Бог как строгий начальник

Мы, бесспорно, слишком часто представляем себе Бога примерно так, как слуга из притчи о талантах представлял своего господина, считая его «человеком жестоким». Убоявшись господина, он в своей слепоте и гордыне отдал ему ровно столько, сколько от него получил: «вот тебе твое» (см. Матфея 25:14-30). Этот человек не сумел «войти в радость господина [своего]», поскольку не доверял ему, не понимая его намерений. Он по-настоящему обидел господина, заподозрив его в корысти, в то время как тот искренне хотел поделиться с другими всем, что у него было.

Вот так же и мы безмерно обижаем Бога, приписывая Ему роль этакого деспота, надсмотрщика, «прораба» космических масштабов, который злорадно следит, как мы пляшем под его дудку, и скрупулезно подмечает все просчеты до единого. На самом же деле Бог предназначил нам быть Его друзьями (см. 2 Паралипоменон 20:7; Иоанна 15:13-15) и соработниками (см. 1 Коринфянам 3:9).

Бог берет на Себя роль начальника — довольного ли, сердитого ли — лишь в тех случаях, когда мы сами вынуждаем Его к этому своей ограниченностью, своим скудоумием. Ему часто приходится снисходить до нас, поскольку мы не способны подняться до Него (наше сознание затуманено опытом жизни в падшем мире с теми, кто подавляет нас — будь то родители, начальники, цари или те, кто «выкручивает нам руки» своей небескорыстной «любовью»). И тут, как всегда, срабатывает закон: «Как ты веровал, да будет тебе» (Матфея 8:13). Право, в любом случае лучше иметь хоть какие-то отношения с Богом, чем вообще никаких!

Стремясь услышать Бога и узнать Его волю, мы должны быть уверены, что делаем это во славу Божьего откровения во Христе. В первой главе я попытался показать, что желание услышать голос Божий и узнать волю Божью свойственно едва ли не каждому человеку. Однако нам очень нелегко очистить душу и разум от мотивов, мыслей и образов, ненавистных Тому Самому Богу, к Которому мы хотим приблизиться.

Примитивные ритуалы современных верующих (например, «библейская рулетка» — выбор стихов наугад в надежде угадать в них Божественное руководство) — не что иное, как отчаянные попытки суеверным путем получить слово Божье. Люди надеются услышать от Него, что ждет их в ближайшем будущем и как следует при этом поступать. Находятся и такие, кто исполнен решимости добиться слова Божьего силой — от Него или от кого-то другого. Многие из нас, подобно царю Саулу, обращаются к собственным «волшебницам из Аэндора» (см. 1 Царств 28).

Голос Божий может стать надежным и естественным фактом нашей жизни, только если мы воспринимаем его лишь как одну из сторон пребывания Бога в нас. Истинное общение с Богом немыслимо без общности с Ним. Каждому из нас Бог укажет Свою волю согласно его жизненным обстоятельствам. У каждого будет свой, особый путь жизни с Богом в Его земной и небесной семье. И это первая истина, которая поможет нам услышать голос Божий.

 

Просто человеки?

«Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос... боги в образе человеческом сошли к нам... Жрец же... хотел вместе с народом совершить жертвоприношение. Но Апостолы Варнава и Павел, услышавши о сем... бросившись в народ, громогласно говорили: мужи! что вы это делаете? и мы — подобные вам человеки...» (Деяния 14:11-15).

Вторая истина, без которой невозможно услыхать голос Бога, касается нашего личного отношения к содержанию Библии и в более широком смысле к житиям святых и поборников веры всех времен.

Приведенный отрывок из Деяний святых Апостолов прекрасно отражает типичную людскую реакцию на тех, кто близок к Богу и чья жизнь отмечена знаками Его присутствия. У нас мгновенно возникает мысль: «Это не просто люди!». Мы имеем в виду, что их опыт — в том числе и опыт общения с Богом — отличен от нашего, и сами они, наверное, не такие, как мы, поэтому мы в своем опыте общения с Богом никогда не сможем им уподобиться.

Спору нет: нелегко поверить, что человек, обнаруживающий явные признаки сверхъестественного, — всего лишь человек. В ранней церкви вопрос о человеческой природе Иисуса вызывал самые яростные богословские споры. Изначально доктрина о непорочном зачатии была введена именно с целью подтвердить тот факт, что Иисус имел тело человека, поскольку был в буквальном смысле рожден женщиной. Он был зачат в материнской утробе1. Еще раньше, «во дни плоти» Иисуса, человечность Его была совершенно очевидна, проявлялась в Его буквальном телесном присутствии, и даже Его ближайшие друзья и сторонники не могли увидеть Его Божественную природу. Когда конец был уже близок, «Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? видевший Меня видел Отца» (Иоанна 14:8-9).

Иисус был Богом — и при этом Человеком; был Человеком — и при этом Богом. Не поняв и не приняв эту аксиому, мы не сумеем в полной мере оценить Его искупительное присутствие в истории человечества. Легко говорить об этом, но строить на этом жизнь можно лишь с Божьей помощью, по благодати.

Проблема единства Божественного и человеческого серьезно волновала первых христиан. В Послании Иакова, брата Господа, упоминается Илия, чей пример помогает верующим разобраться в собственном опыте и возможностях. Испугавшись Иезавели, Илия бежал, «чтобы спасти жизнь свою», и изнывал от жалости к себе (см. 3 Царств 19) — все это недвусмысленно указывает на его вполне человеческую природу. Да, по воле Божьей Илия совершал немыслимые, фантастические подвиги, но при этом оставался простым смертным. Иаков пишет: «Илия был человек подобный нам» (Иакова 5:17).

Человечность Моисея, Давида и Илии, Павла, Петра и Самого Иисуса Христа, и многих других мужчин и женщин, чей путь отражен в Библии и истории церкви, — это факт; из которого мы должны вынести жизненно важный урок: наша человеческая природа не мешает нам знать Бога и общаться с Ним.

 

Как верить Библии

Подойдем к этому же вопросу с другой стороны. Если мы действительно хотим понимать Библию, мы должны исходить из допущения что практически все описанное в ней могло произойти и с нами, окажись мы там и тогда. Герои библейских событий чувствовали то же, что чувствовали бы на их месте мы с вами. Пока это до нас не дойдет, все, что с ними происходило, будет казаться нам нереальным, и мы попросту не сможем по-настоящему поверить Священному Писанию.

Неумение читать Библию как правдивую историческую летопись порождает две распространенные проблемы, характерные для евангельских христианских общин. Одна проблема заключается в том, что Библия превращается для них в сборник догматов и абстрактных истин о Боге; такую книгу можно читать сколько угодно и при этом ни разу не встретиться с Богом и не услышать Его голос. Вот почему религиозные власти времен Иисуса буквально отгораживались от Него Библией. Буква Священного Писания заслонила им Самого Бога. Они усердно изучали Закон, но Иисус сказал о них: «Не имеете слова Его пребывающего в вас» (Иоанна 5:38). А.У. Тозер по этому поводу очень точно подметил:

...Вполне возможно старательно изучать основы веры и при этом не иметь представления о вере как таковой. И вполне можно стать специалистом по части библейской доктрины, так и не испытав духовного просветления, — разум, точно окутанный пеленой, не в состоянии узреть духовную сущность истины.

Вторая проблема состоит в том, что, не умея рассматривать опыт библейских персонажей в контексте собственного опыта, мы либо перестаем читать Библию, либо впихиваем ее в себя малыми дозами — точно горькое лекарство, о котором кто-то сказал, что оно пойдет на пользу, во что мы в глубине души не верим.

«Секрет Полишинеля» многих «библейских» церквей заключается в том, что лишь очень немногие их члены читают Библию хотя бы с тем же интересом, с каким, например, открывают любимую газету или журнал. По моему отнюдь не умозрительному мнению, причина кроется в том, что они не умеют — их не научили! — толковать истории героев Библии на основе собственного жизненного опыта.

А может быть, их и вовсе предостерегали против такого понимания Библии, говоря, что оно неверно и даже опасно. Но Писание само учит нас исходить при чтении священных текстов из собственного пути. Ведь сказано же, что Павел, Варнава и Илия были такими же обычными людьми, как и мы с вами, и что Иисус понимает наши чувства и слабости, поскольку «подобно нам, искушен во всем» (Евреям 4:15). А это значит, что жизненный опыт героев Библии был, по сути, таким же, как наш.

Если человек хочет услышать голос Божий, обращенный лично к нему, ему в первую очередь следует вспомнить о тех персонажах Библии, которым довелось внимать Его словам. Как именно говорил с ними Бог? Что они при этом чувствовали? Читая о Его встречах с людьми, призовите на помощь дарованное вам Богом воображение. Спросите себя: что было бы, если бы это я, а не Моисей, стоял перед горящим кустом (см. Исход 3:2); я, а не отрок Самуил, лежал, закрыв глаза, в храме Господнем (см. 1 Царств 3:3-7); я, а не Елисей, вдохновенно слушал игру на гуслях (см. 4 Царств 3:15); я, а не Анания, узрел Господа и услышал Его слова о Павле (см. Деяния 9:11); я, а не Петр, молился на крыше дома, испытывая голод (см. Деяния 10:10)? Помолитесь: пусть Бог даст вам уверовать, что это может случиться с каждым из нас. Только тогда мы сумеем услышать узнать и понять голос Божий. Это наш второй основной принцип

Уничижение: «Кто, Господи? Я?!»

«Однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются; но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Луки 10:20).

В фильме Ричарда Эттенборо «Ганди» есть любопытный эпизод. Дело происходит в Южной Африке. Ганди — в то время молодой адвокат — и белый священник вопреки тогдашним южноафриканским законам вместе идут по тротуару, и к ним начинает приставать компания белых хулиганов. Неизвестно, чем бы все это обернулось, если бы вожака этой шайки не окликнула из окна мать и не приказала ему оставить людей в покое. Священник воскликнул: «Как нам повезло!». «А я думал, что вы верите в Бога», — заметил Ганди. «В Бога-то я верю, — ответил священник, — да только не верю, что Он учитывает меня, когда строит планы на день».

Зал, разумеется, смеется. Остроумно, ничего не скажешь! Но за этой фразой стоит целый ряд убеждений, мешающих нам всерьез поверить в возможность Божественного водительства. А испытать его на себе без веры нельзя.

Мы уже говорили, как важно верить, что и с нами может произойти то же, что с Илией или Павлом. Но, услышав это, многие воскликнут: «Да кто я такой, чтоб сравнивать себя с великими? Мне и помыслить-то страшно, что Бог заговорит со мной и укажет мне путь; я даже мечтать не смею о том, чтобы оказаться на месте Моисея или Елисея!»

Говоря так, человек зачастую полагает, что тем самым прославляет Божье величие. На самом же деле подобная точка зрения противоречит тому, что Бог открыл нам о Себе в Библии и в личности Христа. Именно в Своем величии Он, «строя планы на день», берет в расчет и меня, и вас, и всякого, кого пожелает.

Люди, к которым обращался Бог в Библии — например, Моисей или Гедеон, — тоже нередко ссылались на то, что недостойны или не способны исполнить возложенную на них миссию. Такая реакция в каком-то смысле естественна, но неуместна, и Бог ясно дает это понять.

Если вам скажут, что вас просит к телефону, скажем, министр или высокое духовное лицо, вам, вероятно, тоже нелегко будет в это поверить, хотя речь идет всего лишь о людях. С одной стороны, вы вроде бы не настолько важная персона, чтобы их заинтересовать; с другой, их интерес к вам как бы возвышает вас в собственных глазах. Примерно такое же смятение чувств возникает, когда представляешь себе беседу с Богом. Но подобные мысли не имеют никакого отношения к Божьим замыслам относительно нас. Более того, они ведут к трагическому непониманию, способствующему тому, что мы не услышим слово Божье.

Во-первых, каждый из нас — очень важная персона. Мы настолько важны и дороги Богу, что Он отдал за нас жизнь Своего Сына и сделал наши тела храмом, в котором живет Дух Святой. И уж тем более Он может обратиться к любому из нас, когда пожелает.

Во-вторых, Его обращение к нам само по себе нас не возвышает. Для нас, как и для народа Израиля в древности, оно означает лишь возможность быть лучше и делать больше добрых дел, а также серьезную ответственность за ближнего. Но если, услышав голос Божий, мы преисполнимся чувства собственной важности, Он наверняка очень скоро лишит нас Своего покровительства, так как мы его не заслужили. Иисус учил, что в Царстве Небесном «кто возвышает себя, тот унижен будет», а гордыня неизбежно предшествует падению.

Желая услышать голос Божий, мы должны в то же время стремиться обрести благодать смирения. Бог с радостью даст ее нам, если мы вверимся Ему, если не будем притворяться не теми, кто мы есть на самом деле, если не будем возноситься, считать себя выше других и подавлять их волю. (Это безотказный способ обрести смирение. Попробуйте пожить так хотя бы месяц.)

«Рекордсменом всех времен и народов» по продолжительности разговоров с Богом является, безусловно, Моисей. Если в Книге рекордов Гиннесса был соответствующий раздел, Моисей наверняка возглавлял бы список. И при этом он был одним из самых смиренных людей, когда-либо живших на свете: «Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле» (Числа 12:3). Зависимость между его кротостью и близостью к Богу несомненна. В Псалме 24:9 сказано, что Бог «направляет кротких к правде, и научает кротких путям Своим».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: