Тема 6. Творчество П. И. Чайковского: симфоническое, оперное

Петр Ильич Чайковский (1840–1893) - русский композитор мирового значения, великий лирик, симфонист и оперный композитор, педагог и дирижер. Он является символом русской музыки XIX века, гением, который

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 105

 

не подвластен времени. Ещѐ при жизни его сочинения завоевали всеобщую славу и признание не только в России, но и в Европе, и в Америке.

Расцвет творчества Чайковского (80-е годы XIX в.) совпал с подъѐмом в русской литературе. Одновременно с ним творили такие писатели как А.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой. Музыка Чайковского оказалась созвучной произведениям этих писателей. Она психологически правдива, насыщена внутренним драматизмом, описывает переживания страдающей человеческой личности. Эти переживания, глубокие и сильные, становятся у композитора общезначимыми, общечеловеческими. Чайковский писал: «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих еѐ, находящих в ней утешение и подпору [опору]». Всемирная любовь к его музыке доказывает, что мечта композитора сбылась.

В отличие от балакиревцев, Чайковский практически не обращался к эпосу, к объективной лирике (исключением является только написанная по совету и под влиянием Балакирева 1 симфония «Зимние грѐзы», в которой Чайковский рисует образы зимней природы). В его творчестве произошло органичное слияние русской традиции с западноевропейским романтизмом. В нѐм присутствуют все черты романтической эстетики: индивидуализм (нежелание примыкать к композиторским группировкам, таким, например, как «Могучая кучка»), уход от мира, конфликт искусства и мрачной действительности, противопоставление Добра и Зла, Любви и Смерти, Дня и Ночи. Но есть у него и типично русская народность, которая сливается с личным началом, выступает с ним в единстве.

Чайковский – автор произведений практически во всех музыкальных жанрах. Среди них 10 опер, 7 симфоний (включая программную симфонию «Манфред»), 3 концерта для фортепиано с оркестром (наиболее известен Первый), 3 струнных квартета, большое количество фортепианных пьес, в том числе циклы «Времена года» и «Детский альбом», ряд замечательных проникновенно лирических романсов и песен и др.

Родился в Воткинске в семье горного инженера, рос очень чувствитель-ным ребенком, и его болезненность особенно обострилась после смерти любимой матери (1854). В детстве получил домашнее воспитание, после двух лет занятий в пансионе, поступил в петербургское Училище правоведения (1852). Окончив его в 1859 г., стал чиновником Департамента юстиции. С 14 лет начал проявлять склонности к композиции, опубликовал романс на итальянский текст (1860), совершив путешествие по Западной Европе (1861), решил заняться музыкой под руководством Н.И. Зарембы. В 1862 он поступил в только что открытую Петербургскую консерваторию и в следующем году оставил государственную службу, чтобы полностью посвятить себя занятиям музыкой. Он занимался композицией и оркестровкой у директора консерватории А.Г. Рубинштейна и за время обучения создал несколько произведений, в т. ч. увертюру «Гроза» по пьесе А.Н. Островского и кантату «К радости» на стихи Ф. Шиллера. В 1866 г., после окончания консерватории, был приглашен на должность профессора

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 106

 

гармонии в Московскую консерваторию. В Москве сочинил свою Первую симфонию («Зимние грезы», 1866) и первую оперу «Воевода», которая была поставлена в 1869 г. (после премьеры уничтожена автором, восстановлена по сохранившимся партиям). Вторая опера, «Ундина» не была поставлена, впоследствии была уничтожена автором (материал частично вошел в балет «Лебединое озеро»). Оркестровая увертюра «Ромео и Джульетта» получила после премьеры довольно жесткую оценку критики, но после значительной переработки в 1870 и 1880 гг. стала одним из самых популярных сочинений. В первые годы следующего десятилетия появились Вторая и Третья симфонии (1872, 1875), три струнных квартета (1871, 1874, 1876), Первый фортепианный концерт си-бемоль минор, оркестровая фантазия «Франческа да Римини» (1876), Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (1877), оперы «Опричник» и «Кузнец Вакула», балет «Лебединое озеро» (1874, 1876 и 1877).

1870-е гг. - время заграничных поездок в Швейцарию, Италию, в Париж и Байрейт. В 1877 г. происходит два события: знакомство с Надеждой фон Мекк, вдовой, обладательницей огромного состояния, обожавшей музыку Чайковского, в течении многих лет поддерживавшей композитора, но не желавшей с ним встречаться. Второе - неудачная женитьба на А. Милюковой, после которой Чайковский попытался покончить с собой и уехал из России. В 1877-78 гг. проживал с братом Модестом в Швейцарии и Италии, где завершил два шедевра - Четвертую симфонию и оперу «Евгений Онегин». Н. фон Мекк назначила композитору стипендию, что позволило ему оставить педагогическую деятельность и сосредоточиться исключительно на творчестве. В 1885 г. он устроился в Клину под Москвой, проводил много времени за границей, подолгу жил в поместьях своих родных (особенно в украинском имении Каменка) и друзей. В этот период появляются три оперы: «Орлеанская дева» (1881), «Мазепа» (1884) и «Чародейка» (1887), скрипичный концерт (1878), Второй фортепианный концерт (1880), Торжественная увертюра «1812 год» (1881), трио «Памяти великого художника» (1882), посвященное Н.Г. Рубинштейну, три оркестровые сюиты (1879, 1883, 1884), симфония «Манфред» по поэме Байрона (1885). В 1888 Чайковский начал дирижировать своими произведениями в Петербурге и Москве, совершил большое зарубежное турне, выступал в Лейпциге, Гамбурге, Берлине, Праге, Париже и Лондоне. Год спустя состоялась вторая зарубежная концертная поездка Чайковского, были сочинены Пятая симфония ми минор (1888), увертюра-фантазия «Гамлет» (1888) и балет «Спящая красавица» (1889) В 1890 г. появилась лучшая опера Чайковского - «Пиковая дама».

В 1891 г. Чайковский совершил поездку в США, выступал в Нью-Йорке, Балтиморе и Филадельфии. Вернувшись в Россию, посвятил себя сочинению баллады для голоса с оркестром «Воевода», одноактной оперы «Иоланта» и балета «Щелкунчик» (1891), работал над симфонией ми бемоль мажор, три части которой стали Третьим фортепианным концертом. В начале 1893 начал работу над Шестой симфонией си минор. Сочинение было

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 107

 

прервано поездкой в Англию, куда он отправился для получения степени почетного доктора музыки в Кембриджском университете. Симфония была исполнена впервые под управлением автора в Петербурге. Накануне премьеры композитор дал ей подзаголовок «Патетическая». Вскоре, в том же 1893 г. он умер в Петербурге.

Симфоническое творчество. Шестая симфония (1893) – последнее симфоническое произведение Чайковского. Это симфония-трагедия, по идейному замыслу близкая опере «Пиковая дама». Чайковский создал четырѐхчастный сонатно-симфонический цикл со сквозной целеустремлѐнностью формы, совершающей поступательное движение к трагическому финалу, в котором терзания страдающей души достигают невиданного накала. Последняя симфония великого мастера была исполнена с большим успехом, но еѐ трагические образы вызвали некоторое недоумение у слушателей. Только после внезапной смерти композитора от тифа стал понятен истинный смысл произведения, в котором композитор предсказал свою собственную кончину.

I часть (h-moll) представляет собой сонатное аллегро с медленным вступлением-прологом. Две сферы – главной и побочной партии – являются сопоставлением двух миров: страдающей человеческой личности, находящейся в вечной борьбе с судьбой и возвышенного, неземного счастья, светлого и недостижимого. Трагична кода I части, в которой беспокойная пульсация контрабасов (бьющееся человеческое сердце) медленно стихает и, наконец, замирает навсегда. II часть (D-dur) – это лирический вальс, в среднем разделе которого слышны отголоски скорбных интонаций первой части. Смысл этой части – воспоминание о счастливых днях, которые были в жизни героя. III часть (G-dur) является загадкой для исследователей творчества Чайковского и для многочисленных слушателей. Это довольно бодрый, но очень необычный скерцо-марш. Он вызывает ассоциации с инфернальными, т.е. потусторонними, дьявольскими образами. Из шорохов и невнятных шумов возникает маршевая тема, звучащая то мрачно и зловеще, то торжествующе и гимнично. Это последняя схватка с судьбой уже где-то за порогом смерти. IV часть (h-moll) – финал. Гибель героя. Характер части обозначен Чайковским как Adagio lamentoso («скорбное адажио»). После ниспадающих вздохов и стонов скрипок, передающих почти физическую агонию, наступает временное просветление в побочной партии (D-dur). Но это обман. Судьба безжалостна, и робкое воспоминание о счастье превращается в скорбное отпевание.

Музыкальная драматургия каждой из частей выполняет свою индивидуальную задачу. В первой части особую роль играют разработка и реприза сонатной формы, несущая на себе отпечаток разработочности. В разработке впервые появляется тема православного погребального песнопения «Со святыми упокой», которая предрешает исход борьбы. Сложная трѐхчастная форма второй части показывает две грани одного образа: лирического – в крайних разделах и драматического – в средней. Сонатная форма без разработки в скерцо-марше (третья часть) является

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 108

 

символом замкнутого круга, неразрешимого конфликта. Такая же форма финала – признак конечности борьбы, еѐ безнадѐжности.

Шестая симфония – одно из высочайших достижений мировой музыкальной культуры, высокое гуманистическое обобщение идеи жизни и смерти, психологически точно выраженное языком музыки.

Оперное творчество. Среди многих опер Чайковского особой популярностью и любовью пользуются два наиболее новаторских его сочинения: лирическая опера «Евгений Онегин» и психологическая драма «Пиковая дама» [1890] (оба сочинения на пушкинский сюжет). В «Пиковой даме» композитор выразил волнующую тему любви (карточного игрока Германа и богатой наследницы Лизы), противопоставив ей тему рока (тему трѐх карт – загадочной тайны, погубившей Германа).

Работа над оперой «Евгений Онегин» велась параллельно с сочинением 4-ой симфонии. Сюжет поэмы Пушкина предложила Чайковскому певица Е.А. Лавровская, хотя сам композитор считал, что опера на этот сюжет будет несценичной. Вместе с тем, замысел полностью захватил его. «Как [я] рад избавиться от эфиопских принцесс, фараонов, отравлений, всякого рода ходульности! Какая бездна поэзии в «Онегине»!», – писал композитор брату. В разгар работы над оперой Чайковский получил несколько писем с объяснениями в любви от бывшей ученицы консерватории Антонины Ивановны Милюковой. Думая, что поступает благородно, Чайковский женился. Брак был неудачным, Милюкова не любила музыку и не понимала произведений своего мужа.

Неудачная женитьба стала нервным потрясением для композитора. Тем не менее, он закончил оперу, а в 1879 году она, по настоянию Чайковского, была исполнена силами студентов Московской консерватории.

Сам Чайковский назвал оперу «лирическими сценами». Литературным первоисточником стал пушкинский роман в стихах «Евгений Онегин». Либретто по сценарию самого композитора написал литератор Шиловский. Содержанием оперы стала драма отвергнутой любви Татьяны. Картины природы, быта и жизни русских помещиков и крестьян, имевшие большое значение у Пушкина, отошли в опере Чайковского на второй план. Опера номерная. При постановке разделяется на действия (их 3), но по замыслу Чайковского состоит из 7 картин, каждая из которых является отдельной «лирической сценой». В 1-ой картине дана экспозиция образов главных героев. Татьяна и еѐ сестра Ольга показаны в дуэте «Слыхали ль вы за рощей глас ночной?». Ария Ольги «Я не способна к грусти томной» раскрывает характер этой героини, простодушный, лишѐнный конфликтов, и одновременно служит косвенной характеристикой Татьяны. После приезда Онегина и его друга, молодого поэта Ленского звучит квартет всех главных героев. В речитативе и ариозо Ленского «Я люблю Вас!», обращѐнном к Ольге, раскрывается пылкость его любовного чувства. Ариозо Онегина «Мой дядя самых честных правил» завершает экспозицию образов. 2 картина посвящена сцене письма и является кульминацией образа Татьяны. 3 картина – сцена свидания Татьяны и Онегина. Это развязка любви Татьяны и

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 109

 

продолжение характеристики образа Онегина. Центральный номер 3 картины – ария Онегина «Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захотел» (так называемая «отповедь» Онегина). 4 картина, жанровая бытовая сцена – бал в доме Лариных по поводу Дня рождения Татьяны, – служит контрастным фоном завязки драматического конфликта: ссоры Ленского и Онегина. Характеристика образа Ленского углубляется в его ариозо «В вашем доме, как сны золотые, мои детские годы текли». 5 картина – развязка ссоры, дуэль и смерть Ленского. Содержание картины раскрывается в предсмертной арии Ленского «Что день грядущий мне готовит?» и в дуэте Онегина и Ленского «Враги». 6 картина по содержанию перекликается с 4-ой. Вновь на фоне бала, теперь уже в Петербурге, возникает драматическая ситуация – в Онегине пробуждается любовь к Татьяне. Главные музыкальные номера картины – ария князя Гремина (мужа Татьяны) «Любви все возрасты покорны» и ариозо Онегина «Увы, сомненья нет, влюблѐн я!», построенное на мелодии одной из тем письма Татьяны (эпизод «Пускай погибну я»). 7 картина – это последнее свидание Онегина и Татьяны, которое становится развязкой драмы.

Образ Татьяны наиболее полно раскрывается в сцене письма – одной из самых ярких страниц русской оперной литературы. Важную роль в музыкальной характеристике героини играет тема из вступления к опере («тема девичьих грѐз»), тема любви и темы отдельных эпизодов из сцены письма, которые звучат в оркестре и приобретают роль лейтмотивов. Среди них «Кто ты, мой ангел ли хранитель» (пример мелодического мажора, обладающего свойствами объединять печаль и радость) и «Пускай погибну я» (основа ариозо Онегина из 6 картины). Дополнительными штрихами к портрету Татьяны являются еѐ косвенные характеристики в ариях Ольги (1 картина) и Гремина (6 картина). Образ Ленского – второй по значению в опере. Вокальная партия этого персонажа во многом близка партии Татьяны. Трагическая судьба молодого поэта является отражением той драмы, которая произошла в душе Татьяны. Образ Онегина у Чайковского неоднозначен так же, как и у Пушкина. Он дан в развитии от холодности и чопорности к пылкости и страстности. Последняя фраза оперы «Позор, тоска, о жалкий жребий мой!» передаѐт глубину отчаяния героя.

Богатство мелодического дара Чайковского позволило создать рельефные характеристики второстепенных персонажей: няни, Лариной (матери Татьяны), князя Гремина, французского учителя Трике, который поѐт забавные куплеты на дне рождения Татьяны.

Хоры и хоровые сцены имеют подчиненное значение (в отличие от опер кучкистов). В 1 картине два хора крестьян – «Болят мои скоры ноженьки со походушки» и «Уж как по мосту, мосточку», – показывают быт патриархальной помещичьей усадьбы, характеризуют место действия. В 3-ей картине хор девушек «Девицы, красавицы, душеньки, подруженьки!» обрамляет сцену отповеди Онегина, оттеняя еѐ драматическое содержание.

Роль симфонического развития в опере чрезвычайно важна. Вступление к опере служит характеристикой Татьяны. Тема «девичьих грѐз»

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 110

 

(нисходящая секвенция с интонациями вздоха) затем повторяется в 1, 2 и 7 картинах. Оркестровое вступление ко 2-ой картине строится на новой теме, связанной с роковым исходом любви Татьяны. В сцене письма впервые звучит тема любви Татьяны (в оркестре), а речитативные фразы «Я к Вам пишу» сопровождает новая тема, мягкая и лирическая – собственно тема письма. Тема эпизода «Кто ты, мой ангел ли хранитель» становится основой для оркестрового вступления к 4 картине. Таким образом, оркестровые темы, связанные с образом Татьяны, составляют основу оперы. Другие оркестровые номера – танцы (вальс и мазурка в 4 картине, вальс в 6 картине), а также вступление и заключение 5 картины, построенные на темах Ленского, не менее важны в симфонической партитуре оперы.

Ещѐ при жизни Чайковского «Евгений Онегин» стал одной из популярнейших опер мирового репертуара. Такой опера остаѐтся и по сей день.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: