Тема 3. Творчество М. А. Балакирева, А. П. Бородина

Во второй половине XIX в., в конце 1850 - начале 60-х гг., в русской музыке формируется творческое содружество композиторов, получившее название «Могучая кучка». Известно также под названием «Новая русская музыкальная школа», Балакиревский кружок, во Франции как «Пятѐрка», или «Группа пяти». В состав входили М.А. Балакирев - глава и руководитель, А.П. Бородин, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков. Объединение «Могучая кучка» в своем развитии прошло несколько этапов: формирование (1856 - 1862 гг.), расцвет (1862 - 1871 гг.), распад и яркий расцвет дарования каждого (начало 1870-х гг.). Причин распада объединения было несколько: внешний повод - уход Римского-Корсакова в консерваторию, творческий кризис у Балакирева, но главная причина состояла в том, что каждый из композиторов избрал свой путь.

Творческая программа и эстетика «Могучей кучки» сложились под влиянием демократической идеологии 1860-х гг., в особенности взглядов художественного критика В.В. Стасова, который в своей статье дал кружку меткое наименование «Могучая кучка». Будучи наследниками и продолжа-телями традиций Глинки и Даргомыжского, композиторы искали новые формы для воплощения тем и образов из отечественной истории и совре-менности, стремились приблизить музыку к насущным запросам жизни. В операх Мусоргского («Борис Годунов» и «Хованщина»), Бородина («Князь Игорь»), Римского-Корсакова («Псковитянка», «Царская невеста») отражены страницы русской истории, передана стихийная мощь народных движений, воплощены патриотические и социально-критические идеи. Образы народного быта, сказки и эпоса занимают большое место в программных симфонических произведениях и в камерном вокальном творчестве композиторов.

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 89

 

Члены кружка высоко ценили народную песню, которая была одной из важнейших основ музыкального языка их сочинений. «Могучая кучка» как цельная группа перестала существовать в середине 1870-х гг., но еѐ идеи и творческие принципы оказали огромное плодотворное воздействие на дальнейшее развитие русской музыки, формирование различных нацио-нальных школ, повлияли на развитие западноевропейской музыки XX века, (особенно, на французскую музыку).

Основателем и руководителем «Могучей кучки» был М.А. Балакирев. Он был блестящим пианистом, имел обширные знания в разных областях знания, был талантливым генератором новых идей. Эти идеи были связаны с немецкой идеалистической философией, в частности - с воззрениями Шеллинга, повлиявшими на новое поколение славянофилов. Кучкисты были вовлечены в центр социальных кризисов в жизни России. Мусоргский усматривал в действиях царской власти проявление типичной русской антитезы «царь - народ», в его музыке ощущается обличение темных сторон социальной действительности, изобличение деспотизма власти.

Кучкистов объединял комплекс общих идей, прежде всего, идея народности. Народ - главная фигура истории, главная движущая сила. Под народом они понимали только крестьянскую массу, рассматривая себя как продолжатели Глинки во всех музыкальных жанрах. Основная музыкально-практическая тенденция их творчества - фольклорный тематизм. Любовь к опере как ведущему жанру характерна для творчества каждого из них. Через оперу осуществлялось общение с массами, реализовывалась главная тенденция эпохи - проповедовать новые идеи. Музыка композиторов этого объединения обнаруживает склонность не к западноевропейским формам и жанрам, а к формам смешанного типа. В симфонической музыке это тяготение к программным одночастным либо сюитным произведениям, к сфере характерного, неповторимо-индивидуального.

В деятельности композиторов «Могучей кучки» существовали и противоречия: недооценка роли городского фольклора, скептическое отношение к музыке эпохи барокко, отрицательное отношение к профессиональным музыкальным учебным заведениям и к традиционному систематическому музыкальному образованию - композиторы во главе с Балакиревым считали, что академическое образование вредит раскрытию индивидуальности.

Между кучкистами и Чайковским есть как общее, так и различное. Об-щим было стремление продолжать традиции Глинки, трепетное отношение к народной песне и народному творчеству, понимание его значения для развития русской профессиональной музыки. Однако кучкисты опирались на крестьянский фольклор, Чайковский - на городскую песню и бытовой романс. Также общим было использование в творчестве итальянской, испанской, восточной (ориентальной) тематики. Различными были методы развития тематизма: у кучкистов приоритетное значение имела «русская» вариационность, у Чайковского - западноевропейское секвенцирование и романтическая раскрепощенность высказывания.

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 90

 

Милий Алексеевич Балакирев (1836—1910) — русский композитор, пианист, дирижѐр, глава «Могучей кучки». Милий Балакирев родился 2 января 1836 в Нижнем Новгороде в семье Алексея Константиновича Балакирева. В детском возрасте брал уроки игры на фортепиано у Александра Дюбюка. Состоял вольнослушателем на математическом факультете Казанского университета в 1853—1855. Большое участие в его судьбе принял А. Д. Улыбышев, просвещѐнный дилетант, меценат, автор первой русской монографии о Моцарте. В 1855 году Балакирев встретился в Петербурге с М. И. Глинкой, который убедил молодого композитора посвятить себя сочинению музыки в национальном духе. Серьѐзным музыкальным образованием Балакирев обязан, главным образом, самому себе. В 1855 году он впервые выступил перед петербургской публикой в качестве виртуоза-пианиста. 18 марта 1862 года он вместе с Гавриилом Ломакиным основал «Бесплатную музыкальную школу», состоявшую под императорским покровительством. Эта школа на первых порах своего существования развернула оживлѐнную деятельность. В концертах, устраиваемых школой, вокальными, хоровыми пьесами дирижировал Ломакин, а оркестровыми — Милий Балакирев. После отказа Ломакина от управления школой Милий Балакирев, как один из еѐ учредителей, принял на себя этот труд и в качестве директора заведовал школой до осени 1874 года. В 1866 году композитор был приглашен в Прагу — заведовать постановкой опер Михаила Глинки «Жизнь за Царя» и «Руслан и Людмила», которые были даны под управлением Балакирева и благодаря его настойчивости и неустанной энергии имели огромный успех, в особенности «Руслан и Людмила».

С осени 1867 года до весны 1869 Милий Балакирев дирижировал симфоническими концертами Императорского русского музыкального общества (в 1867 году вместе с Берлиозом), в которых, по преимуществу, исполнялись сочинения Берлиоза и Листа и оркестровые сочинения русских композиторов: Римского-Корсакова, Бородина, Мусоргского и других. В середине 70-х годов из-за расстроенного здоровья вынужден был на время отказаться от общественной деятельности.

В 1883 году Балакирев был назначен императором заведовать придворной певческой капеллой, в которой, благодаря ему, школьное дело было организовано на прочных педагогических началах. Балакирев все музыкальное дело певческой капеллы сосредоточил в своих руках, им была разработана программа научных классов, а в помощники он пригласил к себе Николая Римского-Корсакова, занимавшего должность инспектора музыкальных классов. При Балакиреве здание певческой капеллы перестраивается заново, приобретает изящный внешний вид с роскошными залами и обширными помещениями для учащихся. Особое внимание Балакирев уделил развитию оркестрового класса при капелле. Это оказало благотворное влияние на певцов капеллы, которые вследствие потери голоса должны были прекратить свои занятия в хоре. Им предоставлялась возможность нового заработка, так как они оставались в привычной для них

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 91

 

среде, и отпадала необходимость в поиске себе занятий в какой-либо другой, чуждой для них специальности.

Балакирев умер в 1910 г., похоронен в некрополе Александро-Невской лавры.

Композиторская деятельность Балакирева не обширна, но весьма примечательна. Он написал несколько оркестровых, фортепианных и вокальных сочинений, из которых особенно выделяются оркестровая музыка к королю Лиру (1860 год), состоящая из увертюры и антрактов; увертюра на чешские темы (1856 г.); две увертюры на русские темы, из которых первая сочинена в 1857 году, а вторая, под названием «Русь», написана в 1862 году на открытие памятника тысячелетия России в Новгороде; увертюра на испанскую тему; симфоническая поэма «Тамара» (на текст Лермонтова), исполненная в первый раз в концерте Бесплатной музыкальной школы, в 1882 году. Из фортепианных сочинений, Балакирева известны: две мазурки (As-dur и H-moll), скерцо, фантазия «Исламей» на восточные темы (1867); им же переложены для фортепиано в две руки: «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила», «Песня жаворонка» Глинки, увертюра (вступление) ко второй части «La Fuite en Egypte» сочинения Берлиоза, каватина из квартета Бетховена (ор. 130), «Арагонская хота» Глинки. В четыре руки: «Князь Холмский», «Камаринская», «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде» Глинки.

Из вокальных сочинений Балакирева большой популярностью пользуются романсы и песни («Золотая рыбка», «Приди ко мне», «Введи меня, о ночь, тайком», «Наступление», «Взошѐл на небо месяц ясный», «Слышу ли голос твой», «Еврейская мелодия», «Грузинская песня» и др.). Cреди неупомянутых произведений — 2 симфонии (1897; 1908), Сюита для оркестра (1909 — закончена С. Ляпуновым), 2 фортепианных концерта (1855; 1910 — закончен С. Ляпуновым, большое количество фортепианных произведений: соната, мазурки, ноктюрны, вальсы и т.д. Ценным вкладом в область русской музыкальной этнографии является «Сборник русских народных песен», изданный Балакиревым в 1866 году (40 песен).

Творческое дарование М.А. Балакирева особенно ярко проявилось в его первых произведениях, в тонком понимании оркестровки. Музыка Балакирева своеобразна, богата в мелодическом отношении (музыка к «Королю Лиру», романсы), интересна и красива в гармоническом.

Александр Порфирьевич Бородин (1833–1887) – русский композитор и музыкально-общественный деятель, член содружества «Могучая кучка». Александр Бородин родился 31 октября 1833 года в Петербурге. Был сыном князя и солдатской дочери. Поскольку мальчик был рожден вне брака, его записали сыном крепостных Порфирия и Татьяны Бородиных. Отцом же его был Лука Степанович Гедианов, который вѐл свой род от татарского князя Гедея.

Детство Саша провел в обстановке аристократического дома, позже в окружении малокультурной мелкобуржуазной среды. В детстве о нем заботилась мать Антонова Авдотья Константиновна. Несмотря на то, что она была малокультурной, она обладала недюжинным умом, энергией и прирож-

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 92

 

денным чутьем воспитателя. Очень чутко она изучила натуру сына, его ранимую и нежную душу. В последующей жизни Саша был удивительно спокойным и покладистым человеком, не гонялся за комфортом и житейскими удобствами. Незаметно из Бородина сформировался интеллигент-разночинец, просветитель и демократ, рьяный противник дворянства и мещанства.

В 13 лет Александр стал заниматься с учителями по разным предметам: изучал русский язык и историю, математику и географию, рисование и черчение, чистописание, французский, английский и латинский языки. В это время Бородин увлекся химией. Практически в каждой комнате их квартиры стояли различные приспособления для проведения опытов, химическая посуда, банки с растворами. Саша самостоятельно экспериментировал, устраивал химические фокусы, научился изготовлять акварельные краски, самодельные фейерверки и пр. Кроме этого, Бородин увлекался музыкой, уделяя ей все больше внимания.

Саша Бородин жил в то время на Семеновском плацу, на котором часто звучала военная музыка. Приходя домой с прогулки, он садился за фортепиано и на слух подбирал те мелодии, что услышал на плацу. Когда мальчику исполнилось 9 лет, он написал свое первое музыкальное произведение: польку «Элен». Новый этап музыкального образования начался у Бородина в 1846 году: он стал учиться игре на рояле у немецкого педагога Пормана. Они играли в 4 руки, ходили на концерты, а также участвовали в любительском исполнении камерных ансамблей. Самостоятельно Бородин выучился играть на виолончели. В 14 лет сочинил концерт для флейты с фортепиано, еще через год - трио для двух скрипок и виолончели на темы оперы Мейербера «Роберт Дьявол».

В 16 лет в 1850 году Александр Бородин стал вольнослушателем Медико-хирургической академии, где усерднее всего занимался химией. Будучи на 3 курсе, он обратился к знаменитому профессору химии Зинину с просьбой заниматься в академической лаборатории. Зинин стал его покровителем и наставником. В 1856 г. Александр Порфирьевич окончил курс в академии. В числе четырех выпускников он за успехи в науках был прикомандирован к военно-сухопутному госпиталю в качестве ординатора. В эти же годы Александр познакомился с Мусоргским.

Со всем присущим ему пылом Бородин погрузился во врачебную практику. Во время работы в госпитале особенное впечатление производило на Бородина зрелище израненных спин крепостных крестьян, которых прогоняли сквозь строй. У некоторых клочьями болталась содранная кожа, у некоторых были видны даже кости. Бородин по-прежнему увлекался больше химией, чем медициной. Осенью 1856 года удачно сдал экзамены на степень доктора медицины и приступил к написанию докторской диссертации на тему с химическим уклоном. В 1858 г. Бородин сдал экзамен на доктора медицины и защитил диссертацию. На следующий год его отправили за границу для повышения квалификации и пополнения теоретических знаний. Поселился он в небольшом немецком городе Гейдельберге, где познакомился

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 93

 

с Менделеевым и Сеченовым. Помимо своих ученых занятий, Александр много времени уделял и музыке. В своей квартире он поставил фортепиано и иногда играл для друзей и гостей. И. М. Сеченов вспоминал: «Бородин тщательно скрывал, что он серьезный музыкант, потому что никогда не играл ничего серьезного, а только по желанию слушателей какие-либо песни или любимые арии из итальянских опер. Он очень удивлял всех нас тем, что умел играть все, что мы требовали, без нот, на память».

На одном из музыкальных вечеров в Гейдельберге Бородин познакомился с московской пианисткой Е.С. Протопоповой, на которой позднее женился. То, что его спутницей жизни стала талантливая и образованная музыкантша, помогло его окончательному самоопределению как композитора. Осенью 1861 года Александр Порфирьевич вместе с женой переехал в Италию. Он много работал в химической лаборатории, но успевал посещать театры, музеи и народные гулянья, играл на виолончели в оркестре городского театра, а вместе с Екатериной Сергеевной — в местном соборе на органе.

В 1863 г. Бородин вернулся в Россию, где его назначили адъюнкт-профессором кафедры химии Медико-хирургической академии. Он читал лекции по химии в Лесной академии, а с 1872 года — на Женских медицинских курсах. В первые дни после возвращения из-за границы Бородин познакомился с Балакиревым. Балакирев стал наставником, который учил его композиции, инструментовке и музыкальной форме. Под его влиянием Бородин принялся за сочинение ми-бемоль-мажорной симфонии.

В 1860-е года Александр Порфирьевич большую часть своего времени и сил отдавал чтению лекций в Медико-хирургической академии и занятиям со студентами. В эти годы Бородин познакомился с Римским-Корсаковым, и хотя был старше его почти на 10 лет, между ними завязалась крепкая друж- ба. В 1866 году Бородин закончил Первую симфонию. Успех был ошеломляющим. После написания Первой симфонии Бородин принялся за работу над вокальными произведениями. В период с 1867 по 1870 год он сочинил несколько романсов: «Спящая княжна», «Песня темного леса», «Фальшивая нота», «Морская царевна», «Море».

В 1869 г. Бородин задумал свою Вторую симфонию. Тогда же приступил к сочинению оперы «Князь Игорь». Работа захватила его, однако примерно через год композитор совершенно охладел к этому произведению и переключился на сочинение симфонии. Лекции в академии, комитеты и лаборатория, домашние дела постоянно отвлекали музыканта от его великого дела.

Бывали моменты, когда Бородин писал много и быстро. В первой половине 1870-х годов он одновременно писал Вторую симфонию и оперу «Князь Игорь», одновременно сочиняя 1-й струнный квартет. В 1876 году Александр Порфирьевич закончил Вторую симфонию («Богатырскую»).

В 1877 г. Бородин совершил заграничное путешествие, во время которого встретился с венгерским композитором Ференцем Листом, высказавшим горячее одобрение по поводу его Второй симфонии.

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 94

 

От музыкальных занятий Бородина отвлекала обширная педагогическая деятельность. Сам композитор рассказывал в письмах, что он создавал своего «Князя Игоря» только когда был болен и не мог читать лекции в академии. Так, во время болезни он сочинил хор славления, во время легкой простуды написал «Плач Ярославны». Летом 1879 г. Римский-Корсаков предложил Бородину помочь в работе над оперой и по собственной инициативе отредактировал I акт оперы и впоследствии оказывал Бородину помощь в технической работе над произведением. Композитор работал над оперой «Князь Игорь» в течение 18 лет, но она так и осталась незаконченной. Завершили ее Римский-Корсаков и Глазунов уже после смерти Бородина.

В 1882 г. Бородин закончил одно из своих поздних сочинений — Второй квартет (ре-мажор), который посвятил своей жене. В этом произведении можно услышать интонации оперы «Князь Игорь».

В 1880-е годы Бородин ведет бурную общественную жизнь: является участником работы Русского физико-химического общества, делегатом VI Всероссийского съезда естествоиспытателей и врачей (1879). В 1883 году Бородина избирают почетным членом Общества русских врачей. Но в большей степени его общественная деятельность была связана с Медико-хирургической академией и Женскими врачебными курсами (первым высшим учебным заведением для женщин в России).

По решению властей Женские врачебные курсы были закрыты. Бородин очень тяжело пережил это событие, которое приблизило его смерть.

Последними сочинениями композитора были некоторые номера к опере «Князь Игорь», Второй струнный квартет, начатая Третья симфония для большого оркестра. Ни опера, ни симфония не были закончены.

15 февраля 1887 года, в последний день Масленицы, Бородин умер от разрыва сердца. Похоронили композитора в Александро-Невской лавре рядом с его другом Мусоргским. В последний путь его провожала огромная толпа, состоявшая из его поклонников, всего состава Медико-хирургической академии, женщин-врачей всех десяти выпусков Женских врачебных курсов.

В сочинениях Бородина нашли воплощение любовь к родине, идея величия русского народа, свободолюбие. Центр, место в музыке Бородина занимают богатырские образы русской истории, героического эпоса, к которым он обращался, чтобы понять современность. Эпическая широта сочетается у Бородина с глубоким лиризмом. Его лирика — мужественная, уравновешенная и в то же время страстная, трепещущая. Наряду с чутким проникновением в характер русского музыкального фольклора композитор постигал музыку народов Востока. В его произведениях соседствуют русские образы и восточные — пленительные, полные неги и воинственные.

Не только для образного содержания, но и для всего музыкального стиля Бородина характерна эпичность. Музыкальная драматургия его произведений основана на принципе неторопливого развѐртывания музыкального материала, длительного пребывания в одном эмоциональном состоянии. Мелодии по своему строению и ладовым признакам близки русским обрядовым народным песням. Отличительные черты метода

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 95

 

Бородина — опора на народную музыку, обобщѐнное воспроизведение еѐ характерных признаков через оригинальные музыкальные образы; отсутствие фольклорных цитат; использование классических форм. Для гармонического языка, в основе своей диатоничного (хотя композитор использует и изысканные хроматизмы), характерна мелодическая насыщенность, идущая от русской народной подголосочной полифонии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: