Понятие дисциплинарного проступка в таможенных органах Российской Федерации

 

В юридической литературе отражены различные подходы к определению соотношения понятий «должностной» и «дисциплинарный» проступок. Некоторые ученые эти понятия отождествляют.

Например, Ю.Н. Старилов, рассматривая вопросы дисциплинарной ответственности государственных служащих, говорит о дисциплинарном (должностном) проступке[8].

В свою очередь А.А.Гришковец пишет: «…если говорить о должностном проступке, то это такой проступок, который совершен государственным служащим исключительно при исполнении им служебных полномочий и во исполнение им этих полномочий. Предполагается, что такого рода деяния должны совершаться исключительно в служебное время. Напротив, если речь идет о совершении дисциплинарного проступка, то государственный служащий подвергается ответственности за деяния, которые им совершены как собственно при исполнении должностных полномочий, так и вне их исполнения, т.е. в его частной жизни»[9].

Следовательно, совершение такого проступка может быть и не связано с собственно исполнением должностных полномочий. Тем не менее, такие деяния признаются вредными для интересов государственной службы. Они наносят ей существенный ущерб, подрывая, таким образом, ее авторитет в обществе и в глазах каждого гражданина, а значит, – неминуемо противоречат интересам государства в целом.

В соответствии со ст. 192 ТК РФ[10], дисциплинарным проступком признается неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.

Дисциплинарный проступок, как и любое другое правонарушение, обладает совокупностью признаков: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона.

Субъектом дисциплинарного проступка может быть только гражданин, состоящий в трудовых правоотношениях с конкретным работодателем и нарушающий трудовую дисциплину. Субъективной стороной дисциплинарного проступка является вина со стороны работника. Она выражает психическое отношение нарушителя трудовой дисциплины к своему неправомерному действию. Вина может быть в форме как прямого или косвенного умысла, так и в форме неосторожности.

Объектом дисциплинарного проступка является внутренний трудовой распорядок. Объективной стороной дисциплинарного проступка являются вредные последствия и причинная связь между ними и действием (бездействием) правонарушителя. При этом действие (бездействие) работника является противоправным, если оно нарушает трудовые обязанности работника. Поэтому не может считаться нарушением трудовых обязанностей отказ работника выполнять распоряжение работодателя, противоречащее законодательству.

Для дисциплинарного проступка характерно неисполнение работником своих трудовых обязанностей, предусмотренных действующим трудовым законодательством, правилами внутреннего трудового распорядка, уставами и положениями о дисциплине, техническими правилами, должностными положениями и инструкциями, а также вытекающих из трудового договора, заключенного работником с конкретной организацией. К таким нарушениям можно отнести отказ или уклонение без уважительных причин от медицинского освидетельствования работников некоторых профессий, а также отказ работника от прохождения в рабочее время специального обучения и сдачи экзаменов по технике безопасности и правилам эксплуатации, если это является обязательным условием допуска к работе. Нельзя считать дисциплинарным проступком неправильные действия работника, не относящиеся к его трудовым обязанностям (например, невыполнение общественных поручений, нарушение правил поведения в общежитии).

Дисциплинарный проступок отличает противоправный характер, т.е. такое поведение работника, которое нарушает законодательство. Действия работника, не выходящие за рамки закона, не могут считаться противоправными. Например, не является дисциплинарным проступком отказ женщины, имеющей ребенка в возрасте до 3 лет, от сверхурочной работы, поскольку она может быть привлечена к такой работе только с ее согласия (ст. 99 ТК РФ). Кроме того, судебная практика считает правомерным неповиновение работника приказам руководителя организации, которые нарушают требования закона.

Дисциплинарный проступок всегда есть виновное действие (умышленное или неосторожное). Неисполнение трудовых обязанностей не по вине работника (например, из-за необорудованного рабочего места, необеспечения охраны имущества работодателя) не может считаться дисциплинарным проступком.

В п. 17 Дисциплинарного устава[11] содержится определение дисциплинарного проступка: «нарушение служебной дисциплины (дисциплинарный проступок) - виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудником возложенных на него должностных обязанностей». В структуру состава должностного проступка входят следующие компоненты: а) субъект должностного проступка (конкретный государственный служащий); б) субъективная сторона состава (отношение данного служащего к совершенному им деянию в виде вины); в) объект состава (интересы государства, органа государственной власти или органа местного самоуправления, служебные правила, права, обязанности служащих, их руководителя и т. д.); г) объективная сторона (конкретные действия или бездействие, нарушающие правила, интересы, права, обязанности, а также средства, место и время совершения должностного проступка).

Противоправность действий или бездействия означает, что они совершены служащим вопреки требованиям законов, иных нормативных правовых актов, в том числе должностной инструкции, служебного распорядка (правил служебного распорядка), а также трудового договора (контракта).

Пункт 18 Дисциплинарного устава содержит перечень видов противоправной деятельности служащих таможенных органов: а) невыполнение сотрудником обязанностей, установленных пп. 1, 3 и 7 п. 1 ст. 17 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации»; б) утрата сотрудником документов, предоставляющих право перемещения товаров или транспортных средств через таможенную границу РФ, а также имущества, задержанного или конфискованного при осуществлении таможенного оформления или таможенного контроля, личной номерной печати, боевого оружия; в) прогул (в том числе отсутствие сотрудника на службе более трех часов в течение установленного ежедневного служебного времени) без уважительных причин; г) появление сотрудника на службе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения; д) несоблюдение ограничений, установленных для сотрудников ст. 7 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации»[12].

Неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей признается дисциплинарным проступком, если совершено виновно, то есть служащий действовал умышленно или по неосторожности. Делаются различия между прямым умыслом (когда виновное лицо осознает противоправность своего действия или бездействия, предвидит противоправные последствия собственного деяния, желает наступления этих последствий) и косвенным умыслом (когда также осознается противоправный характер собственного деяния, предвидятся его противоправные последствия, но сознательно допускается наступление таких последствий).

Неосторожность квалифицируется двояко: в виде самонадеянности или же небрежности. В случае самонадеянности муниципальный служащий предвидит противоправные последствия своего деяния, но рассчитывает их предотвратить. В случае небрежности он не предвидит подобных последствий, хотя ему следовало или же можно было проявлять должную прозорливость. Не может считаться виновным невыполнение или ненадлежащее выполнение должностных обязанностей по причинам, не зависящим от служащего (например, из-за отсутствия необходимых условий, недостаточной квалификации служащего, в связи с его болезнью и т.п.).

В каждом конкретном случае степень виновности уясняется, исходя из объективных обстоятельств, при которых был совершен дисциплинарный проступок.

С факта выявления дисциплинарного проступка начинается процедурная деятельность, именуемая в науке административного права дисциплинарным производством, административным процессом. Правовое регулирование проведения служебных проверок в таможенных органах осуществляется ведомственными нормативными актами. Так, Федеральная таможенная служба издала Приказ "Об утверждении Инструкции об организации и о проведении служебной проверки в таможенных органах Российской Федерации" от 02.08.2012 N 1557, в котором установлены общие положения (гл. I) о проведении проверок, урегулированы вопросы организации и проведения служебной проверки (гл. II)[13].

В Инструкции установлено, что целью служебной проверки является выявление фактов, обстоятельств, причин совершения сотрудниками таможенных органов дисциплинарных проступков. В процессе служебной проверки в соответствии с Инструкцией необходимо решить ряд важнейших задач, первой из которых является объективно и всесторонне установить элементы состава должностного проступка: а) факт совершения дисциплинарного проступка, время, место, обстоятельства его совершения; б) сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок, и лиц, причастных к его совершению; в) деловые качества сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок; г) вину сотрудника при совершении дисциплинарного проступка или степень вины каждого сотрудника при его совершении несколькими сотрудниками; д) причинно-следственную связь между действиями (бездействием) сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок, и наступившими последствиями; е) размер материального ущерба, причиненного в результате совершения дисциплинарного проступка; ж) обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок; з) отношение сотрудника к совершенному им дисциплинарному проступку и его последствиям; и) причины и условия, которые способствовали совершению дисциплинарного проступка.

Вторая задача, решаемая в процессе проведения служебной проверки, - оформить документально все сведения о дисциплинарном проступке и подготовить предложения о мере дисциплинарной или материальной ответственности сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок. Ввиду того, что результаты служебной проверки используются для укрепления служебной дисциплины и профилактики правонарушений среди служащих таможенных органов, лицам, осуществляющим служебную проверку, необходимо реализовать третью задачу - разработать предложения об организации и о проведении предупредительно-профилактических мероприятий, направленных на устранение причин и условий, способствовавших совершению дисциплинарного проступка.

Таким образом, дисциплинарным проступком следует понимать действие (бездействие) должностного лица таможенного органа, повлекшее нарушение служебной дисциплины, за которое уполномоченное лицо таможенного органа применяет предусмотренные законом дисциплинарные меры воздействия и взыскания.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: