Текст: Спокойствие (от макра Аллаха) и отсутствие надежды (на Его милость) выводят человека из Ислама. Истинный путь приверженцев киблы лежит между этими двумя путями

Комментарий: Необходимо, чтобы раб Аллаха жил, боясь и надеясь. Ибо настоящая похвальная боязнь является преградой между ним и тем, что запрещено Аллахом. Похвальная же надежда – это надежда человека, совершающего поклонения Аллаху на пути, озаренном Им, ради Его награды. Или же это надежда на прощение человека, совершившего грех, а затем раскаившегося. Абу Али Рузбари рахимахуллох говорит: “Боязнь и надежда похожи на два крыла птицы. Если крылья равны, то полет будет ровным и полным. Когда же в одном из крыльев имеется недостаток, недостаток будет и в полете. Если будут потеряны оба крыла, то птица окажется на краю гибели”. Всевышний Аллах, хваля приверженцев страха и надежды, сказал следующее:

{ تتجافى جنوبهم عن المضاجع يدعون ربهم خوفا وطمعا ومما رزقناهم ينفقون} السجدة: 16.

 

(Смысл данного аята Табари рахимахуллох комментирует следующим образом: “Эти люди, уверовавшие в аяты Аллаха, поднимаются со своих постелей и, бодрствуя, молят своего Господа, боясь его и надеясь на прощение своих грехов. Они надеятся на Его милость, добродетель, удел и прощение. Также они используют удел, который Мы им дали, на пути Аллаха. Они исполняют обязательства из удела, исполнить которые Аллах их обязал».)

Надежда подразумевает существование боязни. В противном случае придет спокойствие. Страх тоже подразумевает наличие надежды. В противном случае придет безнадежность. При боязни кого-либо кроме Аллаха, спасаются бегством от него. При боязни же Аллаха спасаются бегством к Нему. Значит, боящийся своего Господа – это прибегающий к Нему же.

عن النبي صلى الله عليه و سلم: "يقول الله عز و جل: أنا عند ظن عبدي بي. فليظن [ بي ] ما شاء". (متفق عليه. وفي رواية: " فلا تظنوا بالله إلا خيرا")

Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, говорит (смысл): “Аллах, Могущественный Он и Великий, говорит так: “Я – в подозрении моего раба. Пусть думает обо мне, что пожелает”. В одном предании сказано: “Думайте об Аллахе только хорошее”.

Ученые говорят: “Кто будет поклоняться Аллаху только лишь с любовью, тот станет мунафиком-лицемером. Кто будет поклоняться Ему только лишь со страхом - будет из числа харуритов-хавариджей. Кто будет поклоняться Аллаху с одной лишь надеждой, тот будет из числа мурджиитов. Кто же будет поклоняться Аллаху и с любовью, и со страхом, и с надеждой, тот будет верующим, поклоняющимся единому Аллаху”.

(Спокойствие от макра Аллаха и отсутствие надежды на милость Аллаха выводит человека из Ислама. Всевышний Аллах говорит следующее:

{ فلا يأمَنُ مَـكْرَ اللهِ إلا القومُ الخـَاسِرُونَ } الأعراف: 99.

Смысл: “Только народ, который погибнет, будет спокоен от макра Аллаха”. В 87-аяте же суры “Юсуф» Он говорит:

{ إنه لا يَيْـئَسُ مِن رَوْح اللهِ إلا القـَوْمُ الكَافِرُونَ } يوسف: 87.

«Ибо только неверные не имеют надежды на милость Аллаха». Путь приверженцев истины лежит между этими двумя путями. Поэтому необходимо, чтобы раб Аллаха совмещал страх перед макром Аллаха с надеждой на его милость. Из комментария Хумаййиса.)

69. لا يَخرُجُ العَبْدُ مِنَ الإيمَان إلا بـِجُحُودِ ما أدْخَلـَهُ فـِيهِ.

Текст: Раб Аллаха не выйдет из веры до тех пор, пока он не будет отрицать то, что ввело его в веру

Комментарий: Данным текстом Тахави рахимахуллох опровергает вероубеждение хавариджей и мутазилитов. По их убеждению человек вследствие совершения греха выходит из веры. Это убеждение неверно.

(Верующий покинет веру только совершением деяния, нарушающего ее. Например, зная, отрицать то, без чего невозможно представить себе веру – намаз, закат, пост. Мусульманин будет оставаться грешником до тех пор, пока он не раскаится. Его вера будет уменьшаться в зависимости от количества грехов. Вера полностью не покинет его до тех пор, пока он не совершит деяние, нарушающее его веру. С уменьшением сама вера не теряется, а ослабляется. Из комментария Хумаййиса.)

70. والإيمان: هو الإقرار باللسان، والتصديق بالجنان, وجميع ما صح عن رسول الله صلى الله عليه وسلم من الشرع والبيان كله حق. والإيمان واحد, وأهله في أصله سواء، والتفاضل بينهم بالخشية والتقى، ومخالفة الهوى، وملازمة الأولى.

Текст: Ийман (вера) – это признание словами и утверждение в сердце. Все сахих хадисы, переданные от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и описывающие шариат и дела религии, являются истиной. Вера – одна. В основе веры верующие равны. Лучшие среди них – те, кто (больше) боится (Аллаха), праведные, не поддавшиеся похоти и совершающие благие деяния

Комментарий: По определению веры люди высказали различные мнения. Малик, Шафии, Ахмад, Авзаи, Исхак бин Рохавайх, другие Ахли хадисы и жители Медины (да будет над всеми ними милость Аллаха!) а также захириты и одна группа философов сказали: “Вера – утверждение в сердце, признание на словах и соблюдение столпов (шариата типа намаза и закята)”. Многие наши ученые (т.е. ученые ханафитского мазхаба) высказали слова, упомянутые Тахави, да будет над ним милость Аллаха. Т.е. вера – признание на словах и утверждение в сердце.

Есть еще одно определение веры. В нем говорится: «Слово состоит из двух частей. Первое – это слово сердца, и его называют вероубеждением. Второе – это слово языка. А это – произнесение свидетельства Ислама. Деяние тоже подразделяется на две части. Первое – деяние сердца. В него входят намерение и ихлас (искренность). Второе – это деяние органов (типа рук и ног). Если пропадут вот эти четыре вещи, то вера пропадет полностью. Если не будет утверждения сердца, то от других частей не будет пользы. Если же останется утверждение сердца, а других частей не будет, вот это - поле для противоречий».

Имеется много доказательств из Корана, Сунны и жизни и слов предшественников о том, что вера увеличивается и уменьшается. Всевышний Аллах говорит:

{ وإذا تليت عليهم آياته زادتهم إيمانا} الأنفال: 2

Смысл: “Когда верующим читаются аяты Аллаха, их вера увеличивается ”.

71. والمؤمنون كلهم أولياء الرحمن


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: