Тема 4. Музыкальная культура 2-й половины XVIII века

Формирование новых оперных жанров в Италии, Франции и Германии. Кризис европейского оперного искусства в середине XVIIIвека был связан с изменениями в общественной жизни. Началась борьба оперных направлений в европейской музыке XVIIIвека, отразившая столкновение интересов различных социальных слоёв.

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 26

 

Итальянская опера. В Италии XVIIIв. наступил кризис серьёзной оперы (сериа), отражавшей вкусы аристократии и превратившейся в роскошное, помпезное, развлекательное зрелище. В опере-сериаусилилась роль сольного вокального начала, подчинившего себе все остальные элементы музыкальной выразительности. Эта ситуация обусловила возникновение нового направления – оперы-буффа, комической оперы, выражавшейустремления и взгляды демократических слоёв общества. Классическим образцом нового жанра стала «Служанка-госпожа» Дж. Перголези (1733) –опера на бытовой сюжет из современной жизни с противопоставлением умных слуг и глупых господ. Для произведения были характерны быстрое развитие действия, близкая к народной музыка, меткие и яркие вокальные характеристики героев. Дальнейшее развитие жанра оперы-буффа привелок усложнению музыкальной драматургии, к появлению многоголосных ансамблей в узловых моментах действия (финалов).

Французская комическая опера. Предреволюционная ситуация во Франции определила особую остроту противоборства различных оперных направлений. Французская серьёзная опера –«лирическая трагедия» стала олицетворением уходящего в прошлое придворно-аристократического искусства. Гастроли в Париже итальянской комической оперной труппы вызвали бурную полемику во французском обществе (так называемая «война буффонистов и антибуффонистов») и стали толчком к возникновению первой французской комической оперы «Деревенский колдун» философа, писателя, музыканта-любителя Ж.Ж. Руссо (1752). Простота и бесхитростность сюжета (история ссоры и примирения влюблённой крестьянской пары), чередование вокальных, песенных и романсных номеров с разговорными диалогами обусловили произведению долгую жизнь на оперной сцене.

Немецкий и австрийский зингшпиль. В Германии до середины XVIII в. отсутствовала серьѐзная национальная опера. Еѐ своеобразной заменой был зингшпиль – немецкая разновидность европейской музыкальной комедии. (Зингшпиль – буквально «пение с игрой»). В тематике зингшпиля нашла отражение патриархальная атмосфера отсталой Германии (бытовая комедия, сказка, морализующая история о достоинствах простых людей). Зингшпиль состоял из чередования песен в простой куплетной форме с разговорными диалогами.

Оперная реформа К.В. Глюка. Кристоф Виллибальд Глюк (1714-1787) - знаменитый композитор XVIII столетия, реформатор классической оперы. Родился в семье простого крестьянина. В 1717 году семья переехала в Чехию.

С 1726 года в течение 6 лет учился в иезуитской коллегии. Овладел та-кими музыкальными инструментами, как клавир, орган и виолончель, греческим и латинским языками, а также увлѐкся античной литературой. В те времена, когда главной тематикой оперного искусства являлись греческие и римские древности, подобные знания и умения были просто необходимы оперному композитору.

В 1732 году Глюк поступил в Пражский университет и переехал из Комотау в столицу Чехии, где продолжил свое музыкальное образование.

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 27

 

Первым настоящим учителем музыки для Кристофа Виллибальда Глюка стал композитор и органист Богуслав Черногорский. Знакомство молодого человека с «чешским Бахом» произошло в одном из пражских храмов, где Глюк пел в церковном хоре. Черногорский познакомил Глюка с генерал-басом (гармония) и контрапунктом.

В 1736 году получил должность камерного музыканта и главного певчего капеллы графа Лобковица в Вене. Здесь знакомство с известнейшим драматургом и либреттистом П. Метастазио вылилось в написание Глюком первых оперных произведений.

С 1737 по 1741 год, продолжалась учеба Глюка в Милане под руководством прославленного итальянского композитора, органиста и дирижера Дж. Б. Саммартини. Результатом итальянского путешествия стало увлечение Глюка оперой сериа и написание произведений на тексты П. Мета- стазио («Артаксеркс», «Деметрий», «Клитемнестра» и др.)

В 1746 году Глюк переехал в Англию. Для высшего лондонского обцества им были написаны оперы сериа «Артамена» и «Падение гигантов». Из Англии Глюк отправился в Германию, затем в Данию и Чехию, где занимался написанием и постановкой опер сериа, драматических серенад, работал с оперными певцами и в качестве дирижера.

В середине 1750-х годов композитор возвратился в Вену, где начал работу во французском театре в качестве композитора. В период с 1758 по 1764 год Глюком был написан ряд французских комических опер: «Остров Мерлина» (1758), «Исправленный пьяница» (1760), «Одураченный кади» (1761), «Неожиданная встреча, или Пилигримы из Мекки» (1764) и др.

Начало реформаторской деятельности Глюка связано с его сближением с итальянским поэтом, драматургом и либреттистом Кальцабиджи, противопоставлявшим придворной эстетике сочинений Метастазио, простоту, естественность и свободу композиционного построения, обус-ловленную развитием самого драматического действия.

Опера «Орфей». Первой реформаторской оперой Глюка, написанной на текст либреттиста-единомышленника, стала «Орфей и Эвридика», поставленная на сцене Венского оперного театра 5 октября 1762 года.

Сюжет оперы, заимствованный из античной литературы, заключается в следующем: у фракийского певца Орфея, обладавшего удивительным голосом, умерла жена Эвридика. Вместе с друзьями он оплакивает любимую. В это время неожиданно появившийся Амур объявляет волю богов: Орфей должен спуститься в царство Аида, отыскать там Эвридику и вывести ее на поверхность. Главное условие — Орфей не должен смотреть на жену, пока они не выйдут из подземного мира, иначе она останется там навсегда. Это первое действие произведения. Второе действие, состоящее из двух картин, начинается вхождением Орфея в мир теней. Здесь волшебный голос певца успокаивает гнев грозных фурий и духов подземного мира, и он беспрепятственно проходит в Элизиум — место обитания блаженных теней. Найдя любимую и не глядя на нее, Орфей выводит ее на поверхность земли.

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 28

 

Третье действие происходит в мрачном ущелье, по которому главный герой, не оборачиваясь, ведет свою любимую. Эвридика, не понимая поведения мужа, просит его хотя бы раз взглянуть на нее. Взгляд, брошенный Орфеем на жену, убивает ее. Страдания певца бесконечны, боги сжаливаются над ним и посыпают Амура для воскрешения Эвридики. Счастливая супружеская пара возвращается в мир живых людей и вместе с друзьями прославляет силу любви.

Музыкально-драматургические принципы, обозначенные в «Орфее и Эвридике», нашли развитие в последующих оперных сочинениях Глюка — «Альцеста» (1767), «Парис и Елена» (1770) и др. В творчестве композитора 1760-х годов отразились особенности складывающегося в тот период венского классического стиля, окончательно сформировавшегося в музыке Гайдна и Моцарта.

В 1773 году начался новый этап в жизни Глюка, ознаменовавшийся переездом в Париж—центр оперного искусства Европы. Вена не приняла реформаторские идеи композитора, предусматривающие превращение оперы в музыкальную трагедию, проникнутую благородной простотой, драматизмом и героикой в духе классицизма. Музыка должна была стать лишь средством эмоционального раскрытия душ героев; арии, речитативы и хоры, сохраняя самостоятельность, объединялись в крупные драматические сцены, причем речитативы передавали динамику чувств и обозначали перехода из одного состояния в другое; в увертюре следовало отражать драматическую идею всего произведения, а использование балетных сцен мотивировалось ходом действия оперы.

Внесение в античные сюжеты гражданских мотивов способствовало успеху произведений Глюка в среде передового французского общества. В апреле 1774 года в «Королевской академии музыки» в Париже была показана первая постановка оперы «Ифигения в Авлиде», в полной мере отразившая все нововведения Глюка. Продолжением реформаторской деятельности композитора в Париже стали постановки опер «Орфей» и «Альцеста» в новой редакции, приведшие театральную жизнь французской столицы в большое волнение. На протяжении ряда лет не утихали споры между сторонниками реформиста Глюка и итальянского оперного композитора Никколо Пиччини, стоявшего на старых позициях (война глюкистов и пиччинистов).

Последними реформаторскими произведениями Глюка стали «Армида», написанная на средневековый сюжет (1777), и «Ифигения в Тавриде» (1779).

Последние годы жизни знаменитого композитора-реформатора прошли в Вене, где он работал над написанием песен на тексты различных поэтов. Умер прославленный композитор в Вене 15 ноября 1787 года. Его творчество оказало влияние на развитие всего музыкального искусства, и оперного в том числе.

Формирование новых жанров и форм инструментальной музыки: сонатно-симфонический цикл, сонатная форма. Классический этап в истории музыки составило творчество композиторов Венской классической школы - творческого направления, сложившегося в Австрии во второй

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 29

 

половине ХVIII – первой четверти XIX вв. - Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. ван Бетховена. Их историческая заслуга - в возведении на высшую ступень искусства музыки чисто инструментальной, наделенной наиболее значительным для эпохи художественным мышлением, полнотой выражения человеческих эмоций, мастерством композиции, ставшим эталоном на века. В музыке классиков запечатлелся опыт ее исторического взаимодействия с поэтическим словом, танцем, сценической драмой, ораторской речью, литературными сюжетами. В ней специально вырабатывались грамматика словесной речи, логика риторической диспозиции и приемы украшения речи, эмоциональные эффекты драмы, стройность пропорций архитектуры, сохранялись связи с другими музыкальными жанрами - оперой, песней, мессой, светской ораторией и т.д. Композиционное совершенство было не-отъемлемым идеалом «венских классиков», тщательная работа над музы-кальным материалом принесла им славу мастеров музыкальной формы. Каж-дый из композиторов обладал яркой творческой индивидуальностью, которая определяла характер музыки, выбор жанров и особенности музыкального языка: в музыке Гайдна преобладают светлые, радостные настроения, веду-щую роль играют жанрово-бытовые элементы; у Моцарта особенно выделя-ется лирико-драматическое начало; главенствующая черта музыки Бетховена - героика борьбы и преодоления.

Становление венской классической школы пришлось на время развития австро-немецкого Просветительства. Переживает свой расцвет немецкая по-эзия, возникает художественная критика, достигает высокого развития фило-софия. Крупнейшие художники и мыслители эпохи - Гердер, Гете, Шиллер, Лессинг, Кант, Гегель. Новые гуманистические идеалы, провозглашенный Руссо лозунг свободы и естественности нашли воплощение в творчестве композиторов-классиков. Кроме того, на творчество Бетховена оказали влия-ние идеи Великой французской революции (1789). Композиторы венской классической школы унаследовали достижения ранней венской школы (Ва- гензейль, Монн, Муффат, Стартер). Непосредственным предшественником был оперный композитор К.В. Глюк. Важнейшим музыкальным истоком бы-ла народная музыка многонациональной Австрии. Композиторы венской классической школы обобщили предыдущий опыт мирового музыкального искусства.

При сохранении главенствующей роли немецкого и австрийского на-ционального элемента композиторы выработали свой универсальный язык, которому свойственны красота, ясность, выразительность. Венская классиче-ская школа принесла обогащение гармонии и формообразования, новое по-нимание функций и возможностей мелодии как носителя определенной выра-зительности и яркого художественного образа с потенциальными возможно-стями развития. Композиторы достигли высочайшего мастерства в области тематического развития, мотивной разработки. Основной и наиболее харак-терной для венской классической школы музыкальной формой является со-натное аллегро. Ведущим принципом формообразования стал контраст и идея единства. Сонатное аллегро является ведущим принципом многочаст-

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 30

 

ных инструментальных форм. В их творчестве складывается тип четырехча- стного сонатно-симфонического цикла - с медленной лирической второй частью, менуэтом или скерцо в качестве третьей части и оживленным фина-лом. Сонатно-симфонический цикл представляет собой логически стройное и целесообразное объединение частей, единая идейная концепция обусловли-вает тематические связи между отдельными частями. Цикл лежит в основе крупных инструментальных сочинений - симфоний, камерных ансамблей (трио, квартеты, квинтеты и т.п.), сонат для инструментов соло и с сопровож-дением. Классический концерт строится как трехчастный цикл - в нем отсут-ствуют менуэт и скерцо.

Развитие инструментальной музыки в творчестве композиторов венской классической школы связано с развитием инструментария, исполнительских ансамблей, возникновением симфонического оркестра. Состав классического симфонического оркестра установился во второй половине XVIII века в творчестве Гайдна. Ведущее место заняли скрипка и струнные инструменты, в группу духовых вошли кларнет и валторна. Тромбон вошел в симфони-ческий оркестр только с Пятой симфонии Бетховена. При большой струнной группе утвердился парный состав деревянных (кроме флейты) и медных ду-ховых инструментов, из ударных постоянно применялись литавры. Духовые стали самостоятельной группой, обладающей характерными тембровыми возможностями. Все инструменты использовались в естественных объемах и регистрах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: