Урок «Повторение и обобщение изученного
По теме «Местоимение», 5 класс
Тема «Повторение и обобщение изученного по теме «Местоимение»
Цели урока:
Обучающие:
− Систематизация знаний учащихся о местоимении;
− Проверка умения учащихся проводить морфологический разбор местоимения;
− Проверка орфографических навыков написания местоимения;
− Проверка речевых навыков употребления написания местоимений;
− Расстановка знаков препинания в сложном предложении.
Развивающие:
− Развитие логических операций: сравнение, синтез; анализ;
− Умение контролировать свою учебную деятельность.
Воспитательная: воспитание чувства любви к русскому языку
Оборудование урока:
записи на доске, компьютер, проектор, презентация, карточки с буквами Е-И, О-А
Ход урока
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, и я надеюсь, что вы покажете хорошие знания.
Словарно-орфографическая работа с использованием сигнальных карточек
Е или И?
ПОКРУТИТ
ВЕРТИТ
КОЛЕТ
СЛЫШИТ
ДУМАЕТ
РУБИТ
ЗАСЕЛИТ
КУПАЕШЬ
ПРЯЧЕШЬ
ЗНАЕТ
ГОНИШЬ
РАССТИЛАЕШЬ
МАНИШЬ
ХВАЛИШЬ
СТЕЛЕТ
СМОТРИШЬ
КЛЕИМ
СЕЕМ
Введение в тему.
Ребята, недавно в автобусе я увидела рекламу компьютеров, девизом которой стало крылатое выражение «Всё своё ношу с собой!» Как вы думаете, почему эти слова взяли в качестве девиза для рекламы компьютеров? Выступление ученика.
Древнегреческий мудрец Биант Приенский (VI в. до н.э.), спасаясь от врагов, покидал город налегке. Кто-то спросил у мудреца, где его вещи, на что Биант ответил: «Всё своё ношу с собой». В отличие от сограждан, старавшихся захватить побольше вещей, мудрец полагал истинным имуществом не пожитки, а интеллект. Однако на протяжении многих веков его слова цитируют, имея в виду не ум, не мудрость как подлинное богатство человека, а скудность его личного имущества.
Интересно, что в этой фразе всего 5 слов. А какие это части речи? (Из 5 слов – 3 местоимения) Учёные доказали, что среди всех частей речи местоимения занимают одно из первых мест по частоте употребления. (Из 30 самых частых слов – 12 местоимений. После глагола и существительного местоимение занимает по употребительности третье место).
Мы завершаем изучение местоимений. В связи с этим, как вам кажется, о чём было бы полезно поговорить на сегодняшнем уроке? Каковы цели урока? (Знать основные морфологические признаки местоимений, их разряды, правила правописания, уметь различать местоимения разных разрядов, правильно их использовать в речи, безошибочно писать местоимения).
Актуализация опорных знаний
Местоимение – часть речи необычная, и поэтому урок у нас сегодня пройдёт не совсем обычно. Мы отправляемся в путешествие по городу Местоимений. И как бывалые туристы, начнём со сборов рюкзаков, дорожных сумок. Но собирать в них мы будем необычный багаж – багаж знаний о местоимениях. Чтобы попасть в город Местоимений, вам нужно пройти шуточный тест.
Местоимения употребляют …
А) вместо имени
Б) вместо фамилии
В) вместо отчества
Местоимения бывают…
А) отличные
Б) личные
В) общие
Прежде всего мы, наверное, должны знать основные сведения о городе, в который предстоит нам отправиться. Проверим себя.
Экспресс-ответ
Продолжить следующие фразы одним словом:
− местоимения – это … (?) часть речи (самостоятельная)
− она указывает на … (?) (на предмет, признак, количество)
− но … (?) (что не делает?) (но не называет их)
− в предложении местоимения могут быть …(подлежащим, дополнением, определением)
А теперь с некоторым запасом знаний – в путь. Наша первая остановка – на Перекрёстке Орфограмм.
Какие орфограммы, связанные с личными местоимениями вам известны?
6. Выборочный диктант. Учащиеся должны выписать только местоимения.
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!
Я тебя ладонью хлопал,
Ты скакал и звонко топал,
Ты пятнадцать раз подряд
Прыгал в угол и назад.
Физминутка
Ребята, посмотрите, какая великолепная картина перед нами, представим, что это страна Местоимения. Она навевает покой, умиротворение. Давайте, расслабимся, посмотрим вверх, в стороны, повращаем глазками. Вдох-выдох.