Введение
Среди различных форм самоорганизации граждан, предусмотренных законодательством, самой массовой является территориальное общественное самоуправление. Данная форма предусматривает управление территорией непосредственно жителями и позволяет им самостоятельно определять и решать те проблемы, которые зачастую органы власти не замечают в силу приоритета других задач и отсутствия необходимых финансовых средств.
Но, несмотря на широкие возможности для деятельности территориального общественного самоуправления, органам местного самоуправления достаточно сложно признать и в полную меру оценить значение территориального общественного самоуправления для муниципалитета.
Вместе с тем, территориальное общественное самоуправление оказывает значительный позитивный эффект на развитие муниципального образования в целом.
В первую очередь, прямое участие жителей в территориальном общественном самоуправлении обучает их разделять ответственность за развитие своего города и поселка. Совместное участие в решении вопросов местного значения позволяет аккумулировать человеческие и финансовые ресурсы муниципалитета.
Создавая комфортную среду жизнедеятельности на основе потребностей самих жителей, территориальное общественное самоуправление мотивирует жителей активного трудового возраста на проживание и построение своего жизненного пути именно в этом муниципальном образовании. Опора на мнение и ожидания жителей при принятии решений купирует социальную напряженность в муниципалитете. Таким образом, эффективная деятельность территориального общественного самоуправления позволяет повысить инвестиционную привлекательность муниципального образования в целом.
В свою очередь для эффективного развития территориального общественного самоуправления в конкретно взятом муниципальном образовании органы местного самоуправления должны приложить не только усилия организационно-управленческого плана, но и иметь высокий уровень мотивации и осознавать полезность территориального общественного самоуправления для развития муниципального образования.
Предложенные методические рекомендации составлены на основе практического опыта муниципальных образований Российской Федерации по созданию условий для формирования и развития территориального общественного самоуправления.
Методические рекомендации предназначены для должностных лиц местного самоуправления, специалистов органов местного самоуправления, депутатов представительных органов.
Мы надеемся, что данное издание станет путеводителем в развитии муниципального образования и повышении качества жизни его жителей.
1. Территориальное общественное самоуправление
Понятие территориального общественного самоуправления
Важнейшей формой участия населения в осуществлении местного самоуправления, основанной на организации граждан по месту их жительства, является ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ (далее - ТОС).
В Федеральном законе от 06.03.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории.
![]() |
Территориальное общественное самоуправление носит общественный характер. Поэтому ТОС создается исключительно по инициативе граждан и не может быть создано по решению органов местного самоуправления. В связи с тем, что закон не наделяет ТОС обязательной компетенцией, ТОС решает только те вопросы, которые добровольно примет на себя и несет ответственность только за эти вопросы. На основании уставов ТОС могут решать любые вопросы местного значения. Поэтому через создание и деятельность территориального общественного самоуправления, жители могут прямо и непосредственно участвовать в решении любых вопросов местного значения, реализуя собственные инициативы в разных формах как самостоятельно, так и в сотрудничестве или при поддержке органов местного самоуправления. ТОС в любой момент может прекратить свою деятельность и ликвидироваться.
Необходимо отметить, что до сих пор ведутся споры о сущности ТОС. Так, несмотря на лаконичное определение ТОС в Федеральном законе № 131-ФЗ, нет однозначного понимания о том, какую природу он имеет. С одной стороны, ТОС является территориальным сообществом жителей, объединенных общим местом проживания, то есть его нельзя отнести к общественным объединениям граждан. С другой стороны, ТОС не имеет закрепленных за ним властных полномочий, поэтому ТОС не может быть властным институтом.
Основное содержание территориального общественного самоуправления - определение оптимальных путей решения локальных проблем населения и добровольное исполнение жителями принимаемых на себя обязательств.
По своей сути ТОС - наиболее подвижная и оперативная форма самоорганизации граждан, что обусловлено следующими причинами:
- территориальное общественное самоуправление максимально приближено к жителям;
- возможности территориального общественного самоуправления гораздо шире, чем у других самоуправленческих систем;
- численность населения, с которым работают органы территориального общественного самоуправления, несоизмеримо меньше, чем в муниципальном образовании, поэтому появляется возможность работать с конкретными людьми, используя индивидуальный подход.[1]
Очень часто на практике возникает путаница между понятиями территориальное общественное самоуправления и товарищество собственников жилья (далее - ТСЖ). Для понимания сущности отличий необходимо вспомнить понятие ТСЖ. В соответствии с законодательством ТСЖ создается с целью совместного управления собственниками комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме или группе жилых домов. Вся деятельность ТСЖ связана с осуществлением прав собственности собственниками в жилищной сфере.
Для ТОС вся деятельность связана с реализацией инициатив граждан в вопросах местного значения. ТОС не может осуществлять прав собственности на имущество граждан или муниципального образования в целом
|
