double arrow

Понятие, виды и порядок наложения дисциплинарных взысканий в таможенных органах Российской Федерации

 

Средством привлечения к дисциплинарной ответственности является дисциплинарное взыскание. Дисциплинарные взыскания - это меры воздействия, закрепленные в нормативно-правовых актах и налагаемые компетентными, специально уполномоченными субъектами линейной власти на служащих, совершивших проступок в связи с исполнением служебных обязанностей или совершивших иные деяния, влияющие на их особый правовой статус. Цель их применения двоякая: с одной стороны - наказать виновного, с другой - общая и частная превенция правонарушений, - достигается как содержанием, так и процедурой их назначения.

Применение взысканий к виновным лицам не только принуждает нарушителя к соблюдению норм служебной дисциплины, но и побуждает их к сознательному исполнению служебного долга, оказывая при этом общепредупредительное воздействие не только на самого нарушителя, но и на других служащих. Поскольку дисциплинарные взыскания осуществляются в рамках устойчивых коллективов, среди них много морально-правовых санкций (замечание, выговор), санкций, изменяющих, прекращающих связи лица с коллективом (понижение в должности, увольнение).

Виды дисциплинарных взысканий, применяемых к государственным служащим, определены в законодательстве. В частности, в отношении служащих таможенных органов действуют положения Закона № 114-ФЗ[14]. В ст. 29 установлены виды дисциплинарных взысканий, налагаемых на сотрудников таможенных органов, к числу которых отнесены: а) замечание; б) выговор; в) строгий выговор; г) предупреждение о неполном служебном соответствии по результатам аттестации; д) увольнение из таможенных органов. В Дисциплинарном уставе[15] установлены общие положения о дисциплинарной ответственности (гл. I), виды дисциплинарных взысканий и порядок их наложения (гл. IV), установлены процедурные правила, регламентирующие порядок обжалования решений о привлечении к дисциплинарной ответственности (гл. V).

За каждый случай нарушения служебной дисциплины применяется только одно дисциплинарное взыскание. До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника должно быть затребовано письменное объяснение. При необходимости проводится служебная проверка указанных в нем сведений с вынесением соответствующего заключения по ее результатам. Отказ сотрудника от дачи письменного объяснения по существу совершенного им дисциплинарного проступка не может служить препятствием для применения дисциплинарного взыскания. В случае отказа сотрудника от дачи письменного объяснения составляется акт в порядке, установленном руководителем Федеральной таможенной службы.

Основанием для наложения на сотрудника дисциплинарного взыскания является, как правило, заключение о результатах служебной проверки, подтверждающее совершение сотрудником дисциплинарного проступка. Порядок организации и проведения служебной проверки определяется руководителем Федеральной таможенной службы. При наложении на сотрудника дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного им дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, его предшествующие служба и поведение. Если в результате служебной проверки будет обнаружено, что сотрудник допустил действия, указывающие на признаки преступления, руководитель таможенного органа обязан незамедлительно передать полученные материалы в органы дознания или предварительного следствия.

В случае нецелесообразности применения дисциплинарного взыскания начальник таможенного органа может ограничиться предупреждением подчиненного о необходимости строгого соблюдения дисциплины.

В соответствии со статьей 29 Закона № 114-ФЗ[16] за нарушение служебной дисциплины на сотрудников могут налагаться в порядке, предусмотренном Дисциплинарным уставом, следующие виды дисциплинарных взысканий:

1) замечание;

2) выговор;

3) строгий выговор;

4) предупреждение о неполном служебном соответствии по результатам аттестации;

5) увольнение из таможенных органов.

Увольнение из таможенных органов сотрудника - как вид дисциплинарного взыскания - производится начальником таможенного органа, имеющим право назначения на должность. При наложении дисциплинарного взыскания начальник таможенного органа обязан соблюдать правила служебной этики.

Если в зависимости от степени тяжести дисциплинарного проступка необходимо применить меры дисциплинарного взыскания, превышающие объем прав, предоставленных данному начальнику таможенного органа, он входит к вышестоящему начальнику с соответствующим представлением.

Право снятия дисциплинарного взыскания, которое было наложено ранее, принадлежит тому начальнику таможенного органа (лицу, его замещающему), которым взыскание было наложено, либо вышестоящему начальнику. С сотрудника одновременно может быть снято только одно дисциплинарное взыскание.

В течение срока действия дисциплинарного взыскания меры поощрения, предусмотренные Дисциплинарным уставом, к сотруднику не применяются, за исключением досрочного снятия ранее наложенного дисциплинарного взыскания. Применение к сотруднику дисциплинарного взыскания не освобождает его от других видов ответственности, предусмотренных законодательством РФ.

Дисциплинарное взыскание налагается не позднее месяца со дня, когда начальнику таможенного органа стало известно о совершенном проступке, не считая времени болезни сотрудника или пребывания его в отпуске. Основанием для применения такого вида дисциплинарного взыскания, как предупреждение о неполном служебном соответствии по результатам аттестации, является приказ начальника, основанный на решении аттестационной комиссии.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено: во время болезни сотрудника; в период нахождения сотрудника в отпуске или командировке; в случае если со дня совершения проступка прошло более шести месяцев. Дисциплинарное взыскание по результатам ревизии финансово-хозяйственной деятельности не может быть применено позднее двух лет со дня совершения проступка. В указанные сроки не включается период нахождения сотрудника в отпуске, время болезни, а также время производства по уголовному делу или делу об административном правонарушении.

Дисциплинарное взыскание объявляется в приказе, с которым сотрудник должен быть ознакомлен в 3-дневный срок под расписку. Вышестоящий начальник таможенного органа имеет право отменить, смягчить или усилить (в пределах предоставленных ему прав) дисциплинарное взыскание, наложенное нижестоящим начальником, если найдет, что это взыскание не соответствует тяжести совершенного проступка. Сотрудник считается не имеющим дисциплинарного взыскания, если в течение года со дня его наложения он не подвергался вновь дисциплинарному взысканию.

Начальник таможенного органа, наложивший на сотрудника дисциплинарное взыскание, или вышестоящий начальник может снять это взыскание до истечения года, если сотрудник заслужил это добросовестным отношением к службе и не допустил вновь нарушения служебной дисциплины. Непосредственный начальник может ходатайствовать о досрочном снятии с сотрудника дисциплинарного взыскания. Это ходатайство начальник, наложивший дисциплинарное взыскание, обязан рассмотреть в срок не позднее 15 дней со дня его получения. Права начальников конкретных таможенных органов, касающиеся наложения дисциплинарных взысканий, определяются руководителем Федеральной таможенной службы.

Таким образом, виды дисциплинарных взысканий сотрудника таможенных органов: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии по результатам аттестации; увольнение из таможенных органов. В таможенных правоотношениях основанием применения дисциплинарных мер взыскания и воздействия является нарушение служебной дисциплины. Порядок наложения и срок действия дисциплинарного взыскания устанавливается Федеральным законом закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации», Дисциплинарным уставом.

 

 

Заключение

 

Дисциплинарная ответственность - это самостоятельный вид юридической ответственности в сфере труда, субъектами правоотношений которой являются работник и работодатель (государство и государственный служащий).

Под дисциплинарной ответственностью таможенных служащих следует понимать применение мер дисциплинарного воздействия к государственным таможенным служащим в рамках служебного подчинения за виновные нарушения порядка и условий прохождения государственной таможенной службы, не преследуемые в уголовном порядке.

Основанием для привлечения таможенного служащего к дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок (нарушение служебной дисциплины), т.е. виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение таможенным служащим возложенных на него должностных обязанностей. Таможенные органы имеют право принимать решения, направленные на применение дисциплинарных мер взыскания и воздействия. Виды дисциплинарных взысканий сотрудника таможенных органов: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии по результатам аттестации; увольнение из таможенных органов.

В таможенных правоотношениях основанием применения дисциплинарных мер взыскания и воздействия является нарушение служебной дисциплины, которая включает в себя требования по: соблюдению Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ; соблюдению прав и законных интересов граждан, участников внешнеэкономической деятельности и лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела; исполнению должностных обязанностей должностным лицом таможенного органа в соответствии с его должностным регламентом либо должностной инструкцией; исполнению иных обязанностей в соответствии с законодательством РФ, установленных для федерального государственного гражданского служащего или сотрудника таможенного органа; выполнению приказов и распоряжений начальников таможенных органов, отданных в пределах их должностных полномочий, за исключением заведомо незаконных; соблюдению ограничений, выполнению обязательств и требований к служебному поведению, не нарушению запретов, связанных с гражданской службой, которые установлены федеральными законами; поддержанию уровня квалификации, необходимого для исполнения должностных обязанностей; соблюдению служебного распорядка таможенного органа.

Слабыми сторонами дисциплинарного производства в таможенных органах являются его недостаточная правовая регламентация и, как следствие, произвольное решение многих вопросов по усмотрению соответствующих должностных лиц, которым подчинен провинившийся сотрудник; слабая дифференциация по видам применяемых дисциплинарных взысканий; малочисленные и реально не работающие гарантии прав личности, подвергнутой дисциплинарному взысканию; отсутствие специальных правовых норм, регулирующих порядок возмещения вреда, возникшего в результате совершенного дисциплинарного проступка, обязательности устранения причин и условий, способствующих нарушениям служебной дисциплины.

Список использованной литературы

 

1. Конституция Российской Федерации 1993г. (в последней ред. Законов РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря; 2008. 31 декабря.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 12.11.2012) // Собрание законодательства РФ от 07.01.2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.; 14.02.2011, N 7, ст. 901; http://www.pravo.gov.ru - 12.11.2012.

3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ (ред. от 12.11.2012) // Собрание законодательства РФ от 07.01.2002 №1 (ч. 1), ст. 3.

4. Федеральный закон»О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010 N 311-ФЗ (в последней ред. от 06.12.2011 N 409-ФЗ) // Российская газета, N 269, 29.11.2010; 07.12.2011.

5. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 21.11.2011, с изм. от 15.11.2012) // Собрание законодательства РФ, 02.08.2004, N 31, ст. 3215. http://www.pravo.gov.ru - 22.11.2011).

6. Федеральный закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации» от 21.07.1997 N 114-ФЗ (ред. от 06.12.2011) // Российская газета, N 146, 31.07.1997. http://www.pravo.gov.ru - 07.12.2011).

7. Постановление Правительства РФ «О Федеральной таможенной службе» от 26.07.2006 N 459 (ред. от 20.06.2011, с изм. от 31.01.2012) // Российская газета, N 167, 02.08.2006.

8. Приказ ФТС России «Об утверждении Инструкции об организации и о проведении служебной проверки в таможенных органах Российской Федерации» от 02.08.2012 N 1557 // Российская газета, N 245, 24.10.2012

9. Указ Президента РФ «Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации» от 16.11.1998 N 1396 (ред. от 30.09.2012) // Собрание законодательства РФ, N 47, 23.11.1998, ст. 5742.

Специальная литература

10. Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право. –М.: Норма, 2008. – С.169.

11. Гречкина О. В. Особенности применения мер принуждения таможенными органами // Актуальные проблемы российского права. - 2009. - № 1 (10).

12. Гришковец А.А. Дисциплинарная ответственность за административные правонарушения // Административная ответственность: вопросы теории и практики. Сборник статей. – М.: Изд-во ИГиП РАН, 2005. – С. 175-185.

13. Колосовский А.В. Дисциплинарная ответственность: позитивный и ретроспективный аспект // Трудовое право.- 2007.- N 8. – С.16-19.

14. Покровская В.В. Таможенное дело. - М.: Юрайт, 2011.

15. Пономарева Т.Л. Применение дисциплинарных взысканий к работникам таможенных органов Российской Федерации // Современная юридическая наука и правоприменение (III Саратовские правовые чтения): сборник тезисов докладов (по материалам Всероссийской научно-практической конференции, Саратов, 3-4 июня 2010 г.). Саратов: Изд-во СГАП, 2010. - С. 306-307.

16. Сванидзе Г.К. Административно-правовой статус служащих таможенных органов: автореф. дисс. …канд. юрид. наук/ Г.К. Сванидзе. - М., 2010. - С. 6.

17. Таможенное право. / отв. ред. О.Ю.Бакаева – М.: Норма, 2009.

18. Тимошенко И.В. Таможенное право России. – РнД: Феникс, 2008.

19. Толкушкин А.В. Таможенное дело. - М.: Кнорус. 2010.

20. Трунина Е. В. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О службе в таможенных органах Российской Федерации» – М.: Юстицинформ, 2010.


[1] Назарова Е.В. Понятие юридической ответственности как социального феномена // Социальное и пенсионное право. - 2007. - N 4. – С. 47.

[2] Сванидзе Г.К. Административно-правовой статус служащих таможенных органов: автореф. дисс. …канд. юрид. наук/ Г.К. Сванидзе. - М., 2010. - С. 6.

[3] Сванидзе Г.К. Административно-правовой статус служащих таможенных органов: автореф. дисс. …канд. юрид. наук/ Г.К. Сванидзе. - М., 2010. - С. 6.

[4] Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ (ред. от 12.11.2012) // Собрание законодательства РФ от 07.01.2002 №1 (ч. 1), ст. 3.

[5] Федеральный закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации» от 21.07.1997 N 114-ФЗ (в последней ред. от 06.12.2011 N 409-ФЗ) Российская газета, N 146, 31.07.1997. http://www.pravo.gov.ru - 07.12.2011.

[6] Указ Президента РФ «Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации» от 16.11.1998 N 1396 (ред. от 30.09.2012) // Собрание законодательства РФ, N 47, 23.11.1998, ст. 5742.

[7] Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 N 79-ФЗ (в последней ред. от 21.11.2011 N 329-ФЗ, с изм. от 06.12.2011) // Российская газета, N 162, 31.07.2004, http://www.pravo.gov.ru - 22.11.2011

[8] Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право. –М.: Норма, 2008. – С.169.

[9] Гришковец А.А. Дисциплинарная ответственность за административные правонарушения // Административная ответственность: вопросы теории и практики. Сборник статей. – М.: Изд-во ИГиП РАН, 2005. – С. 175-185.

[10] Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ (ред. от 12.11.2012) // Собрание законодательства РФ от 07.01.2002 №1 (ч. 1), ст. 3.

[11] Указ Президента РФ «Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации» от 16.11.1998 N 1396 (ред. от 30.09.2012) // Собрание законодательства РФ, N 47, 23.11.1998, ст. 5742.

[12] Указ Президента РФ «Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации» от 16.11.1998 N 1396 (ред. от 30.09.2012) // Собрание законодательства РФ, N 47, 23.11.1998, ст. 5742.

[13] Приказ ФТС России "Об утверждении Инструкции об организации и о проведении служебной проверки в таможенных органах Российской Федерации" от 02.08.2012 N 1557 // Российская газета, N 245, 24.10.2012

[14] Федеральный закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации» от 21.07.1997 N 114-ФЗ (ред. от 06.12.2011) // Российская газета, N 146, 31.07.1997. http://www.pravo.gov.ru - 07.12.2011).

[15] Указ Президента РФ «Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации» от 16.11.1998 N 1396 (ред. от 30.09.2012) // Собрание законодательства РФ, N 47, 23.11.1998, ст. 5742.

[16] Федеральный закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации» от 21.07.1997 N 114-ФЗ (ред. от 06.12.2011) // Российская газета, N 146, 31.07.1997. http://www.pravo.gov.ru - 07.12.2011).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: