Тема 8. Творчество А. Н. Скрябина: прелюдии, сонаты, поэмы

Александр Николаевич Скрябин (1871-1915), русский композитор и пианист. Его творчество - апофеоз развития идей искусства «серебряного века» и одна из кульминаций русского символизма.

Оригинальная и своеобразна философско-эстетическая система компо-зитора. Среди его интересов христианство, европейская философия Фихте, Шеллинга, Ницше, Шопенгауэра, восточные учения, «Тайная доктрина» Е. Блаватской, марксизм Г.В. Плеханова, философия Вл. Соловьева, Вяч. Иванова, С. Трубецкого, К. Бальмонта. Скрябин своим творчеством создавал особое учение о человеке, человечестве и искусстве, однако не декларировал свои взгляды в трактатах или статьях. Смысл эволюции его творчества: от теоретических философских положений - к практическому воплощению идей духовного катарсиса. Этапы этого пути: 1890-е - первая волна символизма - интерес к проблемам нравственности, смысла жизни, мощи духа, преодоления зла, вера в преобразующую силу искусства; 1900-е гг. - ради-кальные искания «младосимволистов», творческий подъем. Философские взгляды композитора окончательно сформировались к 1904. В эти годы он работал над оперным либретто, в котором главный герой - «философ-поэт- музыкант», художник-теург, объединяющий народы в великом порыве к сча-стью с верой в силу искусства и его власти над людьми. Проект особого дей-ства - Мистерии занимал воображение композитора свыше 10 лет и пони-мался им как великий духовный акт, воплощение идеи соборности. Сохрани-лись наброски «Предварительного действа» как грандиозного соборного спектакля, Службы с участием всего человечества. Скрябин был убежден в

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 120

 

особенности собственной миссии, в ответственности за духовное преобра-жение людей через синтез искусств. По его мнению, музыка не соединяется со словом, а ассоциативно осваивает образы символистской философской поэзии как высшего из искусств.

Начало XX в. - расцвет творчества, зрелый период. Появляются крупные симфонические концепции: Первая симфония (1900), Вторая симфония (1901), Третья симфония «Божественная поэма» (1904). Поиски музыкальных аналогов философским идеям привели к радикальному обновлению музыкального языка. В «Божественной поэме» в попытках передачи состояний «жизни духа» Скрябин предвосхитил некоторые художественные открытия искусства XX в. Впервые создано произведение, фиксирующее творческий акт, процесс творения искусства. В «Поэме экстаза» и Пятой сонате он осуществлял поиски «божественного» в себе как художнике-теурге. Последний этап творчества - «Прометей» («Поэма огня», 1909-10 гг.) с партией света (световые волны соответствуют акустической природе света и звука), фортепианные сонаты №№6-10, поэма «К пламени», «Поэма-ноктюрн», работа над Предварительным действом Мистерии.

В целом выделяются четыре периода творчества композитора. Первый - конец 1880-90-е гг. - начало пути, преобладание лирики в области камерных фортепианных жанров: 12 этюдов, прелюдии, экспромты, Фортепианный концерт, мазурки, ноктюрны, три фортепианные сонаты. Второй - 1900-04 гг. - свыше 40 фортепианных пьес, зарождение жанра фортепианной поэмы (Трагическая поэма, Сатаническая поэма), появление симфонических концепций (Третья симфония «Божественная поэма», 1904), зарождение но-вой музыкальной лексики. Третий период - 1904-10 гг.: «Поэма экстаза» (1907), «Поэма огня (Прометей)» (1910). Последний период - 1910-15 гг. - наивысшая сложность концепций, идея Мистерии как особого синтетическо-го действа.

Родился в Москве, происходил из старинного дворянского рода, рано лишился матери (3 года), воспитывался тетей. Отличался необыкновенной музыкальностью и впечатлительностью. В восемь начал сочинять музыку, писал стихи и многоактные трагедии. В 1882-89 по семейной традиции обучался во 2-м Московском кадетском корпусе. Брал уроки фортепьяно у Г.Э. Конюса и Н.С. Зверева, изучал теорию музыки под руководством С.И. Танеева, выступал в концертах. В 1888-92 обучался в Московской консерватории по классу фортепиано у В.И. Сафонова (окончил с золотой медалью), занимался композицией у С.И. Танеева и А.С. Аренского. Позже сам стал профессором Московской консерватории (1898-1904). В 1894 состоялся первый авторский концерт в Санкт-Петербурге с исполнением Первой сонаты, мазурок, экспромтов, этюдов - отзывы были отрицательные. Следующие годы были озарены покровительством и дружбой с М.П. Беляевым, поклонением приверженцев его новаторского стиля в среде молодых композиторов, популярностью фортепианных пьес. Сложной была его личная судьба: два брака - с пианисткой В.И. Исакович и с поклонницей Т.Ф. Шлѐцер.

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 121

 

Скрябин всю жизнь концертировал, исполняя почти исключительно собственные сочинения. При всеобщем признании его таланта, восхищение одних, недоумение и неприязнь других с годами лишь возрастают, деля аудиторию на «скрябинистов» и «антискрябинистов», шокированных новаторским характером сочинений. Профессиональная карьера композитора складывалась в целом удачно, не только благодаря незаурядной воле и творческой активности самого Скрябина, но и из-за постоянной поддержки почитателей его искусства — М.П. Беляева, М.К. Морозовой, С.А. Кусевицкого, А.И. Зилоти. Вскоре после окончания консерватории Скрябин концертирует в Москве, Петербурге, в 1896 совершает турне по Европе (Париж, Брюссель, Берлин, Гаага, Амстердам, Кельн). Много сочиняя со второй половины 80-х гг., Скрябин довольно быстро проходит стадию творческих поисков от фортепианной музыки до крупных симфонических концепций. Вехой стала Третья соната для фортепиано («Состояния души»; 1897-98). Воплотить «биографию духа» в музыкальных звучаниях не как статичную последовательность запечатленных «состояний, а в виде живого потока чувств становится творческой сверхзадачей Скрябина.

В 1898-1903 гг. ведет класс фортепиано в Московской консерватории, преподает в музыкальных классах Екатерининского института. Живя в Москве, он сближается С.Н. Трубецким и становится членом Московского философского общества. Общаясь с В. Брюсовым, К. Бальмонтом, Вяч. Ивановым, осваивает миросозерцание символистов, утверждаясь в мысли о магической силе музыки, призванной спасти мир. В 1904, оставив педагогическую работу, Скрябин уезжает за границу. Выступления в европейских городах, гастроли в США (1906 - 1907), зарубежные премьеры симфонических произведений укрепляют его международное признание. Главной задачей творчества становится создание «Мистерии», призванной преобразовать мир. «Мистерия» мыслилась как совершающееся в Индии грандиозное соборное действо, в которое вовлечены и люди, и весь окружающий мир, и все искусства (включая «симфонии» ароматов, прикосновений), возглавляемые музыкой. Участники действа достигают экстатического воссоединения «мира и духа», тем самым полного освобождения и преображения, в чем, по идее композитора, и должно заключаться «последнее свершение».

Наиболее значительные сочинения «позднего» Скрябина - это одноча-стная «Поэма экстаза» (1905-1907), в которой композитор разрабатывал свет-лые, оптимистические образы мечты, томления, настойчивого порыва очаро-ванной души к действию и конечному торжеству «воли свободной», и «Про-метей» («Поэма огня», 1909-1910), также сопровождавшийся лирико- философским комментарием. Примечательной особенностью является вклю-чение в партитуру световой строки (Luсе), предназначенной для светомузы-кального инструмента. В последние годы, с 1910 Скрябин обосновался в Мо-скве. Последние годы жизни композитора стали временем роста его извест-ности. Все поздние произведения Скрябина - сонаты (№№7-10), фортепиан-ные поэмы («Маска», «Странность», «К пламени») связаны с идеями «Мис-

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 122

 

терии». Он увлеченно работает над текстом ее подготовительного варианта («Предварительного действия»), играет друзьям фрагменты музыки. Работу обрывает скоропостижная смерть композитора, последовавшая в 1915 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: