Текст: Мы веруем в Лавхул-Махфуз, перо (калам) и все, что в нем написано

Комментарий: Всевышний Аллах говорит:

"بل هو قرآن مجيد. في لوح محفوظ" البروج: 21-22.

Смысл: («Нет, (то, что они отрицают) является Великим Кораном, который находится в Лавхул-Махфуз (т.е. Доске, защищенной от всякого разрушения и изменения)». Из перевода Корана Алауддина Мансура с комментариями). Лавх (доска), в которой записаны судьбы созданий, называется Лавхул-Махфузом.

А калам (перо) же создано Аллахом, и при помощи его Аллах записал судьбы созданий в Лавхул-Махфуз. Наш пророк, да благословит и приветствует его Аллах, в этом смысле говорит: «Первое, что создал Аллах, - это калам (перо). После того, как Аллах создал его, Он сказал ему: «Пиши». Калам спросил: «О, мой Господь, что писать?» Аллах сказал: «Напиши судьбу всего, что произойдет до Судного дня» (Сахих. Передано Абу Давудом и Термизи).

(Мы веруем в Лавхул-Махфуз и Калам и не ломает голову над тем, какими они являются.)

54. فـَلـَوْ اجْتـَمَعَ الخـَلقُ كُلـّهُمْ عَلى شَيءٍ كَتـَبَهُ اللهُ تعالى فيه أنـَّهُ كَائِنٌ، لِيَجْعَلوهُ غـَيْر كائِن – لم يَقـْدِرُوا عَليهِ. ولو اجْتـَمَعُوا كُلـّهُمْ على شَيْءٍ لـَمْ يَـكْتبْهُ اللهُ تعالى فِيه، لِيَجْعَلـُوهُ كَائِناً لـَمْ يَقدِرُوا عَليْهِ. جَفَّ القـَلـَمُ بمَا هُوَ كَائِن إلى يَوم القِيَامَةِ

Текст: Если все создания соберутся для того, чтобы не произошло того, что записал Всевышний Аллах в Лавхул-Махфузе, что должно произойти, они не смогут этого сделать. Если все создания объединяться для того, чтобы свершилось то, чего Всевышний Аллах не записал в Лахвул-Махфузе, они тоже не смогут этого сделать. Чернила пера, написав то, что произойдет до Судного дня, уже высохли

Комментарий:

عن عبد الله بن عباس رضي الله عنهما, قال: كنت خلف رسول الله صلى الله عليه وآله وسلم يوما فقال: " يا غلام ألا أعلمك كلمات: احفظ الله يحفظك, احفظ الله تجده تجاهك, إذا سألت فاسأل الله, وإذا استعنت فاستعن بالله, واعلم أن الأمة لو اجتمعوا على أن ينفعوك لم ينفعوك إلا بشيء كتبه الله لك, ولو اجتمعوا على أن يضروك لم يضروك إلا بشيء قد كتبه الله عليك, رفعت الأقلام وجفت الصحف" رواه الترمذي وقال حسن صحيح.

Передается от Абдуллоха бин Аббаса разияллоху анхума, он говорит: Однажды я стоял позади Посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах. Тогда он сказал: (смысл) “Эй мальчик, не научить ли тебя нескольким словам-поучениям? Оберегай (соблюдай) границы Аллаха, тогда и Он будет тебя оберегать. Оберегай (соблюдай) границы Аллаха, тогда ты найдешь Его пред собой. Когда бы ты ни спросил, спрашивай у Аллаха. Когда бы ты ни просил помощи, проси ее у Аллаха. Знай, если вся община соберется, для того чтобы принести тебе пользу, они принесут тебе только пользу, записанную Аллахом. Если они соберутся, для того чтобы принести тебе вред, они принесут тебе только вред, записанный Аллахом. Перы подняты, а страницы высохли”.

55. و مَا أخـْطـَأ العَبْدَ لـَمْ يَـكُنْ لِيُصِيبَهُ، ومَا أصَابَهُ لَمْ يَـكُنْ لِيُخـْطِئَهُ

Текст: То, что предопределено для раба Аллаха, обязательно постигнет его, не обойдя его стороной. То, что не постигло его, то не было записано в его судьбе. Оно и не должно было его постигнуть

Комментарий: Как было сказано выше, то, что предопределено в судьбе, обязательно свершится.

56. وعَلى العَبْدِ أنْ يَعْلمَ أنَّ اللهَ قـّدْ سَبَقَ عِلمُهُ فِي كُل كَائِن مِنْ خـَلقِهِ, فـَقـَدَّرَ ذلك تـَقدِيراً مُحْكَماً مُبْرَماً, لـَيْسَ فِيهِ نـَاقِضٌ، ولا مُعَقبٌ، وََ لا مُزيلٌ، ولا مُغـَيِّرٌ، ولا نـَاقِصٌ ولا زَائِدٌ مِنْ خـَلقِـهِ فِي سَمَاوَاتِهِ وَأرْضِهِ.

Текст: Рабу Аллаха необходимо знать, что все, что происходит с созданиями Всевышнего Аллаха, было известно Ему заранее. Аллах записал это в предопределение прочным и неизменным. Нет никого из созданий в Его небесах и земле, кто бы задержал, уничтожил, изменил, уменьшил или увеличил это предопределение

Комментарий: Всевышний Аллах говорит:

"ألا يعلم من خلق و هو اللطيف الخبير" الملك: 14

(Саади рахимахуллох комментирует данный аят следующим образом: “Разве не знает Создатель-Аллах, сотворивший создания такими прекрасными и разноцветными? Как же Ему не знать?! Аллах является Латифом и Сведущим во всем. Имя Всевышнего Аллаха Ал-Латиф означает, что Он знает все тайны, скрытые и явные вещи, а также милостив к Своим верующим рабам.)

Пророк наш, да благословит и приветствует его Аллах, говорит так:

" قدّر الله مقاديرَ الخلق قبل أن يخلق السموات و الأرض بخمسين ألف سنة و كان عرشه على الماء". رواه مسلم.

Смысл: «Всевышний Аллах определил судьбы созданий за пятьдесят тысяч лет до создания небес и земли. Тогда Его Трон (Арш) был над водой».

Те из мутазилитов, кто глубже погряз в болоте, стали отрицать то, что Аллах знает заранее. Они сказали: Аллах не знает деяния рабов, до тех пор, пока они не совершат их. Аллах превыше слов, которые они говорят. Он – Великий.

57. وذلك مِن عَقـْدِ الإيمَان، وأصُول المَعْرفـَةِ, والاعْتِرَافُ بتـَوْحِيدِ اللهِ تعالى ورُبُوبـِيَّتِهِ، كَما قال تعالى في كِتـَابهِ: { وَ خـَلـَقَ كُلّ شَيْءٍ فـَقـَدَّرَهُ تـَقـْدِيراً } الفرقان:2. وقال تعالى: { وكَانَ أمْرُ اللهِ قـَدَراً مَقـْدُوراً } الأحزاب: 38.

 

Текст: Вера в судьбу так, как было вышеупомянуто, является узлом веры, основами просвещения и признанием тавхида Всевышнего Аллаха и Его рубубия (то, что Он создает, дает удел и т. д.). Как сказал Аллах: “Он создал всякую вещь и предопределил ее судьбу” (Различение-2). Он также сказал: “Воля Aллaxa была peшeниeм пpeдопределенным”. (Сонмы-38).

Комментарий:В данном тексте, так же как и ранее, есть указание на веру в судьбу и то, что Всевышний Аллах знал заранее события, которые произойдут во Вселенной. Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, ответил на вопрос спрашивающего о вере (Джибрила алайхиссалам) следующим образом:

" أن تؤمن بالله و ملائكته و كتبه و رسله و اليوم الآخر, و تؤمن بالقدر خيره و شره " رواه مسلم.

 

Смысл: “Твое уверование в Аллаха, Его ангелов, Его книги, Его посланников, Судный день и судьбу, ее добро и зло”.

Выше было сказано, что вера в предопределение является «признанием тавхида и рубубия Всевышнего Аллаха». Т.е. пока нет веры в атрибуты Всевышнего Аллаха, тавхид не будет совершенным и не будет признания рубубия Аллаха. Кто скажет, что есть иной создатель, кроме Аллаха, тот, несомненно, станет мушриком. Раз это так, так что же будет с тем, кто утверждает, что каждый создает свои деяния?! Поэтому кадариты являются огнепоклонниками этой общины (уммы).

و روى أبو داود عن ابن عمر, عن النبي صلى الله عليه و سلم, قال: "القدرية مجوس هذه الأمة, إن مرضوا فلا تعودوهم, و إن ماتوا فلا تشهدوهم" (قال الألباني رحمه الله: إسناده ضعيف لكن له طرق يتقوى بها).

Абу Давуд передает от Ибн Умара, а тот – от Пророка, да благословит и приветствует его Аллах: «Наш пророк, да благословит и приветствует его Аллах, говорит: (смысл) «Кадариты являются огнепоклонниками этой общины. Если они заболеют, то не справляйтесь о них. Если они умрут, не участвуйте в похоронных молитвах для них».

58. فوَيْلٌ لِمَنْ صَارَ لِلّهِ تعالى في القـَدَر خـَصِيمًا, وأحْضَرَ لِلنـَّظـَر فِيهِ قـَلـْباً سَقِيماً, لـَقـَدْ الـْتـَمَسَ بـِوَهْمِهِ فِي فـَحْص الغـَيْبِ سِرّاً كَـتِـيماً, وعَادَ بمَا قال فِيهِ أفـَّاكاً أثـِيما.ً

Текст: Да будет вайл-гибель тому, кто спорит с Всевышним Аллахом о предопределении, тому, кто подготовил свое больное сердце для того, чтобы взглянуть на него (на предопределение). Такая личность стала искать своим сомнением скрытую вещь и, высказавшись о ней, возвратилась, став большим лжецом и грешником.

Комментарий: В душе есть жизнь и смерть, болезнь и излечение. Эти вещи бывают тяжелее, чем у тела. Когда перед живым и здоровым сердцем ставятся недействительные и мерзкие вещи, оно от природы своей начинает презирать их, ненавидеть их и не оказывает им внимания. Мертвая же душа является противоположной этому, ибо она не может отделить добро от зла. По этому поводу Абдуллох бин Масуд, да будет доволен им Аллах, сказал следующее: «Погиб тот, чья душа не может узнать добро и зло».

Различают два вида болезни души: болезнь сомнения и болезнь похоти. Болезнь сомнения бывает хуже болезни похоти. Самое плохое сомнение – это сомнение в вопросе предопределения. Иногда душа заболевает, и ее болезнь ухудшается, однако ее хозяин не замечает этого. Ибо эта личность, оставив знание, необходимое для здоровья ее души, занимает себя другими вещами. Душа даже умирает, однако ее хозяин не чувствует ее смерти. Признаками этого являются то, что рана от мерзких деяний не мучает его, а также то, что он не болеет из-за своего неведения истины и недействительности своей доктрины. Если в душе человека есть жизнь, она будет болеть из-за совершения плохого деяния, а также по мере ее жизни будет мучиться из-за злых людей. Этот человек будет чувствовать, что его душа болеет, однако для такого человека будет тяжела горечь лечения и терпения. Ибо лечение души бывает против похоти.

Когда терпеливый и верный (верующий следует по пути рая), и его душа почувствует, что он является спутником самой первой великой общины, небольшая численность его товарищей или их отсутствие не будет бросать его в ужас безнадежности. Всевышний Аллах рассказал в 69-аяте суры «Женщины» о том, кто является первой великой общиной, следующим образом:

{ الذين أنعم الله عليهم من النبيين و الصديقين و الشهداء و الصالحين و حسن أولئك رفيقا } النساء: 69.

Смысл: «Они - пpopoки (кого Аллах возвысил над другими, дав им благо вахй-ниспослания), пpaвeдники (сиддики – в прекрасном виде подтвердившие путь, принесенный пророками), мученики (убитые в бою за то, чтобы слово Аллаха возвысилось), блaгoчecтивые (чей внутренний мир и внешность достойны, а деяния благи), кoторым Aллax oкaзaл милocть. И cкoль пpeкpacны oни кaк спутники!» (На основе комментария Саади.)

Абу Шома, да будет над ним милость Аллаха, в своей книге «Ал-хавадису вал-бидаа» говорит: «В шариат пришел приказ держаться за общину. Целью этого является придерживание истины и следование ей, несмотря на то, что придерживающихся ей мало, а противящихся ей много. Ибо истина – это путь, по которому шла самая первая община во времена нашего пророка, да благословит и приветствует его Аллах, и его сподвижников. Мы не обращаем внимания на то, что много тех, кто после них последовал недействительной доктрине. Хасанул-Басрий, да будет над ним милость Аллаха, сказал так:

"السنة- و الذي لا إله إلا هو- بين الغالي والجافي, فاصبروا عليها رحمكم الله, فإن أهل السنة كانوا أقل الناس فيما مضى, وهم أقل الناس فيما بقي, الذين لم يذهبوا مع أهل الإتراف في إترافهم, ولا مع أهل البدع في بدعتهم, وصبروا على سنتهم حتى لقوا ربهم فكذلك فكونوا"

Смысл: «Сунна – это, клянусь Аллахом, кроме которого нет бога, достойного поклонения, между впаданием в болото крайности и полным оставлением. Терпите на пути Сунны, да смилостивится над вами Аллах, поскольку и в прежние времена людей Сунны было мало. И после этого их будет мало. Они такие люди, которые не пошли в распутство с распутниками. Они не окунулись в новшества (бид’а) вместе с людьми бид’а. Они терпели на пути Сунны до тех пор, пока не встретились со своим Господом. Вы тоже будьте такими».

 

59. والعرش والكرسي حق.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: