Тема 5. Венская классическая школа

Творчество Й. Гайдна. Создание классического типа симфонии. Йозефа Гайдна (1732-1809) считают «отцом» симфонии и квартета, основателем классической инструментальной музыки и современного оркестра.

Франц Йозеф Гайдн родился в Нижней Австрии, в г. Рорау. Предки были потомственными австро-немецкими ремесленниками-крестьянами. Музы-кальность отца, его любовь к музыке унаследовали дети. Гайдн обладал пре-красным слухом, памятью, чувством ритма, голосом. Благодаря своим вы-дающимся музыкальным способностям попал в церковный хор, затем в хоро-вую капеллу при кафедральном соборе Св. Стефана в Вене. В игре на скрип-ке и клавикорде он также достиг успехов. После ухода из хора Гайдн стал давать уроки пения и музыки. По заказу сочинил несколько произведений, начал изучать теоретические труды. Опера «Кривой бес» стала дебютом (1751-1752). Под руководством Н. Порпоры, итальянским композитором и капельмейстером, представителем неаполитанской школы, Гайдн изучал произведения прославленных композиторов. В 1750-х гг. написал маленькую мессу, струнный квартет, трио, концерт до мажор. На службе у графа Мор- цина, в качестве композитора и капельмейстера, Гайдн создал первые сим-фонии, а также женился (1760). Дальнейшая судьба композитора была связа-на с работой у князя Павла Антона Эстергази. За период службы у князя Гайдн написал большинство из своих опер, квартетов и симфоний (всего

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 31

 

104). Имя композитора стало широко известно и в Англии, Франции, России. Шесть симфоний, прозвучавших в 1786 г. в Париже, получили название «Па-рижских». Во время пребывания в Вене, Гайдну удалось увидеть друзей, Мо-царта. Увлекательные беседы сменялись исполнением квартетов, Гайдн играл на скрипке, а Моцарт на альте. Гайдн имел возможность работать только в придворных капеллах или руководить церковным хором. В 1791 г., когда Гайдну было уже около 60 лет, умер старый князь Эстергази. Его наследник распустил капеллу, и Гайдн уехал в Англию. Концерты, в которых он дирижировал своими произведениями, проходили с триумфальным успехом. Это было первое открытое массовое признание его музыки. Университет Оксфорда избрал его почетным членом. Гайдн дважды посетил Англию, где написал двенадцать «Лондонских симфоний». Под впечатлением от музыки Генделя Гайдн написал две оратории - «Сотворение мира» и «Времена года» на тексты ван Свитена. «Лондонские симфонии» и оратории были вершиной его творчества. Умер и похоронен в Вене. Впоследствии его останки перенесли в Эйзенштадт.

Творчество В.А. Моцарта. В. А. Моцарт (1756-1791) - великий австрийский композитор, представитель венской классической школы, музыкант универсального дарования. В музыке Моцарта отразились идеи немецкого Просвещения и движения «Буря и натиск», претворен художественный опыт различных национальных школ и традиций. Он автор св. 20 опер и 50 симфоний, концертов для фортепиано и для скрипки с оркестром, камерно- инструментальных сочинений, фортепианных произведений (сонаты, вариации, фантазии), «Реквиема», месс, хоровой музыки и др.

Его отец, Леопольд Моцарт, отказался от продолжения собственной карьеры и всецело посвятил себя воспитанию детей. Моцарт был гениальным ребенком с феноменальными способностями, которые проявились очень ра-но: в пять лет сочинял менуэты, а в шесть играл на клавире для курфюрста Баварии и австрийской императрицы. Леопольд Моцарт решил вывезти детей из провинциального Зальцбурга и продемонстрировать всему миру. В сере-дине 1763 г. семья отправилась в трехлетнее путешествие по странам Евро-пы. С искусством «чудо-детей» познакомились аристократические аудитории Парижа, Лондона (где Вольфганг взял несколько уроков композиции у И.К. Баха), а также городов Германии и Нидерландов. Этим периодом датируются первые симфонии и ряд сонат Моцарта. В середине 1767 г. была предпринята большая поездка в Вену, где Моцарт написал свою первую итальянскую оперу-буффа «Мнимая простушка».

В 1770 г. Моцарт занимался у самого известного европейского педагога композиции Дж. Б. Мартини (Падре Мартини, 1706-84), был избран в болон- скую Филармоническую академию и сочинил для Милана оперу-сериа «Митридат, царь Понтийский». Позднее в Милане были поставлены серенада «Асканио в Альбе» и опера-сериа «Луций Сулла». В них юный Моцарт обна-ружил совершенное владение итальянским оперным стилем. В 1777 г. отпра-вился в Мюнхен и Мангейм, где сблизился с К. Каннабихом - видным пред-

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 32

 

ставителем мангеймской школы. На службе у архиепископа зальцбургского И. фон Колоредо в 1779-1780 гг. создал ряд произведений для церкви, в т.ч «Коронационную мессу», несколько оркестровых серенад, концертных арий, принял заказ на оперу-сериа для баварского придворного театра. Моцарт вы-ехал в Мюнхен, готовя к постановке оперу «Идоменей, царь Крита» на сюжет из греческой мифологии. В 1781 г. архиепископ вызвал его в Вену, куда зальцбургский двор выехал для участия в торжествах по случаю вступления на императорский престол Иосифа II. Моцарт избрал жизнь свободного ху-дожника. В последующие годы Моцарт зарабатывал преподаванием, публи-кацией своих произведений, выступлениями в аристократических салонах или в открытых концертах («академиях»), сочинением музыки по заказам. В 1787 г. Моцарт получил должность «камерного музыканта», был обязан писать танцевальную музыку для придворных балов. В 1782 он женился на певице К. Вебер. В 1782 г. в Вене было поставлено «Похищение из сераля», ставшее ответом Моцарта на намерение императора Иосифа II развивать в Вене немецкую национальную оперу. «Похищение из сераля» имело боль-шой успех и вошло в репертуар многих провинциальных трупп. Шесть мас-штабных, изобилующих контрастами и насыщенных полифонией струнных квартетов, созданных между 1782 и 1785 гг., Моцарт посвятил Гайдну. В 1782-1786 гг. одним из главных жанров творчества Моцарта был фортепи-анный концерт. Он написал 15 концертов для публичных выступлений. В 1783 г. дважды принимался за сочинение опер-буффа на итальянские либ-ретто («Каирский гусь» и «Обманутый супруг»), но прекращал работу в са-мом начале. За венской премьерой оперы «Свадьба Фигаро» (1786) последо-вала ее триумфальная постановка в Праге. По заказу пражского импресарио П. Бондини Моцарт написал оперу «Дон Жуан», также на либретто Да Понте (1787). Третья опера на либретто Да Понте - «Так поступают все женщины» (1790).

Позднее инструментальное творчество Моцарта включает несколько фортепианных и скрипичных сонат, три струнных квартета для короля Прус-сии, крупные камерно-инструментальные циклы, пьесы. К этому же периоду относятся 38 симфония («Пражская») и симфонии №№ 39-41. Последними опытами в концертном жанре стали 27-й концерт для фортепиано с оркест-ром и Концерт для кларнета с оркестром. В венское десятилетие своей жизни Моцарт предпринял несколько поездок, в том числе в Берлин, где он надеял-ся найти постоянное место службы (1789), и во Франкфурт на торжества по случаю коронации императора Леопольда II (1790), где исполнил 26-й фор-тепианный концерт, получивший название «Коронационного». Последняя поездка Моцарта в Прагу была связана с коронационными торжествами, для которых он написал оперу-сериа «Милосердие Тита». По возвращении за-вершил оперу «Волшебная флейта» для труппы Э. Шиканедера в духе зин- гшпиля, оперы-сериа, лирической оперы-сказки и литургической драмы с масонским подтекстом (сам был членом венской ложи с 1784). В 1791 г. Моцарт получил анонимный заказ на сочинение Реквиема (заказчиком был граф Вальзегг-Штуппах). Вскоре умер от скоротечной болезни. Реквием был

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 33

 

завершен его учеником Ф.К. Зюсмайром. По легенде, похоронен в неизвест-ной могиле для бедняков.

Творчество Л. Бетховена. Людвиг ван Бетховен (1770-1827) - великий немецкий композитор, представитель венской классической школы. Мировоззрение Бетховена сложилось под воздействием идей Просвещения, немецкой классической литературы и философии. Творчество проникнуто высокой идейностью, подлинным демократизмом, революционной героикой. Создал героико-драматический тип симфонизма. Творческое наследие включает 9 симфоний, оперу «Фиделио», увертюры «Кориолан» и «Эгмонт», инструментальные ансамбли, сонаты, концерты, вокальные сочинения.

Родился в Германии в городе Бонне. Отец обучал игре на фортепиано и скрипке. В 1778 г. состоялось первое выступление. Занятия с Х.Г. Нефе пробудили интерес к творчеству Баха и Генделя. Первые сочинения Бетхове-на: Вариации на тему марша Дресслера, 3 сонаты для фортепиано. Дальней-шее формирование проходило под влиянием изучения древних языков, исто-рии, литературы, философии, немецкой поэзии (Шиллер, Гѐте), английской литературы (Шекспир). Предреволюционная атмосфера 80-х, просветитель-ские идеи энциклопедистов дошли и до Бонна: открывается университет, библиотека, национальный театр. 1789 г. - взятие Бастилии. Бетховен вооду-шевлен идеями равенство всех людей, борьбой с тиранией. В 1787 г. - по-ездка в Вену и встреча с Моцартом. В 1789 г. поступил в Боннский универси-тет. 1792 г. - занятия с Гайдном и Сальери. 1795-1802 гг. - 19 фортепианных сонат, 3 концерта для фортепиано с оркестром, 2 симфонии, 6 струнных квартетов.

Последние годы были омрачены глухотой, несчастной любовью к Джульетте Гвиччарди, взаимной с Жозефиной Дейм. В творчестве: 3 фор-тепианный концерт, «Лунная» соната, Крейцерова соната для скрипки и фор-тепиано. Поздний период (1803-1812) отличается грандиозными масштабами, эпическим размахом (3 и 5 симфонии, опера «Фиделио», фортепианные сона-ты). 1813-1818 гг. - кризис. 1822 г. - романтический цикл песен «К далѐкой возлюбленной», 9 симфония с одой Шиллера «К радости». В произведениях Бетховена нашли отражение романтика природы, интонации и ритмы фран-цузских революционных песен и маршей, немецких, венгерских и других народных танцев. Последние произведения Бетховена (сонаты и квартеты) отмечены поисками психологически утонченных средств выразительности, где он выступает как романтик.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: