Влияние тоталитарных сект на личность человека

 

Причины появления у человека склонности к религии и вовлечению в различные религиозные течения являются предметом интереса исследователей в различных областях знаний: истории, этнографии, социологии, психологии.

И. А. Чеснокова основную роль при вовлечении в секты отводит таким индивидуально-психологическим особенностям личности: индивидуально-типологическая расположенность; выраженность мотива аффилиации; недостаточный уровень развития навыков сопротивления манипулятивному давлению; деформация Я-образа, формирование образа жертвы, обманутого и несчастного человека [33].

Значительный вклад в анализ детерминант религиозности личности вносит Фрейд. Анализируя культуру первобытных людей, он говорит о наличии у них психотических форм религиозности, обусловленных необходимостью справляться с опасными проявлениями внешнего мира и собственными инстинктами. Основным психологическим механизмом, приводящим к формированию религиозного мировоззрения он называет психотические страхи (страх смерти и страх распада). Психотическое составляющая, считает Фрейд, присуща каждому религиозному человеку, и присутствует во всех без исключения религиозных практиках [35].

А. Кернберг основной причиной развития у человека такого свойства, как религиозность, называет недооформленные, диффузную идентичность, конфликт дистанции с другими людьми. Таким образом, религиозность личности играет важную роль в обеспечении жесткой внешней структуры с целью компенсации недостаточной внутренней структуры, и, таки образом, приобретении человеком идентичности, отнесение к определенной социальной группе. Моральная сторона религии, по мнению Кернберга, является агентом не значимым, внешним [8].

Развивая социальные тенденции психоанализа, Э. Фрей указывает на прямую связь уровня религиозности человека с наличием дихотомии души и тела в данном случае индивидуальная религиозность выступает в качестве защитного механизма, препятствующего возникновению невротических комплексов [35].

П. Буайе отмечает, что чувствительность личности к восприятию религиозных идей (соответственно, и уровень религиозности) связана со специфичностью функционирования мышления человека. Среди особенностей мышления, обусловливающие формирование религиозного мировоззрения, он называет антропоморфизм (способность к приписывание Богу чисто человеческих свойств памяти, мышления, мотивации поступков), способность к запоминанию фантастической информации вместе с реалистичной, умение вступать в социальные отношения с отсутствующими на Сейчас лицами, стремление к образованию очень больших коллективов неродственных индивидуумов. Таким образом, единственным необходимым условием для возникновения у человека религиозного мировоззрения Буайе считает наличие нормально функционирующего мозга, способного обрабатывать информацию естественным образом [16].

Г. Старшенбаум отмечает, что членами фанатичных религиозных групп чаще всего становятся зависимы индивиды, способные брать на себя ответственность за свою жизнь и чувствуя себя уверенно только в группе, руководствуется сильным лидером. Чем больше они теряют свою индивидуальность, тем сильнее требуют идентификации с лидером и группой. В религиозные секты часто попадают люди, занятые интенсивным духовным поиском, стремятся к познанию истины, нахождение простых и однозначных ответов на сложные вопросы [57].

Основными компонентами религиозности человека является вера в наличие высшего мощной силы и потребность в поддержке с его стороны [73].Важную роль в структуре религиозности играют волевые процессы, ведь вера предполагает концентрацию всего психической жизни личности на религиозных образах, идеях, чувствах, переживаниях, что может быть достигнуто путем применения значительных волевых усилий. С помощью волевых качеств регулируется поведение религиозной личности: происходит угнетение естественных потребностей и желаний, осуществляется постоянный контроль над мыслями и поступками, теряется интерес к нерелигиозных аспектов жизни [64].

О. В. Сучкова, рассматривая религиозность как интегративное явление, выделяет в ее структуре три основных компонента:

· когнитивный (религиозные знания, верования, представления;

· эмоциональный (чувства и эмоциональные переживания, связанные с религией);

· поведенческий (действия в отношении религиозного культа).

Е. А. Ходжаева и Е. А. Шумилова предлагают дополнить данную классификацию такими компонентами как идентификационный (осознание человеком принадлежности к определенной конфессии) и нормативно - ценностный (интериоризация религиозных норм и ценностей в повседневной жизни) [59].

Более расширенным является подход И. Ф. Мягкова и Ю. В. Щербатих, описывающие религиозность человека как совокупность следующих компонентов: индивидуальная философская концепция человека (склонность к идеалистической философии), отношение к магии, тенденция к поиску поддержки в религии, внешние признаки религиозности, интерес к загадочным и таинственных явлений [43; 69].

Таким образом, религиозность является устойчивой характеристикой личности, обусловленной рядом историко-культурных, общественных и психологических причин. В современном обществе наблюдается переход от традиционности и консервативности религиозных взглядов к индивидуально - религиозным, сформированных на основе активного духовного поиска и сознательного выбора.

А. А. Гариным и А. В. Ивановым отмечается, что идеи религиозного этического содержания при сочетании их с ограничением в питании, депривациями сна, регулярным выполнением специфичных физических упражнений в одних случаях могут способствовать развитию острого душевно-психологического состояния личности с аффектом экстаза, многоречивостью, периодами сильного психомоторного возбуждения, а в других случаях - формированию ощущения спутанности мыслей в комплексе с чувством агрессивного напряжения по отношению к «иноверцам» [1].

Определяя индивидуальную религиозность как исключительно субъективную, личностно-обусловленную характеристику человека, исследователи считают ее источником как положительных, так и отрицательных последствий, которые могут варьироваться в зависимости от степени проявления и структуры данного качества. Так, М.Аргайл считает, что внутренняя вера (которой, по сути, является именно индивидуальная религиозность) имеет положительное влияние на психическое здоровье человека, внешний же сторону (то есть религия как объективно - общественное явление) влияет негативно, что обусловлено посещением человеком церкви ради достижения определенных целей. В то же время, у верующих, которые регулярно посещают церковь, участвуют в церковных обрядах, наблюдается более низкий уровень депрессии, тревоги, положительная реакция на стресс и выше, чем у неверующих, самооценка [4].

З. Фрейд, говоря об основных признанные религии современного мира, называет их «коллективным неврозом». Чувство религиозности, по его мнению, приводит к появлению в сознании личности внутреннего конфликта, в рамках которого формируется невротическое чувство вины и неудовлетворенности самим собой. Характерной особенностью проявления религиозности на невротическом уровне является жесткий самоконтроль и стремление к преодолению собственной деструктивности. (Литвинова)

Л. Фестингер, характеризуя специфику включенности человека в деструктивные культы, акцентирует внимание на проблематике устойчивости религиозных представлений. Следствием такого свойства религиозности является возникновение в личности когнитивного диссонанса, когда в сознании человека сталкиваются две или более неподходящие друг другу идеи. Пути преодоления когнитивного диссонанса при этом могут варьироваться от изменения поведения в связи с новой информацией к игнорированию ее путем многообразных механизмов психологической защиты. [71].

П. Б. Ганнушкин указывает на связь сексуальности, агрессии и религиозных чувств. Вдохновение и экстаз религиозных фанатов во время молитвеного ритуала вызывают у него выброс внутреннего наркотика - эндофрина. Таким образом, человек стремится к уходу от своего «Я» в «мы», растворяясь в группе единомышленников, где чувствует себя в безопасности. (Старшенбаум) Однако иногда положительные религиозные эмоции оказываются слишком сильно, в результате чего происходит перенапряжение психики. Подобные моменты экстатического подъема могут приводить и к эмоциональным сбоям, и, как следствие, развития психических отклонений (Аргайл).

Д. Бетсон и Л. Вентис как крайнюю форму проявления религиозности личности рассматривают принадлежность к деструктивным сектам и культам, подчеркивая особую устойчивость религиозных представлений людей [36].

Н. В. Петрова, анализируя различные точки зрения на критериальную базу деструктивности, в качестве такой выделяет [46]:

· отрицательное отношение человека к основам действующего конституционного строя и государственным символам, к традиционной этнокультуре, общественной морали и народному менталитету, к ценностям традиционной религии и к внекультовому социуму;

· противоправная деятельность, которая выражается в создании организаций экстремистского типа, пытающихся изменить генетический код нации, использовать психологические методики контроля сознания, поведения и мышления;

· нарушение права личности на свободу и независимость, разрушительная деятельность в отношении к личности человека через жесткую регламентацию жизни адептов, совершение ритуальных и массовых самоубийств;

· применение современных методик психологического давления, гипноза, контроля сознания, поведения, эмоций и мышления, употребление адептами секты различных психотропных веществ, отрицательно влияющих на их образ жизни, общее психическое, эмоциональное и физическое состояние.

В. И. Ибрагимовым, на основании изучения новых религиозных организаций, к которым им относятся все организации и движения, которые называют себя «нетрадиционными», «альтернативными» религиями или «культами», под деструктивной деятельностью понимается такое воздействие на личность человека или группу людей, которое с тяжелыми, необратимыми последствиями разрушают ее структуру:

· биологическую – нанесение ущерба здоровью, психические заболевания, суицид;

· духовно-нравственную - разрушение традиционных для общества ценностей, идеалов и нравственного облика.

Следствием такого воздействия выступает ущерб психическому и физическому здоровью адепта, материальный ущерб, который связан с потерей работы, учебы, а также с требованием лидерами секты материальных вложений или же передачи в пользу организации личного имущества, посттравматический стресс на этапе выхода из секты, деградация ряда х личностных качеств адепта, разрыв его связей с родными, близкими и друзьями. Все это приводит к значительному ухудшению качества жизни индивида [26].

И. А. Чесноковой относится к критериям деструктивности тяжелые социально-психологические нарушения, которые создают трудности в коммуникации и жизнедеятельности, а также препятствующие процессу реадаптации бывших членов секты к жизни вне ее: фобии, страхи, неврозы, апатию, депрессию, тревожность, фрустрацию [33].

По мнению В. Ю. Асланян, негативные последствия психологического воздействия служителей различных религиозных культов можно наблюдать в виде снижении уровня выраженности у адептов отраженной субъектности после начала их вовлечения в деятельность сект, а также в виде унификации их личностных проявлений [33].

Под влиянием деструктивных сект личность ее члена приобретает аддиктивного характера, становится полностью пидкорюваною интересам группы; поведение становится таинственной, отношение к членам семьи - осуждающим, имеет место подмена аналитического мышления магическим. (Старшенбаум) Кроме этого, наличие новой идентичности приводит к конфликту между предыдущей и сложившейся аддиктивным личностью, который провоцирует напряжение. Вышеописанные факторы повышают риск возникновения у человека психических заболеваний и расстройств. (Короленко)

В частности, Волков Е.Н. выделяет психические и психосоматические группы психологических проблем, которые являются как причиной, так и следствием участия человека в деятельности деструктивных культов.

Психические проблемы включают депрессию, посттравматический стресс, задержку психического развития, чувство вины, страх, нарушение личной идентичности, неспособность устанавливать близкие отношения с окружающими, потеря автономии, паранойя, апатия. Большинство людей попадают в секты в состоянии в состоянии психологического кризиса, отчаяния, таким образом, религиозная зависимость является способом ухода от тревоги, ответственности, необходимости решать свои личностные и духовные проблемы [26].

Психосоматические проблемы обычно возникают после вхождения человека в секту, и проявляются в нарушениях сна, пищевых расстройствах, сексуальных проблемах, появление психосоматических симптомов (головные боли, боли в спине, астма), а также ухудшении физического состояния, общей усталости [8; 63].

В течение последних лет отмечено сильное влияние, которое включает в себя восточную медитацию, попытки к исцелению, тантрические ритуалы, мистическую терапию, карты Таро, канализирование. Погружение личности в мир достаточно далеких представлений, способствует стимуляции глубинных сфер ее подсознания. Такое состояние является непривычным, в связи с чем представляет значительную угрозу для целостности психики человека. Угроза при этом состоит в возможности для прорыва и инфляции сознания при помощи материалов коллективного подсознания. Принятые в восточных культурах подходы интерпретируются и применяются сектами соответственно разработанным в них практикам и индоктринации.

Специалисты, которые изучают эти явления, обращают внимание также на то, что участие в сектантских группах приводит человека к формированию эмоциональной регрессии, в ходе которой происходит трансформация точки зрения индивида на происходящие в мире события с незаметным, постепенно усугубляющимся разрывом с реальностью. Предлагаемое сектами бегство в призрачный мир приводит к высокому уровню самоизоляции и отчуждения. Существует также угроза расщепления сознания, что клинически может проявляться в формировании психических нарушений вплоть до развития у сектанта шизофреноподобных состояний. Известно, что у человека, который подвергнут сенсорной депривации на протяжении долгого времени, даже без проведения специального индоктринирования, происходит формирование значительного оживления функционирования «архаического мозга» со стимуляцией воображения, фантазий, с проявлением снов наяву (специальные методы индоктринации усиливают данный процесс и придают емумысловое содержание).

Специалисты по деструктивным культам обращают также внимание на то, что приблизительно 50% членов разнообразных групп проявляют психотические шизофреноподобные изменения, а также нарушения восприятия, что в итоге приводит к невозможности адепта справляться с простыми задачами повседневной жизни. По мере утраты человеком данной способности у него нарастает уровень отчуждения, снижается толерантность к жизненным трудностям, а также наблюдается опасность возникновения аддикций [32].

С. А. Фирсов в связи с этим, отмечает, что длительный период изоляции человека от внешнего мира способен изменить его психическое и физическое состояние до неузнаваемости. Оно эффективно готовит адепта к внушению, в том же направлении воздействуют тяжелые физические и психические перегрузки и длительная бессонница. Массированная сенсорная депривация в большинстве случаев сопровождается не только ростом внушаемости. Также происходит активизация одного из видов психологической защиты – регрессии, что выражается в таких явлениях как деперсонализация и формирование растущей зависимости от определенного значимого лица.

На этой базе происходит формирование и закрепление дуалистического способа мышления «или – или» и связанной с ним контрастной «черно-белой» логики. Одновременно происходит выработка иммунитета против других, новых способов видения мира, за счет утайки значимой информации, которая способна привести к изменению построенной таким образом системы. Фактически это регресс и инфантильность, или возврат человека к детскому мышлению. Сопутствующим явлением при этом становится также утрата чувства юмора и спонтанности.

Аскетический режим вызывает у человека ломку обменных процессов и, как следствие, угнетаются нервные клетки. Неподвижная поза, полузакрытые уткнувшиеся в стену глаза, однообразие звуков и запахов – все это провоцирует изоляцию мозга от внешнего мира, вызывая в коре и подкорке стойкий процесс торможения, которое могло бы перейти в глубокий сон, если бы не навязанный адепту ритм бесконечных повторений. Ритм формирует у человека стойкий очаг возбуждения, вокруг которого формируется тормозная зона, которая блокирует нервную систему. В результате такого торможения у человека формируется ощущение безразличия, утрата интереса к окружающему его миру и даже собственной жизни. Угасают эмоции и пропадают любые желания. По мере усиления звука торможение иррадиирует, охватывая при этом все области коры мозга, что и вызывает утрату у человека ориентации. Тогда пространство и время как бы исчезают, и устанавливается сумеречное сознание без проблесков мысли [39].

Кроме этого, как уже отмечалось нами ранее, изоляция человека от близких, знакомых, средств информации и т.п. приводит к сенсорной изоляции (депривации), а это, в свою очередь, провоцирует формирование чувственного и эмоционального голода, обуславливает развитие депрессии, апатии, заторможенности, которые периодически сменяются чувством эйфории. При этом у человека могут наблюдаться нарушения памяти, которая находится в прямой зависимости от уровня эмоционального возбуждения. В связи с этим значительно облегчается формирование специфической узости мышления, при этом, нарушения мышления поддерживаются исполнением адептом специальных техник (пение жестами, произнесение молитв, монотонное скандирование, общение на «языках», рецитация мантр). Беспрерывная концентрация внимания и сознания индивида на словосочетаниях мантр (даже лишенных понятийного смысла) снижает уровень влияния следов его прошлой психической деятельности. Так организуется формирование «чистого сознания» из которого исключено адекватное восприятие внешнего мира. Мозг в данный момент реагирует исключительно на те стимулы, на которые предварительно настроили человека. Это состояние очень близко к самогипнозу, когда снимаются системы логического контроля и отсутствует критика [11].

Таким образом, на основании проведенного анализа особенностей влияния деструктивных культов на личность человека, можно выделить общий и наиболее значимый, по нашему мнению, критерий деструктивности, который проявляется в нанесении явного вреда физическому и психическому здоровью как самих адептов секты, так и людей, которые не имеют отношения к секте.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: