Тема 5. Белорусская музыка начала XX века

Первое тридцатилетие ХХ в. (1900–1920-е гг.) заложило основы для развития профессиональной белорусской музыки. Этап 1900–1910-х гг. сыграл роль подготовки к профессиональному творчеству, в 1920-е гг. началось становление профессиональной белорусской музыки, появились первые произведения во многих жанрах, которые по причине их первичности были «назначены» образцами национальной музыкальной классики.

Начало XX в. было отмечено изменениями в белорусской культуре, связанными с началом белорусского национального Возрождения (в истории известного как «второе Возрождение» в сопоставлении с первым, относящимся к XVI в.). В начале XX в. белорусская музыкальная культура опиралась на лучшие достижения в разных видах искусства и характеризовалась ростом национального самосознания.

В это время организуются многочисленные музыкально-драматические кружки и так называемые « беларускія вечарыны», на которых выступали

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 196

 

хоры, читались литературные произведения, исполнялись народные песни и танцы, ставились пьесы. Так в среду белорусской интеллигенции внедрялся национальный музыкальный фольклор, становясь своего рода «маркером» национального самоопределения. Пропаганда белорусского фольклора стала важнейшей задачей национальной культуры на протяжении всего еѐ дальнейшего развития. Традиции беларуских вечарын продолжила Первая белорусская труппа Игната Буйніцкого — первый национальный профессиональный театр, пьесы в котором ставились только на белорусском языке. С 1910 г. начал свою деятельность Виленский музыкально-драматический кружок, руководителыями которого стали польскийі композитор Л. Роговский и будущий классик литовской музыки Стасис Шимкус — студент Петербургского университета, автор музыки ка первой постановке пьесы Янки Купалы «Павлинка» (1913). Совместно с С. Шимкусом Л. Роговский обрабатывал белорусские народные песни и танцы для концертных интермедий в спектаклях. Работа в кружке содействовала созданию им «Белорусской сюиты» для симфонического оркестра.

Музыкальная жизнь белорусских городов в начале века была разнообразной и богатой. С большим успехом гастролитровали русские и украинские музыкально-драматические и хоровые коллективы,знакомившие белорусскую публику с лучшими произведениями отечественных и зарубежных композиторов. Одним из популярных видов музыкального искусства в этот период становится хоровое пение. В ряде белорусских городов открываются регентские курсы. В 1914 г. дирижѐр хора Владимир Теравский (1871—1938) организовал в Минске Белорусский народный хор, который выступал с концертами в разных городах Беларуси. В его репертуаре значились обработки белорусских народных песен и авторские сочинения хормейстера. Потребность в национальной музыкальной литературе была частично удовлетворена изданием I тома «Беларускіх песень з нотамі» А. Гриневича (1910, Петербург), «Беларускага песенніка з нотамі для народных і школьных хароў» Л. Роговского (1911, Вильно), 7-го выпуска «Беларускага зборніка» этнографа Е. Романова (1910, Вильно), который составили мелодии 53 народных песен и танцев, записанных и обработанных Н. Чуркиным (с 1905 г.композитор начал работать в Вильно).

Основными видами композиторской деятельности на этапе 1900 – 1910-х гг. были обработка народной песни, хоровая и сольная песня, музыка к театральным постановкам (В. Теравский, Л. Роговский, К. Галковский, М. Анцев, А. Гриневич, М. Янчук). Использование белорусского фольклора характерно для симфонических произведений польских композиторов Л. Роговского, М. Карловича.

Характерной чертой белорусской культуры 1920-х гг. является проведение политики белоруссизации. В 1924 г. коммунистическая партия БССР официально объявила о начале политики белоруссизации. Еѐ целью было утвердить отношение к белорусам как к нации, которая имеет право на самоопределение и существование со своим языком, историей, культурой.

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 197

 

Важную роль для развития культуры сыграла организация в 1922 г. Института белорусской культуры, позже преобразованного в Белорусскую академию наук. В Инбелкульте, построенном по образцу научных организаций, существовали комиссии, секции и подсекции. В числе подсекций были театральная, в которую входили ведущие деятели театра того времени (режиссѐры Ф. Жданович, Е. Мирович), и музыкальная, в которой работали музыканты из России и Беларуси (композиторы Я. Прохоров, Н. Аладов, скрипач А. Бессмертный и др.).

В сфере музыкального образования происходят позитивные сдвиги. В Витебске, Гомеле и Минске открываются народные консерватории (просуществовали до начала 1920-х гг.). Первым профессиональным учебным заведением для музыкантов становится Минский музыкальный техникум, открытый в 1924 г. В качестве музыкальных наставников работают Николай Чуркин (Мстиславль), Алексей Туренков (Гомель), Евгений Тикоцкий (Бобруйск). В Минский музыкальный техникум приглашаются выпускники Петербургской консерватории Николай Аладов, Яков Прохоров, Варшавской консерватории — Товий Шнитман и Эльза Зубкович. Там же работает первый белорусский музыковед Юлиан Дрейзин.

Продолжение процесса возрождения национальной культуры в новых социально-государственных условиях в 1920-е гг. было связано со становлением основных жанров белорусской профессиональной музыки. Появляются оперы - «Тарас на Парнасе» Н. Аладова, «Освобождение труда» Н. Чуркина, симфонические произведения - Симфониетта Н. Чуркина. симфонии Н. Аладова, Е. Тикоцкого, кантаты Т. Шнитмана и Н. Аладова, ряд произведений в других жанрах. Актуальным для искусства того времени остаѐтся музыка к постановкам драматических театров, которую пишут В. Теравский, Н. Аладов и др.

Одним из ведущих жанров 1920-х гг. остаѐтся обработка народной песни (сольная и хоровая). К ней обращаются Н. Аладов, Н. Чуркин, М. Анцев, Г. Пукст, В Теравский, С. Полонский. Заметным явлением музыкального искусства становится массовая песня в исполнении любительских ипрофессиональных коллективов. Лучшие результаты в жанре романса были достигнуты композиторами Н. Аладовым, Н. Чуркиным, Г. Пукстом. Авторы камерноа-вокальной музыки использовали стихи Я. Купалы, М. Богдановича, З. Бядули.

Происходит освоение композиторами крупной симфонической формы, в которой «интонационным фондом» выступает фольклор (симфоньетта «Беларускія малюнкi» Вторая симфония Н. Аладова, Первая симфония Е. Тикоцкого, «Белорусская симфония» Т. Шнитмана).

Народно-национальная основа объединила ряд произведений камерно-инструментальной музыки: Струнный квартет И. Фидлона і Фортепианный квинтет Н. Аладова, миниатюру для струннага квартета «Калыханка» Н. Чуркина и сюиту для струнного квартета и фортепиано «Сымон-музыка» Г. Пукста.

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 198

 

Народный артист БССР Николай Николаевич Чуркин (1869-1964) – один из родоначальников белорусской профессиональной музыки, основоположник национального жанрового симфонизма (3 симфониетты, 4 сюиты, 2 миниатюры), музыки для детей, автор первой белорусской советской оперы ―Вызваленне працы‖. В его творческом списке ещѐ 2 произведения этого жанра: ―Раскіданае гняздо‖ и радиоопера для детей «Рукавичка». Как замечательный фольклорист, собиратель музыкального фольклора разных народов Николай Чуркин записал свыше 3000 только белорусских народных песен и танцев (сборники «Беларускія народныя песні і танцы‖, ―Беларускія народныя песні‖). Свои произведения композитор, как правило, основывал на народных белорусских напевах. Им созданы произведения для оркестра белорусских народных инструментов: 4 сюиты, увертюра «Памяти Я. Купалы». Музыку композитора отличают оптимизм, строгая классическая форма, мелодичность, тонкий художественный вкус и фантазия, опора на белорусский музыкальный фольклор.

Первое национальное симфоническое произведение – симфониетта «Беларускія малюнкi» Николая Чуркина - по праву считается энциклопедией белорусского фольклора (в ней использовано 16 народных песен). В произведении ощущается связь с программно-оркестровой музыкой русских композиторов. Симфониетта написана ярким музыкальным языком и доступна слушателю. 2 часть отличается необыкновенным лиризм ом, а 4 часть - широтой дыхания и солнечным оптимизмом. Это картина народного праздника, наиболее яркий образец жанрового симфонизма в национальной музыке, восходящий к лучшим традициям русской музыкальной классики («Камаринская» М.И. Глинки).

«Калыханка» (для струнного квартета) – поэтичная лирическая одночастная миниатюра, построенная на использовании фольклорных колыбельных мелодий «Не хадзі, коцік‖, ―Люлi люлі, спаткі‖. Темы получают в произведении вариантное развитие. Органичность и красота звучания обеспечила произведению популярность у исполнителей и слушателей.

Григорий Константинович Пукст (1900 – 1960) – заслуженный деятель искусств Беларуси, талантливый композитор, художественный руководитель музыкального вещания Белорусского радио и музыкальных передач Главного управления радиоинформации Министерства культуры БССР. Многолетняя работа в области радиовещания позволила композитору быть ближе к слушателю, знать его вкусы и интересы. В симфоническом и вокальном творчестве Григория Пукста - приоритет тонкой лирической образности, естественности и непосредственности развития песенного тематизма, основанного на городском романсовом фольклоре. Г. Пукстом написаны оперы «Машека» по поэме «Могила льва» Янки Купалы, «Свитезянка», первая белорусская опера для детей «Маринка» (о событиях Великой Отечественной войны), кантата «А хто там ідзе», 6 симфоний, 2 сюиты на темы белорусских народных песен и др. Его высокохудожественным произведениям свойственны яркий мелодизм,

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 199

 

выразительность, доступность, конкретность и выпуклость образов. Эти качества относятся и к одному из лучших произведений Григория Пукста – 6 симфонии, 2-я часть которой представляет собой лирико-возвышенный вальс.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: