Система правового регулирования территориального общественного самоуправления базируется на общепризнанных нормах международного права и российском законодательстве.
Правовую основу ТОС составляют следующие нормативные правовые акты:
- Европейская Хартия местного самоуправления от 15.10.1985 г.;
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
- Закон Республики Крым от 08.08.2014 г. «Об основах местного самоуправления в Республике Крым»;
- Устав муниципального образования и (или) муниципальные нормативные акты;
- Устав ТОС.
На федеральном уровне правового регулирования устанавливаются наиболее общие принципы организации ТОС.
Что касается регионального уровня, то практика особого (отдельного) правового регулирования ТОС в субъектах РФ не имеет широкого распространения. Лишь в некоторых регионах приняты законы о территориальном общественном самоуправлении:
|
|
- Закон Воронежской области от 20.11.2007 №116-ОЗ «О территориальном общественном самоуправлении в Воронежской области»;
- Закон от 10.10.1996 №150-ЗРК «О территориальном общественном самоуправлении в Республике Карелия».
На уровне субъектов в сфере ТОС возможно регулировать следующие вопросы:
- принципы ТОС, понятия, гарантии;
- государственная поддержка ТОС (например, Областной закон Архангельской области от 22.02.2014 №613-37-03 «О государственной поддержке территориального общественного самоуправления в Архангельской области»);
- формирование консультативных органов;
- комплексные программы развития ТОС (например, Постановление Администрации Волгоградской области от 08.11.2010 №538 «Об утверждении долгосрочной областной программы «Развитие территориального общественного самоуправления Волгоградской области» на 2011 – 2015 гг.»).
Если говорить о правовом регулировании ТОС на местном уровне, то
весомая роль в данной сфере принадлежит представительному органу муниципального образования. Для эффективной деятельности ТОС представительный орган городского, сельского поселения или городского округа должен принять ряд базовых муниципальных нормативных правовых актов:
- порядок организации и осуществления ТОС;
- порядок регистрации устава ТОС;
- условия и порядок выделения средств из местного бюджета и т.п.
Основываясь на практике правового регулирования ТОС на муниципальном уровне, ряд экспертов выделяют основные модели правого регулирования ТОС[2].
Модель | Содержание | Проблемы, недостатки |
«Минимальное регулирование» | Регулируются в основном порядок создания и регистрации ТОС, выражения инициативы населения в создании ТОС. В уставах муниципальных образования или иных муниципальных нормативных правовых актах (далее – МНПА) содержится только установленный в Федеральном законе № 131-ФЗ перечень норм. | Конкретизация положений законодательства затрагивает лишь вопросы создания и регистрации ТОС. Отсутствует правовое регулирование конкретных форм и методов реализации общественных инициатив в ТОС. |
«Взаимодействие» | В МНПА расширяется круг прав органов и руководителей ТОС в сфере общественного контроля, взаимодействия с органами местного самоуправления, конкретизируются отдельные направления работы ТОС, вводятся некоторые гарантии взаимодействия ТОС и органов местного самоуправления. | Права и гарантии ТОС могут быть сформулированы в общем виде, что на практике может привести к трудностям при их реализации. ТОС из субъекта муниципальных правоотношений может стать «помощником» местной администрации (ТОСы будут выполнять только мобилизационную роль при проведении субботников и мероприятий по благоустройству). |
«Поддержка» | МНПА предусматривают механизмы материальной поддержки ТОС. | Подготовка проектов требует от руководителей ТОС определенных компетенций. При реализации модели длительное время с достаточным объемом финансирования, в деятельности ТОС может появиться иждивенческая позиция. |
«Партнерство» | Модель предполагает долгосрочное комплексное развитие ТОС на основе партнерства ТОСов, органов местного самоуправления, органов государственной власти, государственных и муниципальных учреждений, бизнес структур. Особенности правового регулирования при модели партнерства: - наличие программного документа развития ТОС, содержащего ключевые показатели результатов; - наличие пакета нормативно-правовых актов о ТОС; - наличие нормативно-правовых актов о закреплении определенной инфраструктуры поддержки ТОС. | МНПА не всегда содержат гарантии и конкретные механизмы решения проблем, с которыми сталкиваются ТОС, что может существенно тормозить реализацию программ. |
|
|
Любая из представленных моделей имеет свои преимущества и недостатки. Таким образом, при выборе модели правового регулирования ТОС на муниципальном уровне необходимо оценить следующие факторы:
- исходные условия;
- цели правового регулирования;
- проблемы, которые необходимо решить;
- организационные, правовые, экономические инструменты и механизмы решения проблем.
Примеры муниципальных нормативных правовых актов о ТОС:
- Положение о территориальном общественном самоуправлении в муниципальном образовании Евпатория Республики Крым;
- Положение о территориальном общественном самоуправлении в муниципальном образовании Добровское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым;
- Положение о порядке регистрации устава территориального общественного самоуправления и ведении реестра территориального общественного самоуправления муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области;
- Муниципальная программа «Развитие территориального общественного самоуправления в Орджоникидзевском районе на 2014 – 2016 гг.»;
- Муниципальная долгосрочная программа «Поддержка развития территориального общественного самоуправления и общественных объединений в г.Туле».
В основе проектирования МНПА о ТОС (цели, задачи, содержание) лежат следующие факторы:
- вид муниципального образования;
- тип застройки (индивидуальная, малоэтажная, многоэтажная и т.п.);
- социально-демографическая структура муниципального образования;
|
|
- особенности муниципальной экономики в муниципальном образовании;
- уровень вовлеченности жителей, местных сообществ в практики участия в местном самоуправления;
- информационная инфраструктура в муниципальном образовании;
- местные традиции[3].