он попал в класс к ком-позитору Г. Форе. По его инициативе Равель сочинил цикл произведений на испанские мелодии - «Хабанеру», «Павану на смерть инфанты», «Античный менуэт». Под влиянием музыки Э. Шабрие возникла фортепианная «Гроте-скная серенада» (1893). Творчество Равеля не сразу было признано, он триж-ды безуспешно участвовал в конкурсе на получение Римской Премии (1901, 1902 и 1903).
|
|
Формирование личности проходило в тесном контакте с семьей: отец - инженер-изобретатель - привил любовь к математике, музыке, литературе, театре, живописи, познакомил с лидером «Шестѐрки» Э. Сати. Колокола «Бориса Годунова», балакиревский «Исламей», «Половецкие пляски» из опе-ры «Князь Игорь» Бородина, «Шехеразада» Римского-Корсакова пробудили интерес к русским композиторам, к музыке Э. Грига. В эти годы Равель пере-ложил для фортепиано в 4 руки симфонические произведения Дебюсси, на-писал фортепианную пьесу «Игра воды», цикл «Отражения», Квартет (1902-03 гг.). В 1902-04 гг. его имя было достаточно известно в музыкальных кру-
РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 57
гах, становится центром притяжения для литераторов, композиторов, худож-ников. Среди друзей Равеля были Стравинский, Дягилев, Нижинский, Ида Рубинштейн, Фокин. Первый крупный успех (1908) связан с исполнением «Испанской рапсодии». Следующим этапом стала одноактная опера «Испан-ский час» на либретто Франк-Ноэна и балет «Дафнис и Хлоя», (1912) в ан-трепризе Дягилева. Дружба со Стравинским, Фокиным, Дягилевым сблизила Равеля с русским искусством, вызвала появление пьесы «В манере Бороди-на», инструментовки «Женитьбы», «Хованщины» и «Картинок с выставки» Мусоргского. Участница балетной труппы Дягилева Ида Рубинштейн, зака-зала Равелю «Испанскую танцевальную сцену» для солирующей танцовщицы и группы балетных кавалеров. Равель многократно обращался к балетному жанру, что было связано с парижскими сезонами Русского балета: детский балет «Моя матушка гусыня», хореографическая поэма «Вальс», оркестровка «Карнавала» Шумана (1914). После участия в Первой мировой войне (1916), он пишет несколько хоров на собственные тексты, циклы Греческих, Еврейских и Мадагаскарских песен. Влияние негритянской музыки проникает в его Скрипичную сонату и Фортепианный концерт, цыганско-венгерская музыка звучит в скрипичной рапсодии «Цыганка», написанной по заказу скрипачки д'Араньи. Духом французской культуры овеян фортепианный цикл «Могила Куперена», каяедая из шести частей которого посвящена памяти одного из его фронтовых товарищей.
|
|
Послевоенные годы стали годами триумфа, Равель выступает с турами в Италии, Голландии и Англии. По заказу С. Кусевицкого Равель выполняет оркестровку «Картинок с выставки» Мусоргского; работает над «Болеро» (по замыслу И. Рубинштейн), в котором соединяет классические традиции с ко-лоритом испанской музыки. В 1925 г. Равель завершил работу над оперой- балетом «Дитя и волшебство», становится Почѐтным доктором музыки Окс-фордского университета (1929). В 1932 г. совершает турне по Европе вместе с пианисткой М. Лонг, работает над балетом «Жанна д'Арк». Он был бле-стящим пианистом, автором двух концертов (1931): первый написан для ле-вой руки по заказу пианиста П. Витгенштейна, потерявшего правую руку на войне, другой посвящен М. Лонг и написан в духе концертов Моцарта и Сен- Санса. Из камерных пьес популярностью пользуется фортепианная сюита «Ночной Гаспар». Последние годы жизни были трагическими. Последним произведением тяжело больного композитора были «Три песни» к первому звуковому фильму «Дон Кихот» для Ф.И. Шаляпина.
РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 58