Текст: Арш и Курсий - истинны

Комментарий: Всевышний Аллах в 54-аяте суры «Аъроф» сказал:

{ إن ربكم الله الذي خلق السماوات والأرض في ستة أيام ثم استوى على العرش يغشي الليل النهار يطلبه حثيثا والشمس والقمر والنجوم مسخرات بأمره ألا له الخلق والأمر تبارك الله رب العالمين } الأعراف: 54

Табари рахимахуллох комментирует смысл данного аята следующим образом: “О люди, Ваш Господь-Хозяин и Тот, кто поправляет ваши дела - это Аллах, который достоин, чтобы все поклонялись Ему. Он создал небеса и землю за шесть дней. Эти дни – воскресенье, понедельник, вторник, среда, четверг и пятница. Затем Он возвысился на Трон, достойно Своему Величию. Он покрывает день ночью. Когда приходит ночь, день быстро уходит. Когда приходит день, уходит ночь. Также Он создал солнце, луну и звезды, подчиненными Себе. Знайте же: создание и приказание принадлежит только Ему. Аллах, Господь всех миров, является Великим, у которого много добра (ихсана)”. Всевышний Аллах в других аятах также упоминает Арш (Трон).

Арш является чрезвычайно огромным созданием, и никто, кроме Аллаха, не объемлет его. Несколько великих ангелов поддерживают его. Арш является крышей рая Фирдавс. Все это есть в сахих хадисах пророка, да благословит и приветствует его Аллах. В «Сахихул-Бухари» передается от нашего пророка, да благословит и приветствует его Аллах, он говорит:

" إذا سألتم الله الجنة فاسألوه الفردوس، فإنه أوسط الجنة, و فوقه عرش الرحمن"

Смысл: “Когда вы просите у Аллаха рай, просите рай Фирдавс, поскольку он является центром (вершиной) рая. Над ним находится Арш Рохмана”.

То, что у Арша есть опоры, является истиной. Нельзя предполагать, что это - ангелы. Некоторые философы предположили, что Арш является небом, охватывающим мир со всех сторон. Это неверно. В словаре Арш – это трон царей. Слова тех, кто считает Арш собственностью (мулк), также являются недействительными.

Курсий также является истиной. Те, кто говорит, что Курсий является Аршем, неправы. Это является местом двух ступней. Его также не сможет охватить никто, кроме Аллаха. Всевышний Аллах в 255-аяте суры «Корова» сказал (смысл): «Его Курсий шире, чем небеса и Земля». Недействительно также называть Курсий знанием Аллаха.

(Арш и Курсий также входят в знания гайб. Каковы они – знает Аллах).

60. وهو مستغن عن العرش وما دونه, محيط بكل شيء وفوقه, وقد أعجز عن الإحاطة خلقه

Текст: Всевышний Аллах не нуждается в Арше и других вещах. Он охватывает все и находится над Аршем, расположенным выше всего. Всевышний Аллах сделал создания бессильными охватить Его. (Создания не могут узнать Всевышнего Аллаха)

Комментарий: Всевышний Аллах говорит в 6-аяте суры «Паук»:

{إن الله لغني عن العالمين} العنكبوت: 6

Смысл: “Несомненно, Аллах - не нуждающийся во всех мирах”.

Тахави рахимахуллох после слов об Арше и Курсий, упомянул о том, что Всевышний Аллах не нуждается в Арше и остальных вещах. Ибо Он создал Арш для того, чтобы возвыситься над ним, а не потому что Он нуждается в нем. Здесь есть мудрость Аллаха. Согласно ей Аллах возысился над Аршем. Необязательно, чтобы каждое нижележащее овладело, охватило и поддерживало каждое вышележащее над ним. Кроме того, необязательно, чтобы все, что находится наверху, нуждалось в том, что находится внизу. Посмотрите на небо – оно находится над Землей, однако оно не нуждается в ней. А пример же Аллаха велик и превыше всего. Наоборот, те, что внизу, нуждаются в Нем. Аллах не нуждается в том, что находится внизу. Арш же нуждается в Аллахе. Всевышний Аллах охватывает Арш. Арш же не может охватить Его.

Выше было сказано: “Он – Всеохватывающий, и находится над Аршем, стоящим выше всего”. Если бы те, кто отрицает величие Аллаха, описывали бы Аллаха тщательно, как описано выше, они бы нашли верный путь, а также пошли бы путем доказательств. Однако же они отошли от доказательств и свернули с правильного пути. Когда Имама Малика, рахимахуллох, спросили об аяте

ثم استوى على العرش

(Затем Он возвысился над Аршем): “Как возвысился?”, он ответил: «Ясно, что Он возвысился, а как - неясно».

Самым вышестоящим созданием является Арш, а Аллах возвысился над ним, и Он – Всеохватывающий. Доказательством тому, что Он является Всеохыватывающим, является 54-аят суры «Поклон»:

{ألا إنه بكل شيء محيط} حم السجدة: 54

Смысл: “Знайте: Всевышний Аллах - Всеохватывающий”. Абдуллох бин Аббас разияллоху анхума говорит:

ما السموات السبع و الأرضون السبع و ما فيهن و ما بينهن في يد الرحمن- إلا كخردلة في يد أحدكم.

Смысл: “Семь небес, семь земель, все, что расположено в них и между ними, находятся в руке Рохмана так же, как и в руке кого-нибудь из вас находится семя перца”.

То, что пример Аллаха является самым великим - несомненно. Если в руке у одного из нас будет семя перца, он схватит его, если пожелает. Тогда его рука охватит это семя. Если он захочет – поставит его под себя. В обоих случаях человек будет отделен от семени перца и будет над ним и превыше него. Раз это так, то каков же пример Аллаха?! Его ничто не может охватить. Если Он пожелает, то сегодня же схватит небеса и землю, как в Судный день.

18-й и 61-й аяты суры “Скот” являются доказательством тому, что Всевышний Аллах – над созданиями:

{و هو القاهر فوق عباده} الأنعام: 18,61.

Смысл: “Всевышний Аллах силой возвысился над Своими рабами, желают ли они этого или нет”. В 50-ом же аяте суры «Пчелы» сказано:

{يخافون ربهم من فوقهم} النحل: 50.

Смысл: «Создания боятся своего Господа, находящегося над ними».

Передается от Абу Хурайры разияллоху анху, пророк, да благословит и приветствует его Аллах, говорит следующее:

"لما قضى الله الخلق كتب في كتاب فهو عنده فوق العرش: أن رحمتي سبقت غضبي" متفق عليه.

Смысл: “Всевышний Аллах после того, как решил судьбы созданий, написал в книге, которая находится у Него над Аршем: «Моя милость превысила мой гнев».

(Также наш пророк, да благословит и приветствует его Аллах, говорит следующее:

"يتعاقبون فيكم ملائكة بالليل و ملائكة بالنهار و يجتمعون في صلاة الفجر و صلاة العصر، ثم يعرج الذين باتوا فيكم فيسألهم –و هو أعلم بهم-: كيف تركتم عبادي؟ فيقولون: تركناهم و هم يصلون و أتيناهم و هم يصلون" (رواه البخاري: 555)

Смысл: «Среди вас есть ангелы, наблюдающие за вами. Если одна их группа наблюдает за вами ночью, то другая наблюдает за вами днем. Ангелы собираются во время послеполуденной и утренней молитв для смены. Те ангелы, которые ночевали с вами, сдают смену второй группе и поднимаются в небо, к своему Господу. Тогда их Господь – Всевышний Аллах – хотя и знает лучше состояние своих рабов, задает о них следующий вопрос: «В каком состоянии вы оставили моих рабов?» Ангелы отвечают: «Когда мы их оставляли, они молились, когда мы к ним пришли, они тоже молились». («После утренней молитвы распределяется удел. Кто будет в это время в поклонении, того удел и деяния будет благословенны», - говорит Ибн Хаджар Aскалани, рахимахуллох)

Тот, кто прислушается к хадисам Посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, и словам нашим ученых-предшественников, тот найдет бесчисленное количество доказательств тому, что Аллах находится наверху.

Мутийул-Балхи говорит: «Когда Абу Ханифу (рахимахуллох) спросили: «Что будет с человеком, который скажет: «Я не знаю, на небе ли мой Господь или на Земле?» он ответил: «Несомненно, он станет неверным, поскольку Всевышний Аллах говорит:

{الرحمن على العرش استوى} طه: 5.

Смысл: “Рохман-Аллах возвысился над Аршем”. Его Арш находится над семью небесами”, сказал Абу Ханифа. Я сказал ему: «А если тот скажет, что Аллах - над Аршем, но не знает, на небе ли Арш или на Земле?» Тогда Абу Ханифа сказал: «Он – неверный, поскольку стал отрицать то, что Аллах находится на небе. Кто станет отрицать нахождение Аллаха на небе, поистине станет неверным». Не имеет значения то, что люди, отрицающие нахождение Аллаха над Аршем, относят себя к мазхабу Абу Ханифы. Иногда мутазилиты и другие также относят себя к мазхабу Абу Ханифы. Эти люди противоречат многим вопросам веры Абу Ханифы.

61. ونقول: إن الله اتخذ إبراهيم خليلاً، وكلم الله موسى تكليماً، إيماناً وتصديقاً وتسليماً.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: