Тема 5. Творчество Н. А. Римского-корсакова: оперное, симфоническое

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) - русский композитор, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель, один из ярчайших представителей творческого содружества «Могучая кучка ».

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 101

 

Родился в Тихвине в семье потомственных моряков и любителей музы-ки. Образование получил в Морском кадетском корпусе. Среди его первых педагогов-музыкантов видное место принадлежит Балакиреву. Трехлетнее дальнее плавание дало ему возможность заняться композицией. По возвра-щении из этого путешествия Римский-Корсаков представил Балакиреву свою первую симфонию. Исполненная в зале Думы в одном из концертов Бесплатной музыкальной школы, она имела большой успех. За ней последо-вали симфонические сочинения: «Садко» и «Сербская фантазия». Опера «Псковитянка» на текст Л. Мея, была поставлена на сцене Мариинского театра (1873). Получив место профессора класса композиции в Санкт-Петербургской консерватории (1871), будучи инспектором музыкальных хоров морского ведомства (1873-83 гг.), работая в Бесплатной музыкальной школе (1874-80 гг.), занимая место помощника управляющего Придворной певческой капеллой (1883-93), Римский-Корсаков находил время для композиторской деятельности в области оперной, симфонической, камерной и духовной музыки.

На сцене Мариинского театра были поставлены оперы Римского- Корсакова: «Майская ночь» (1880), «Снегурочка» (1882), «Млада» (1892), «Ночь перед Рождеством» (1895). «Садко» (1897). Камерная опера «Моцарт и Сальери» на текст Пушкина была поставлена Московской частной оперной труппой в Москве (1898) и в Санкт-Петербурге (1899), как и опера «Царская невеста». Обширна и замечательна деятельность Римского-Корсакова как симфониста: среди его произведений «Антар», «Шехеразада», «Испанское каприччио», увертюра «Светлый праздник». Кроме того, он написал струнные квартет и септет, фортепианный концерт, Фантазию для скрипки на русские темы, романсы и хоры а сареllа, духовные произведения. Как фольклорист известен изданием сборника «Сто русских народных песен».

Римский-Корсаков отредактировал и переработал оперу «Борис Годунов» Мусоргского и его другие сочинения, принимал деятельное участие в окончании оперы «Князь Игорь» Бородина и в оркестровке «Каменного гостя» Даргомыжского. Ему принадлежит «Практический учебник гармонии» (1886).

Новые оперы 1900-х - начала XX в.: «Сказка о царе Салтане» по Пушкину (1900); «Сервилия» по Мею (1902); «Кащей Бессмертный» (1902), «Пан воевода», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Римский-Корсаков создал свою педагогическую школу, его ученики стали известными композиторами: Лядов, Глазунов, Стравинский, Мясковский и др. Скончался в усадьбе Любенск, близ Луги в 1908 г.

Оперное творчество. Самый младший из композиторов «Могучей кучки», особенности таланта которого проявились в тяготении к русской народной сказке, легенде, эпическим сказаниям. Собирал музыкальный фольклор, является составителем сборника «Сто русских народных песен», который не потерял своего значения и по сей день.

В его многочисленных операх оживает Древняя Русь во всѐм многообразии и красочности. Автор 15 опер: «Псковитянка» (1871);

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 102

 

«Майская ночь» (1878); «Снегурочка» (1881); «Млада» (1892); «Ночь перед Рождеством» (1895); «Садко» (1896); «Моцарт и Сальери» (1897); «Боярыня Вера Шелога» (1897); «Царская невеста» (1898); «Сказка о царе Салтане» (1899); «Сервилия» (1901); «Кащей Бессмертный» (1901–1902); «Пан Воевода» (1902–1903); «Сказание о невидимом граде Китеже и о деве Февронии» (1903–1904); «Золотой петушок» (1906–1907). По художественному значению его оперы сопоставимы с операми Р. Вагнера в западноевропейской музыке.

Римский-Корсаков – выдающийся педагог, с 26-летнего возраста и до конца жизни – профессор Петербургской консерватории. Автор прекрасных учебников по гармонии и оркестровке. Считался признанным главой Петербургской композиторской школы (по аналогии с Чайковским – главой Московской школы). Крупный музыкально-общественный деятель: редактировал и заканчивал произведения друзей-кучкистов, преподавал в открытой М.А. Балакиревым Бесплатной музыкальной школе, организовывал и дирижировал музыкально-просветительскими концертами на Павловском вокзале, преподавал в Придворной певческой капелле, был инспектором духовых оркестров морского ведомства.

Необычны судьба и талант Римского-Корсакова. Морской офицер, совершивший кругосветное путешествие на клипере «Алмаз», он мог сделать блестящую военно-морскую карьеру. Тем не менее, он выбирает путь композитора, но навсегда сохраняет верность теме моря в своѐм творчестве. Морские образы пронизывают большинство оперных и симфонических произведений Римского-Корсакова. Цветовая палитра его моря чрезвычайно разнообразна. Это связано с тем, что композитор обладал феноменальным «цветным» слухом, т.е. слышал музыку в цвете. Будучи учителем выдающегося русского композитора рубежа XIX–XX вв. Александра Николаевича Скрябина, он, вероятно, повлиял на интерес последнего к идеям светомузыки (симфоническая поэма Скрябина «Прометей» с цветовой строкой в партитуре).

Опера «Снегурочка» – вершина раннего творчества композитора. После изучения русских народных песен и обрядов поклонения солнцу у древних славян, а также после редактирования опер Глинки (особенно «Руслана и Людмилы»), Римский-Корсаков загорелся идеей написания собственной сказочно-эпической оперы. Возникновению оперы способствовало страстное увлечение композитора сказкой Островского, в которой раскрывался поэтический мир народных обрядов и наивное поклонение стихийным силам природы.

Опера создавалась очень быстро: в течение летних месяцев 1880 г. был закончен клавир, а к следующей весне опера была инструментована. Римский-Корсаков писал «Снегурочку» в имении Стелѐво, в сельской глуши, на фоне нетронутой природы. «Снегурочка» была поставлена в январе 1882 г. в Петербурге со значительными купюрами (сокращениями). После премьеры критики обвинили композитора в бедности мелодического дарования (из-за множества использованных народных тем) и в недостатке драматизма.

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 103

 

Новая постановка начала 1890-х гг. в Москве, в Частной опере С. Мамонтова, была принята с большой теплотой. Римского-Корсакова обрадовало отсутствие сокращений и правильное понимание замысла. После второй постановки опера стала одной из самых любимых у слушателей.

По жанру «Снегурочка» – опера-сказка. Литературный первоисточник – одноименная пьеса-сказка А.Н. Островского, в основе которой один из вариантов подлинной народной сказки о Снегурочке. Содержание оперы: судьба Снегурочки – фантастического существа, которое гибнет в попытке стать человеком.

Музыкальная драматургия произведения – смешанная. Сквозные сцены чередуются с законченными номерами. В опере 4 действия с прологом.

Пролог начинается с симфонического вступления, в котором изложены основные лейтмотивы оперы. Сам пролог состоит из 2-х частей. В первой даны сцена Весны (матери Снегурочки) с птицами, песня Деда Мороза (отца Снегурочки), ария и ариетта (маленькая ария) Снегурочки, сцена прощания Деда Мороза и Весны с дочерью. Вторая часть пролога посвящена сцене проводов масленицы, в которой сопоставляются разнохарактерные эпизоды, объединѐнные (по принципу рондо) периодическим возвращением напева-величания «Ой, честн а я масленица». Все эпизоды проводов масленицы построены на материале народных песен из сборника «Сто русских народных песен».

I действие включает в себя: две песни Леля (возлюбленного Снегурочки), ариетту Снегурочки, ариетту Купавы, свадебный обряд (основанный на 2-х народных свадебных песнях). 2 картина I д. – большая сцена с участием солистов, в которой даны индивидуальные характеристики Мизгиря (жениха Купавы), Купавы, Снегурочки, Леля, Бобыля и Бобылихи. Заканчивается действие финалом с участием хора. II действие включает песню слепцов-гусляров, прославляющих правление царя Берендея, сцену-характеристику боярина Бермяты, дуэт царя Берендея и Купавы, сцену царского суда (оркестровое вступление «Шествие царя Берендея», каватина царя Берендея, гимн берендеев царю). III действие, как и первое, разделяется на две картины. 1 картина – сцена народного праздника в заповедном лесу (ещѐ одна обрядовая сцена), которая представляет собой вокально-оркестровую сюиту. Здесь же звучит Третья песня Леля. Во 2-ой картине помещены ариозо Снегурочки (объяснение в любви Лелю), сцена Снегурочки с Мизгирѐм, сцена Леля, Купавы и Снегурочки. IV действие состоит из сцены Снегурочки и Весны (где Снегурочка просит мать дать ей возможность испытать настоящее чувство любви), хора цветов, дуэта Снегурочки и Мизгиря и большого финала. В финале помещены обрядовая сцена встречи первого летнего дня и сцена таяния Снегурочки. Необычен финальный хор «Свет и сила бог Ярило» в размере 11/4.

Обычные критерии завязки и развязки неприменимы к эпической (сказочной) драматургии, так как здесь нет драматического конфликта. Основное содержание этой оперы-сказки – судьба фантастического

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 104

 

персонажа Снегурочки, нарушающей гармонию сил природы и потому не имеющей права на существование.

Экспозиция образа Снегурочки дана в Прологе – ария «С подружками по ягоду ходить». В I д. ариетта «Слыхала я, слыхала» предвосхищает сцену таяния. В ариозо III д. «Пригожий Лель, ужель тебе не жалко» раскрывается лирическая грань образа. Кульминацией образа является сцена таяния. Снегурочка – фантастический образ, почти не имеющий развития. Еѐ интонации хроматические в противовес диатонике народных сцен. Звучание голоса (колоратурное, т.е. самое высокое сопрано) подчеркивает особый холод, заключенный в еѐ словах.

Лель – это славянский бог любви, а в опере – прекрасный юноша, заронивший в холодное сердце Снегурочки чувство любви (меццо-сопрано). Охарактеризован в ансамблях и в трѐх песнях, из которых наиболее известна 3-я «Туча со громом сговаривалась».

Необычайно важны народные хоровые сцены в опере. Использование в них подлинных народных напевов приближает их к обрядовым играм, которые сохранились в глухих деревнях и по сей день. Наибольшее число хоров звучит в Проводах масленицы и в сцене народного праздника в заповедном лесу.

Симфоническое развитие, как характерно для Римского-Корсакова, пронизывает всю оперу. В «Снегурочке» множество лейтмотивов, которые изменяются в зависимости от сценической ситуации. Вступление к опере представляет собой образец программной музыки и показа лейтмотивов Весны, Деда Мороза, Лешего, птиц и т.д. У Снегурочки помимо лейтмотивов есть своя лейтгармония. Наиболее яркий лейтмотив Снегурочки – тема томления, на которой основана сцена таяния. Несколько раз в опере появляется лейтмотив бога Ярило (Солнца).

«Снегурочка» стала продолжением линии русской сказочно-эпической оперы, идущей от Глинки, и новой ступенью в развитии оперы-сказки, которую сам Римский-Корсаков завершил в начале ХХ в. оперой «Золотой петушок».

Симфоническое творчество Римского-Корсакова представлено в программных симфонических сочинениях («Сербская фантазия», «Испанское каприччио», «Сказка», «Садко», «Шехеразада», «Светлый праздник» и др.). Примерами последовательного симфонического развития являются также партитуры его опер, в которых роль оркестра столь же велика, как и в операх Р. Вагнера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: