Первые шаги на пути к решению

Я считаю, что мы, ученики Иисуса Христа, не вправе сомневаться в своей способности слышать Бога. Разувериться в ней — значит разувериться в возможности непосредственных отношений с Богом, а это совершенно немыслимо; против этого протестует и сердце, и разум, и многовековая традиция христианства.

Следовательно, парадокс, связанный с умением слушать Бога, необходимо разрешить. А для этого нужно, чтобы верующие ясно понимали пути Божьего водительства и общения с нами и могли уверенно применять это понимание на практике. Этому и посвящены остальные главы нашей книги. Но прежде чем приступить к выполнению этой задачи, отметим вкратце три основных препятствия, ожидающих нас на пути.

Во-первых, все, что нам известно из Библии и из истории былых времен о Божьем водительстве и встречах Бога с человеком, ясно показывает, что формы общения Бога с людьми разнообразны. Ничего иного мы и не могли ожидать, поскольку это разнообразие полностью соответствует истории общества и сложности человеческой личности. Бог-Искупитель обращается к человечеству всеми способами, какие подходят для падшего и ослабевшего мира. Нам следует внимательно рассмотреть все многообразие Его путей и понять, какие из них наилучшим образом соответствуют тому типу отношений между Богом и Его детьми, который Ему угоден. Если мы отдадим предпочтение формам общения, которые Бог выбирает лишь в крайнем случае, то никогда не сможем понять смысл Его обращения к нам, а возможно, и Его волю. Одна из главных задач этой книги — не допустить такого непонимания.

Во-вторых, стремясь услышать Бога, мы можем руководствоваться неверными мотивами. Все мы в той или иной степени обеспокоены грядущим. Человек по природе своей живет будущим и постоянно вынужден думать о нем независимо от того, хочет он этого или нет. Знать, что ждет нас впереди, — значит уметь подготовиться к этому; по крайней мере, так это выглядит с человеческой точки зрения. Знаменитый афоризм Фрэнсиса Бэкона «Знание — сила» нигде не проявляется так ярко, как в нашей заботе о собственном будущем. Вот почему мы неустанно проявляем интерес к грядущим событиям. В огромных корпорациях и правительственных учреждениях полным-полно «экспертов» и «аналитиков» — современных волхвов и прорицателей. В университетах преподают новый предмет — «футурологию». Вовсю процветает хиромантия и прочие способы предсказания судьбы.

В христианском же сообществе чрезвычайно популярно учение о том, как узнать волю Божью. Расс Джонстон (Russ Johnston) на основе собственного богатого опыта утверждает:

Я знаю одну церковь, которая в своей воскресной школе проводит факультативные занятия для взрослых. Раз в три месяца выбирается очередная тема для изучения. Пастор говорит, что курс лекций о том, как узнать Божью волю, люди готовы слушать снова и снова.

Я участвовал во многих конференциях, на которых проводились и семинары, и знаю, что, если один из двух десятков семинаров будет носить название «Как нам узнать волю Божью?», на него непременно запишется не меньше половины участников.

Но не обманывают ли себя все эти люди, которые вновь и вновь приходят на подобные лекции или семинары и при этом никак не обретут мира в душе, не поймут, какое место уготовил им Бог?

Боюсь, многие хотят услышать Бога только ради того, чтобы удостовериться в собственной праведности, обрести душевный комфорт и уверенность в себе. К таким «искателям» Божьей воли в полной мере относятся слова «Кто хочет душу (жизнь) свою сберечь, тот потеряет ее» (Матфея 16:25). Если я чрезвычайно озабочен тем, чтобы узнать Божью волю по отношению к себе, то вопреки распространенному мнению я веду себя не по-христиански. Я слишком занят собственной персоной и не думаю ни о благе ближнего, ни о славе Божьей.

Фредерик Б. Мейер (Frederic B. Meyer) пишет: «Где есть забота о личной выгоде, карьере, стремление получить людскую похвалу или одобрение — там попросту невозможно выяснить, что предназначено нам Богом»8. Попытки услышать Бога не приведут ни к чему хорошему, если в их основе лежат корыстные мотивы. Бог не пойдет нам навстречу. Чтобы действительно услышать Его голос и узнать Его волю, необходима иная мотивация.

И, в-третьих, мы не сможем проникнуть в суть Божьего общения с нами, если неверно понимаем саму Личность нашего Отца Небесного и сущность Его помыслов о нас — о Своих искупленных детях и друзьях. Не осознавая этого, мы не в состоянии понять, что такое церковь — Его искупительное сообщество — и что такое власть в Царстве Небесном.

Бог — не «рубаха-парень» и не приятель нам. Но и мы, согласно Его замыслу не роботы, которыми Он управляет на расстоянии, не марионетки в Его кукольном театре и не рабы, пляшущие под свист плетки по Его приказу. Если исходить из подобных представлений о Боге и Его отношения к нам, мы ни когда не научимся слышать Его. Вот что пишет Э. Стенли Джонс (E. Stanley Jones):

Очевидно, что главная цель нашего Отца Небесного — не подтолкнуть нас в том или ином направлении, а научить независимости и ответственности. Он направляет, а не подавляет. А из этого следует, что не стоит сидеть настороже с карандашом и чистым листом бумаги, готовясь записывать Божьи наставления на каждый день. Представьте себе родителя, который подробнейшим образом диктует ребенку все, что тому необходимо сделать в течение дня. Дитя попросту зачахнет и сломается. Родитель должен вести и направлять своего ребенка так, чтобы тот вырос независимой личностью, способной принимать верные решения. Именно так и поступает с нами Бог.

 

Беседуя с Богом

Выходит, что для идеального общения с Богом необходимо понять, кто такой Он, кто такие мы и какими должны быть взаимоотношения между Ним и нами. Неумение слушать Бога коренится в неспособности понять и принять тот тип отношений с Богом, какой угоден Ему, и духовно дорасти до этих отношений. Речь идет о типе дружеских отношений, когда друзья (каждый из которых — зрелая личность) делают общее дело; при этом их взгляды могут далеко не во всем совпадать.

Именно при таких отношениях настает момент, когда в наших сердцах звучит голос Господа — и мы слышим и узнаем его. Наш Добрый Пастырь предусмотрел это, дабы даровать нам жизнь, жизнь с избытком. Те, кто следует за Ним, будут иметь жизнь изобильную; «овцы за ним идут, потому что знают голос его» (Иоанна 10:4).

В следующей главе речь пойдет о проблемах, которые встают перед нами, когда мы учимся слушать голос Божий. Для решения этих проблем нам необходимо определить некоторые общие, но очень важные принципы.

Вопросы для размышления

1. Уверены ли вы, что Бог никогда не разговаривал с вами? Не происходило ли в вашей жизни событий, которые можно было бы счесть посланиями Божьими? Попробуйте припомнить их во всех подробностях.

2. Какова суть парадокса, о котором мы говорили в этой главе? Не кажется ли вам, что сложности, вызванные им, существуют и в вашей жизни, и в жизни ваших знакомых верующих?

3. В чем могут заключаться негативные стороны общения с Богом? Какого рода люди, по вашему мнению, отнеслись бы к жизни в постоянном общении с Ним без всякого энтузиазма?

4. Можете ли вы представить себе по-настоящему близкие отношения без какого бы то ни было общения?

5. Если пастор или другой деятель церкви утверждает, что с ним разговаривает Бог, следует ли расспросить его об этом подробнее? Если да, то как это сделать?

6. И, наконец, с учетом всех возможных соображений ответьте: вы действительно хотите, чтобы Бог беседовал с вами?

 

Глава 2

Умение слушать Бога:

Основные принципы

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: