Первая информация о деревне «Юрматы»

 

Обобщая самые различные версии и отталкиваясь от вышеприведенной справки Асфандиярова, воспоминаний ныне здравствующих современников и географического расположения деревни Буранчино, встаем на четвертую ступень демографической лестницы. Тем самым берем на себя смелость утверждать, что прародителем селения Юрматы явилось Нижне-Буранчино.

Как удостоверяет большинство аксакалов, вторым населенным пунктом, начавшим отделение от Нижне-Буранчино в 1924 году, явилась деревня Юрматы. Деревня Юрматы не достигла крупной величины: в ней насчитывалось не более 40 дворов, но слыла она весьма благополучной, добротной и зажиточной. Отчасти этому имиджу способствовало заселение её более состоятельной религиозной верхушкой.

Официально считается, что основателем деревни стал Мухаметьян Кутлугильдин. Он являлся родоначальником рода Кутлугильдиных, когда-то имел крупный табун лошадей, почетное звание «Хаджа» и пользовался великим авторитетом как глава знатного клана Кутлугильдиных.

Звание «Хаджа» Мухаметьян получил после того, как в 1913-1914 годах, продав часть лошадей, совершил пеший хадж на «земли обетованные» - в Мекку и Медину.

Попутно внесем в повествование значение хаджа для мусульманина.

Правоверный мусульманин обязан совершить паломничество в Мекку, именуемое «Хадж», не менее одного раза в жизни. Хадж является одним из пяти столпов ислама, наряду с твердой верой в Аллаха и в то, что Мухаммад является пророком его, совершением молитвы пять раз в день, постом в месяц Рамадан и «закятом» - милостыней в пользу нуждающихся. Хадж совершают в начале месяца зуль-хиджа по хиджре – мусульманскому лунному календарю.

Одним из безусловных требований к паломнику является его материальная независимость. Он обязан сам обеспечить свое содержание на этапе длительного пути в Мекку, времени проживания и возвращения. Кроме того, он обязан материально обеспечить семью на все время исполнения хаджа. Надобно отметить, что выполнение хаджа в то беспокойное время с покорением границ нескольких враждующих между собой государств, являло собой действо невероятно затратное и мужественное.

Главной целью хаджа является молитва перед Каабой, святыней мусульманского мира. Кааба представляет собой здание кубической формы со вделанным в одну из стен руками самого пророка Мухаммеда «Черным камнем». Именно в сторону этой стены обращаются мусульмане во время каждой молитвы. Двигаясь вокруг Каабы – главного святилища мусульман, паломники произносят: «Вот я перед тобой, о Аллах!». Не менее важным является ритуал бросания камней в дьявола, который паломники совершают на десятый день хаджа. По мусульманскому обычаю паломники кидают камешки в столбы с моста «Джамаат» - семь в первый день и 63 в последующие три дня. Данный ритуал связан с особенной опасностью: попавшие на мост задерживаются на нем, чтобы последовательно сбросить камни, а сзади напирают паломники, желающие пробиться к столбам. В такой давке паломники обычно гибнут сотнями. Но если паломничество и жертва мусульманина приняты Аллахом, то с него снимаются все грехи и он начинает новую жизнь, получив звание «Хаджа».

Из приведенной выше выдержки становится очевидным, какое великое влияние оказывал хаджа Мухаметьян Кутлугильдин на своих верующих односельчан. Косвенно подтверждается и его немалый материальный достаток. Однако после свершенного им хаджа, видимого богатства в его доме не наблюдалось. Очевидцы из современников утверждают, что имел он от силы пару лошадей и пару коров, да несколько ульев пчел.

Переселяясь на новое место, взял он с собой не только своих родных, но и двоюродных племянников Байгильдиных и Байгутлиных. К нему присоединились семейства мулл Юлдашбаевых и Рахматуллиных.

По сохранившимся в семье Кутлугильдиных преданиям, процесс переселения происходил весьма демократическим способом. О происхождении рода Кутлугильдиных и зачатии деревни Юрматы З.К. Кутлугильдина делилась с земляками в статье «Некоторые факты», опубликованной газетой «Выбор» от 2000 года. Сократив статью на личные биографические данные, здесь возвращаемся лишь к интересующей нас исторической сути события:

«В середине 19-го века житель деревни Термень-Елга Сирбаев Тимербулат, отделив трех сыновей – Мухаметьяна, Ахмедьяна и Даминдара переселил их на левый берег реки Агидель. Там же обосновались Байгильдины, Байгутлины. Деревню назвали Кантун (от административного термина тех времен «кантон»).

Фамилию сыновьям Сирбаев по обычаю башкир дал - Кутлугильдины (по деду). Хозяйства в Кантуне были крепкие. Но жителей мучали наводнения, нет да нет принося большой ущерб. Поэтому кантунцы решили переселиться выше по течению реки. Так появились деревни Юрматы, Ирек, Кызыл Батыр.

Еще в Кантуне умерли младшие братья Мухаметьяна – Ахмедьян и Даминдар. Он остался один во главе большого семейного рода Кутлугильдиных.

Наделы для усадеб на новом месте делили по жребию. Первый номер вытянул Мухаметьян, второй – мой свекор Нургали (сын Ахмедьяна), №3 – Мырзагали, сын Даминдара, №5 – Муллагалей Байгильдин и №7 старший сын Мухаметьяна Махиям.

Мухаметьян-Хаджи, так прозвали его после совершения паломнического хаджа в Мекку, стал старшиной. Он обучал грамоте наиболее способных сыновей, учил вести хозяйство. У трудолюбивых Кутлугильдиных ко времени коллективизации было вполне зажиточное хозяйство.

Когда началась коллективизация, Мухаметьян собрав родню, сообщил о намерении создать колхоз на базе своего хозяйства. Оставил себе дом и самый необходимый скот, остальное отдал колхозу, который назвали «Юрматы». Председателем артели Мухаметьян рекомендовал грамотного племянника Мырзыгали, сына Даминдара. Вся родня последовала его примеру – коллективизация шла по всей округе.

В Иреке создали колхоз «Ирек», председателем которого избрали Саитбаттала Байгутлина, в деревне Кызыл Батыр Туктамышевы объединились в кооператив, которым руководил Шамси Туктамышев.

В годы укрупнения малых колхозов, все эти хозяйства слились в единый колхоз «Башкортостан». Председателем избрали Саитбаттала Байгутлина, который добился титула «колхоз-миллионер». Он и еще двое работников колхоза в тридцатые годы были избраны и направлены на Всероссийский съезд колхозников. Но Саитбатал в горячую уборочную страду не поехал, направив вместо себя Шамси Туктамышева. Другими делегатами стали Хажар Ишимбаева и Валиян Юлдашбаев.

После Байгутлина колхоз возглавлял Агим Кутлугильдин, сын Иблиямина Даминдаровича. Перед самым началом войны председателем стал Шамси-бабай Туктамышев. А колхоз преобразовали в промартель «Башкортостан».

В годы войны «Башкортостан» внес весомый вклад в победу над Германией. В первые же дни войны хозяйство отправило 200 голов башкирских рысаков для конной дивизии под предводительством генерала Шаймуратова. Тогда и в последующие годы коневодческой фермой руководил мой свекор Нургали Ахмедьянович Кутлугильдин.

Промартель для фронта изготавливала брички, колеса, тарантасы, поставляла вместе с хлебом коней-рысаков.

В 1952 году, когда я впервые познакомилась с людьми, работающими в промартели «Башкортостан», меня поразило многообразие их деятельности. Они изготавливали кирпич и поставляли его на стройки Салавата. В Иреке работал кузнечный цех, и цех жестяных изделий, где трудились братья Мизгулины. Они выпускали для Салавата также и черепицу. В Старом Ишимбае действовал мебельный цех, где работали братья Ишимбаевы, Туктамышевы, Ихсановы, Г. Рахматуллин, супруги Исхаковы, выпуская для городов Ишимбая, Стерлитамака и Салавата фанерованную мебель.

Много образованных, знатных тружеников воспитала эта земля. В составе комсомольско-молодежных бригад на строительство Салавата были направлены Сафикановы, Мизгулины, Кильдюшевы, Кутлугильдины, Юлдашбаевы, Байгильдины, Юлдашбаевы, Байгутлины, Баимовы, Танцевы, Бочкаревы».

Из приведенного выше подробного рассказа З.К. Кутлугильдиной пока выделим эпизод распределения участков: земля под строительство ныне распределяется по всей справедливости – элементарным вытягиванием номера надела без оглядки на сан и богатства. Деревня простерлась неподалеку от озера «Ташлыкуль», таким образом, два природных водоема – озеро «Ташлыкуль» и полноводная река Агидель обеспечивали потребности непритязательных крестьян и скота в водопотреблении. По предложению Мухаметьяна Кутлугильдина подобрали место и выбрали название деревни в честь древнего рода - Юрматы.

Обратимся к документам. Как мы помним, перепись 1920 года насчитывает в селении Нижне-Буранчино 64 двора и 335 человек, в переписи 1925 года количество домовладений там уменьшилось до 55. В 1926 году уже всплывает деревня Юрматы. Этот факт, как и большая часть очевидцев, подтверждает, что переселение происходило в 1924-25 годах после мощного паводка 1924 года.

Подводя итог, делаем заключение: часть более зажиточных жителей деревни мигрировала выше по течению и подальше от берега, как раз на место будущего поселка Юрматы и начиналось это переселение в 1924 году. Привлекло, по всей видимости, возвышенное место и красивое подковообразное озеро «Ташлыкуль», а также необъятное пастбище, простиравшееся вдоль реки до горизонта.

 

На новом месте

 

Давайте возмем в руки долгожданный, пожелтевший от времени и изрядно потертый первый «Поселенный список домохозяев», деревни Юрматы от 1926 года. Рассмотрим его внимательно и детально:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: