Тема 6. Белорусская музыка периода соцреализма

Период социалистического реализма в белорусской музыке датируется тридцатилетием 1930–1950-х гг. В это время белорусское музыкальное искусство развивалось в общем русле советской музыки, опираясь на эстетику социалистического реализма.

Период, сложный и неоднородный в плане политических событий, разделяется на 3 неравных этапа: 1930-е гг., музыка времѐн Великой Отечественной войны (1941–1945), музыкальное искусство послевоенного времени (вторая половина 1940-х–1950-е гг.). Вместе с тем, общий характер музыкальной выразительности произведений, созданных за тридцатилетие, позволяет объединить их в общую группу.

В 1930-е гг. происходят важнейшие события в области музыкальной жизни БССР. В 1932 г. открывается Белорусская государственная консерватория (БГК), в 1933 – театр оперы и балета, в 1937 – филармония. Тогда же создаѐтся белорусская композиторская организация – Союз композиторов БССР. В консерватории под руководством русского композитора В.А. Золотарѐва создаѐтся класс композиции, из которого выходят такие выдающиеся деятели белорусской культуры как А. Богатырѐв (основоположник национальной композиторской школы, наставник большинства национальных композиторов на протяжении всего ХХ в.), В. Оловников, П. Подковыров, Л. Абелиович, цимбалист И. Жинович, музыковед С. Нисневич и др.

Количественный рост творчества во всех жанрах, обусловленный успехами в области музыкального образования, приводит к первым ярким успехам в области музыкального театра (оперы «В Пущах Полесья» А. Богатырева, «Цветок счастья» А. Туренкова, «Михась Подгорный» Е. Тикоцкого, балет «Соловей» М. Крошнера), симфонии и программной симфонческой поэмы (произведения Н. Аладова, В. Золотарѐва, Е. Тикоцкого и др.), кантаты («Сказка о медведихе» А. Богатырѐва, «Над ракой Арэсай» Н. Аладова), камерно-инструментальной музыки (струнные квартеты, первые фортепианные и скрипичные сонаты Н. Алалдова, В. Ефимова, Л. Абелиовича, В. Оловникова, П. Подковырова и др.). Вокальная направленность белорусской музыки проявляется в важности в эти годы хоровой массовой песни, сольного романса и обработки белорусской народной песни.

В военный период на оккупированной территории Беларуси получила широкое развитие партизанская песня (написанная профессиональными и самодеятельными композиторами), ставшая самостоятельным музыкальным явлением, новой стадией развития национального фольклора.

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 200

 

Профессиональное творчество белорусских композиторов, находившихся в эвакуации, была сосредоточено на камерно-инструментальных (Фортепианное трио А. Богатырѐва, 2-й струнный квартет Н. Аладова, 2-й струнный квартет П. Подковырова) и симфонических произведениях (2 симфония Г. Пукста, баллада «В суровые дни» и поэма «Из дневника партизана» Н. Аладова). Были созданы яркие кантаты – «Беларускiм партызанам» и «Ленинградцы» А. Богатырѐва, написана опера «Алеся» Е. Тикоцкого (посвящена подвигу девушки-партизанки), поставленная сразу после войны.

Развитие белорусской музыки в послевоенный период проходило на волне отражения общих процессов в советском музыкальном искусстве. Происходило расширение образно-тематической и жанровой сферы творче-ства при сохранении традиционализма музыкального мышления. Самые зна-чительные произведения этого периода: оперы - «Кастусь Калиновский» Д. Лукаса, «Андрей Костеня» Н. Аладова, «Надежда Дурова» А. Богатырева, «Девушка с Полесья» Е. Тикоцкого, балет «Князь-озеро» В. Золотарева, симфонии Н. Аладова, Е. Тикоцкого, Г. Пукста, П. Подковырова, квартеты Д. Каминского, П. Подковырова, В. Оловникова, трио Д. Каминского, Г. Пукста, Е. Дегтярика, песни и музыка для оркестра народных инструментов. После войны происходит смена поколения белорусских композиторов, возникают новые для национальной музыки жанры (инструментальный концерт). Яркими произведениями в концертном жанре становятся фортепианные и цимбальные концерты Д. Каминского, а также 2-й скрипичный концерт П. Подковырова. В области симфонии достигает расцвета творчетво Е. Тикоцкого (4 симфония).

Николай Ильич Аладов (1890-1972) — один из основателей национальной профессиональной музыки и организаторов музыкального образования в Беларуси, народный артист БССР, замечательный педагог, по мнению студентов «благороднейший и бескорыстный человек из породы Дон Кихотов». Для его творчества характерны оптимистическое мировосприятие, постоянный интерес к современности, желание донести свои мысли до слушателя. Последнему служит широкое использование принципа программности, конкретизация образного содержания в непрограммных произведениях, обращение к демократическим интонациям (традиционной крестьянской песне, современным массовым жанрам). Основные образные сферы его музыки – лирико-драматическая, лирико-психологическая и жанрово-эпическая. Значительное место отводится юмористическим, сатирическим образам. Своими сочинениями 1920-30-х гг. заложил основы многих жанров белорусской профессиональной музыки: кантаты («10 год»), вокально-симфонической поэмы («Над ракой Арэсай»), камерно-инструментального ансамбля (фортепианный квинтет), романса (циклы романсов на стихи Я.Купалы и М.Богдановича). Создал в белорусской музыке первые образцы драматической (вторая) и лирико-психологической (четвѐртая) симфонии. Среди наиболее значительных произведений Н.Аладова: оперы «Андрей Костеня» и «Тарас на Парнасе», кантаты «40

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 201

 

год», «Па шляху барацьбы i перамог», 10 симфоний, симфониетта, симфоническая поэма «Из дневника партизана», симфоническая баллада «В суровые дни» и др. Творчество композитора всегда было тесно связано с жизнью народа, его бытом и историей. Любимый жанр Н. Аладова – симфония.

Симфониетта до-мажор (1936) в 3-х частях. Основа главной партии 1 части – яркая доступная мелодия с белорусским колоритом. Светлый, жизнерадостный характер сохраняется на протяжении всего произведения. Основное содержание – картины народного быта и природы. В 1 части преобладают песенно-лирические образы, во 2 – настроения грусти, размышления и танцевальности (в среднем разделе), 3 – праздничные, радостные. Финал интонационно связан с музыкой предыдущих частей.

Фортепианный квинтет (1925) поражает разнообразием музыкального содержания: жанровые и лирические образы 1 части, драматические – 2-й, жанровые – в 3-ей. В произведении использованы напевы белорусских песен.

Евгений Карлович Тикоцкий ( 1893–1970) – один из основоположников профессиональной музыки Беларуси. Для многогранного творчества композитора характерны масштабность художественных идей, гуманистическая направленность, приподнятость и ораторский пафос. Главное в художественной образности связано с героикой, восхвалением подвига белорусского народа. Наиболее ярко талант Е.Тикоцкого проявился в оперном и симфоническом жанрах, в которых сочетанием разносторонних образных сфер композитор достиг высоких художественных результатов (оперы «Міхась Падгорны», «Алеся», «Ганна Громава», 6 симфоний, увертюра «Свята на Палессі» и др.). Произведения композитора отличаются сложной драматургией, интенсивным образно-тематическим развитием, часто основанным на многочисленных лейтмотивах и сквозных темах. Истоки музыкального языка Е.Тикоцкого в белорусском фольклоре, советской массовой песне (известные революционные и современные темы Тикоцкий использовал для конкретизации программных идей). Традиции русской классической школы плодотворно развивал на основе белорусского народнопесенного творчества.

Программа 4 симфонии Евгения Тикоцкого – борьба за мир. В произведении присутствует связь с белорусским фольклором. Образы: 1 части – драматические (сонатная форма), 2 части – лирические, (сложная трѐхчастная форма). Нежная светлая мелодия с прозрачным соло деревянных духовых инструментов перерастает в гимническую поэму в финале части. 3 часть воплощает жанровые образы (рондо), 4-я – характеристика защитников мира (сонатная форма). Единство тематизма симфонии связано с наличием в ней лейтмотивов.

Опера ―Міхась Падгорны‖ (либретто Бровки) – народно-музыкальная драма на революционный сюжет. В произведении раскрывается общественный конфликт и личная драма героя. Образ народа связан с важной ролью хоров (хоры ―Па гарохаўю, па ячанню‖, ―Дзе ты, салавейка‖, маршевый хор ―Няхай сабе пойдзем мы ў салдаты‖). В опере использованы

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 202

 

мелодии и интонации белорусских народных песен. Главные образы оперы: Михась (его песня 3 действия) и Марыся (ария Марыси ―Плача рэчка з ручайкамі‖). Значительна роль оркестра. В оркестровой партии использованы лейтмотивы войны, народного горя, любви Михася и Марыси. Увертюра оперы имеет программное содержание, раскрывающее будущие события.

Анатолий Васильевич Богатырѐв (1913-2003) – патриарх отечественной музыки, народный артист Беларуси, педагог, создатель белорусский школы композиторов. Творчество композитора характеризует широта образного диапазона, актуальность тематики, демократическая направленность, преемственность с традициями русской музыкальной классики, глубокое проникновение в стилистику белорусского музыкального фольклора, сдержанность и благородство. Темы современности, гуманистические идеи отражены в музыке ясным убедительным музыкальным языком, основанным на белорусской народной песенности. Композитор обогатил многие жанры белорусской музыки. Так в первом крупном произведении – кантате «Паэма-казка пра Мядзведзіху‖ – выступил как самобытный зрелый художник. К самым значительным сочинениям принадлежит опера «В пущах Полесья» - одна из первых в национальном оперном репертуаре. Гражданственностью, высоким патриотизмом проникнуты крупные вокально-симфонические произведения, сюжеты и образы которых связаны с историей (кантаты «Ленинградцы», «Беларускім партызанам‖). На основе народной песенности создана оригинальная многочастная композиция кантаты ―Беларускія песні‖. Возвышенная философская лирика, психологическая углублѐнность характерны для камерно-инструментальных и камерно-вокальных произведений (фортепианное трио, сонаты для скрипки и фортепиано, вокальные циклы на стихи А.Пушкина, М.Лермонтова, А.Ахматовой, М.Богдановича, Я.Купалы и др.). В своѐм творчестве композитор часто обращался к русской поэтической классике.

Кантата «Сказка о медведихе» (текст А. Пушкина) – произведение лирико-драматического характера. Народный склад музыки в ариозо Медведихи «Ах, вы, детушки, медвежатушки» воплощает творческую манеру композитора, связанную с глубинным переосмыслением фольклорных интонаций без их цитирования. Активна драматургическая роль хора, который как бы ведѐт рассказ от автора: прозрачно-светлое звучание в зарисовке картины природы («Как весенней тѐплой порою»), тревожно-взволнованное – в сцене появления охотника и гибели Медведихи, печально-грустное в минуты трагического переживания Медведя («Не звоны пошли по городу»). Колоритность оркестровой партии, общая задушевность, простота, лаконизм и рельефность произведения обеспечили ему многолетнюю популярность.

Кантата «Беларускім партызанам‖ (стихи Я. Купалы) – патриотическое произведение. Национальный характер произведению обеспечивает интонационная близость основной темы кантаты с белорусскими

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 203

 

традиционными народными песнями. В произведении выделяются 3 раздела: крайние – хоровые, средний – соло меццо-сопрано.

Фортепианное трио ля минор посвящено теме Великой Отечественной войны. Для сочинения характерны контрастность образов, связь с интонациями белорусских народных мелодий (―Бачыць мае вока‖, ―Захвінелі новыя ключы‖) и массовых песен. Полифонические приѐмы (контрастная и имитационная полифония) используются в кульминационных разделах. Основной драматургический центр Трио – 3 часть – баллада (сонатная форма со вступлением и кодой).

Кантата ―Беларускія песні‖ для солиста, хора и симфонического оркестра – один из первых образцов «фольклорной» кантаты 1960-х гг. В произведении дано свободное художественное осмысление подлинных народных тем. Использованы следующие народные жанры: солдатская песня (―Зашумела сасонушка‖), рекрутская (―Ой, не вылятай‖), казачья (―А ў полі азярэчка‖), любовно-лирическая (―Там, дзе круты явар ў ецца‖, ―Зялѐны гай‖). Песенные мелодии объединены стилистическим и сюжетным стержнем, интонационными арками. Структура кантаты такова: в ней 7 частей с контрастным чередованием хоровых, сольных и оркестровых эпизодов. Кульминация – 6 часть ―Край мой, беларускі край‖ (стихи Н. Гилевича, единственная часть, не связанная с фольклорными мелодиями). Разнообразны формы и музыкальные образы (эпические, драматические, жанровые, пейзажные). Использованы различные приѐмы хорового пения: выдвижение из хорового тутти солирующих голосов, элементы подголосочной полифонии, натурально-ладовая гармония, мажорно-минорные созвучия, хроматизмы. Важную роль играет приѐм динамизации музыкального развития. Композиция произведения обладает логичностью и художественной законченностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: